Работа вожатого с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях

Разделы: Профессия — педагог


Цель: Дать основы психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях в условиях временного детского коллектива

Задачи:

  • Познакомить с особенностями личности и поведения детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
  • Способствовать освоению экспресс-диагностики, методики и технологии работы вожатого с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях;
  • Дать рекомендации по профессиональному взаимодействию с различными категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и поддержанию дисциплины в отряде.

Сценарий занятия

1 этап: Потребностно-мотивационный

В лагерь приезжают дети разные, в том числе дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях.

Мы хотим вам помочь, подсказать, как работать с такими детьми в лагере. Золотой ключик к сердцам таких ребят лежит в знании их психологии, умении выслушать и услышать, понять и почувствовать каждого, в умении увидеть все их глазами, принять их беды своим сердцем.

Возможно после сегодняшнего занятия, вам будет легче найти свой почерк в общении с такими ребятами*.


* Леванова Е.А. Готовность работать с подростками. – М.: МПГУ, 1993, 152 с.

2 этап: Информационный

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин “трудная жизненная ситуация” относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в психолого-педагогической литературе.

Под этим понятием понимают ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом.

Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Однако в современном обществе остро стоит проблема дезорганизации семьи. Это связано прежде всего, с нарушением взаимодействия между супругами, рассогласованием в системе “родитель – ребенок”, взаимным отчуждением детей и родителей и др.*


* Майданкина И. В. Причины девиации в поведении детей и как их избежать // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 160-162.

Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультурных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей, испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В Федеральном законе Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации” от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 28 ноября 2015 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это - дети:

  • оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый ребенок, т. к. источниками риска могут быть:

  • искусственная среда обитания (экологические аспекты);
  • внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);
  • естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);
  • непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска - горы, пещеры и т. д.; активный спорт);
  • социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.); и др.

3 этап: Диагностический

Предлагаем вашему вниманию экспресс-методики для обследования подростков. Они сориентируют вас в контингенте отряда и помогут определить круг детей, требующих вашего особого внимания.

Тест “Я и мы”.*


* Сысоева М.Е., Ханаева С.С. Основы вожатского мастерства / Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы “РОН”, 2002. – 128 с.

Вопросы:

1) Ты совершил нехороший поступок. Несправедливо обвиняют твоего товарища. Твои действия:

а) признаешься в совершённом поступке;

б) тебе будет стыдно, но ты промолчишь;

в) обрадуешься тому, что тебя не уличили.

2) Если во время спора ты замечаешь, что ошибся:

а) тут же исправляешь ошибку;

б) перестаешь спорить;

в) хотя и знаешь, что допустил ошибку, продолжаешь доказывать свою правоту.

3) Любишь ли ты говорить о недостатках людей?

а) нет;

б) иногда;

в) да.

4) Обычно ты вступаешь в спор, потому что хочешь:

а) защитить тех, кто в этом нуждается;

б) вызвать таким образом восхищение окружающих;

в) получить какую-то выгоду.

5) Огорчаешься ли ты, когда видишь, что кто-то делает что-нибудь лучше тебя?

а) нет;

б) немного;

в) очень сильно.

6) Доставляет ли тебе удовольствие, когда тебе завидуют:

а) нет;

б) немного;

в) очень сильно.

Обработка и интерпретация данных:

а) 0 балов;

б) 1 балл;

в) 2 балла

Если сумма баллов:

  • от 0 до 4 баллов – ребенок считается с интересами других людей:
  • от 5 до 12 баллов – ребенок самоутверждается за счет интересов других людей

Диагностика отклонений в самосознании личности (ДОСЛ)

Вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Нравится ли тебе твое имя?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Почему?

3. Кто ты?

а) человек;

б) женщина;

в) мужчина;

г) русский (украинец, татарин и т.д.);

д) ученик;

е) мать (отец);

ж) сын (дочь);

з) не знаю

4. Нравится ли тебе твоя внешность?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Почему?

5. Ты хороший человек?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Почему?

6. Как ты считаешь, на кого больше похож?

а) на папу;

б) на маму;

в) на папу и на маму одинаково;

г) на кого-то еще (напишите на кого);

д) не знаю

е) ни на кого

Почему?

7. Считаешь ли ты себя счастливым человеком в настоящее время?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Почему?

8. Был ли ты счастлив в прошлом?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Когда?

Почему?

9. Считаешь ли ты, что будешь счастлив в будущем?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Когда?

Почему?

10. Считаешь ли ты, что ты имеешь право действовать так, как ты хочешь?

а) скорее да;

б) не знаю;

в) скорее нет;

г) нет

Почему?

11. Считаешь ли ты, что имеешь обязанности перед окружающими тебя людьми?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Какие?

Почему?

12. Считаешь ли ты, что имеешь обязанности перед обществом и государством?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Какие?

Почему?

13. Если бы ты мог осуществить три любых желания, то какие желания ты бы реализовал?

а) ______________________

б) ______________________

в) ______________________

г) не знаю;

д) не имею никаких желаний

Почему?

14. Хотел бы ты что-либо изменить в своем характере?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Что?

Почему?

15. Хотел бы ты что-либо изменить в окружающем тебя мире?

а) да;

б) скорее да;

в) не знаю;

г) скорее нет;

д) нет

Почему?

Обработка и интерпретация данных:

  • Норма: 0 – 14 баллов;
  • Не выраженные отклонения: 15 – 28 баллов;
  • Выраженные отклонения: 29 – 42 балла;
  • Резко выраженные отклонения: 43 – 56 баллов.

Ключ:

1 а - 0 5 а - 0 8 а - 0 11 а - 0 14 а - 0
  б - 1   б - 1   б - 1   б - 1   б - 1
  в - 2   в - 2   в - 2   в - 2   в - 2
  а - 3   г - 3   г - 3   г - 3   г - 3
  д - 4   д - 4   д - 4   д - 4   д - 4
2 а - 0 6 а - 2 9 а - 0 12 а - 0 15 а - 0
  б - 1   б - 2   б - 1   б - 1   б - 1
  в - 1   в - 0   в - 2   в - 2   в - 2
  г - 2   г - 2   г - 3   г - 3   г - 3
  д - 3   д - 1   д - 4   д - 4   д - 4
  е - 3   е - 3 10 а - 0 13 (3) - 0    
  ж - 3 7 а - 0   б - 1   (2) - 1    
  з - 4   б - 1   в - 2   (1) - 2    
3 а - 0   в - 2   г - 3   г - 3    
  б - 1   г - 3   д - 4   д - 4    
  в - 2   д - 4            
  г - 3                
  д - 4                

4 этап: Деятельностный (работа в группах)

Работа с таблицей “Прогнозируемые трудности” методом “Мозгового штурма”

Задание: Впишите в таблицу соответствие перечисленных ниже проблем возрасту детей: *


* Сысоева М.Е., Ханаева С.С. Основы вожатского мастерства / Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы “РОН”, 2002. – 128 с.

Прогнозируемые трудности Возраст детей
Непослушание, действие наперекор, постоянные споры  
Быстрая утомляемость  
Упрямство, непоседливость, споры по поводу и без  
Проявление чрезмерной самостоятельности  
Впечатлительность, эмоциональная неуравновешенность  
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, интерес к себе  
Девочки опережают в своем физическом развитии мальчиков  
Обыкновенные вопросы выводят из равновесия и кажутся посягательством на независимость  
Копирование привычек, манеры поведения и лексикона взрослых  

Игра “Объединение по признаку”

Задание: Объединитесь в группы по признаку – с какой возрастной категорией детей вы хотите работать в лагере

Игра “Три лыжника” (по Силантьевой О.В.)

Задание:

  • Составьте портрет трех разных типажей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые потенциально попадут в ваш отряд;
  • Какую цель в работе с каждым из этих типажей вы себе поставите? Сформулируйте ее в одно-два предложения.
  • Подберите способы и средства актуальные в работе с этими детьми по достижению поставленной вами цели;

Подведение итогов игры.

Блиц-опрос

Задание: Опишите свои действия в следующих ситуациях

Ребята выполняют ваше задание, у одной из девочек ничего не получается. Она впадает в истерику. Что предпринять?

На спортивном мероприятии девочка во всеуслышание заявляет, что не будет участвовать в соревнованиях, не объясняя причины. Как действовать вожатому?

Вожатый застает одного из своих детей с сигаретой. Как поступить?

Проходя мимо группы детей, вожатый слышит нецензурную речь. Что делать?

Дети играю в карты на деньги. Что предпринять?

Ребенок большую часть времени проводит, погрузившись в гаджеты. Как реагировать?

Рекомендации по работе с разными категориями детей, находящимися в трудных жизненных ситуациях

С детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях часто происходят форс-мажорные события. В такие моменты необходимо:

  • быть рядом с ребенком, успокоить его и поддержать;
  • перестать требовать от него “полагающегося” поведения и свести к минимуму свои ожидания и претензии;
  • сообщать требование или запрет дружественно-разъяснительным тоном;
  • в случае необходимости делать замечания адресно.

(Действия вожатого в конкретных форс-мажорных ситуациях представлены в раздаточном материале – см. приложение)

5 этап: Рефлексивный

Подведение итогов работы.

Вопросы:

  1. Было ли полезным сегодняшнее занятие?
  2. Есть ли потребность в дополнительной информации по данной теме?
  3. Поможет ли вам проделанная работа в вожатской деятельности?