Программа по командообразованию в педагогическом коллективе «Сказкотерапия средствами ролевой игры»

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Сказка для нас может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. В самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дает возможность примерить на себя новую роль и пережить другой опыт, новые чувства радости и горести.

Это уникальная возможность пережить, “проиграть” жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы. И ставит сказку в ряд с самыми эффективными, безопасными способами работы с педагогами.

Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Чтобы я сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет “проиграть” такие вымышленные ситуации, каких нет, и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть “потемками”, а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает? У человека появляется возможность действовать в роли, маске, проигрывая какую-либо сказку, что и создает безопасные условия и пространство для него.

Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку и взрослому пофантазировать?

Сказка помогает в работе с педагогами, в частности в развитии чувства общности педагогического коллектива. Педагоги, работая с детьми, порой забывают о себе, о своих чувствах, переживаниях, то есть о своем внутреннем мире и находятся часто в эмоциональном напряжении, затрачивая свои физические и психологические ресурсы.

Наша программа может помочь создать условия для раскрытия своих возможностей, осознания своей уникальности, занять свое место в коллективе, дать возможность членам коллектива ощутить себя единым целым и пережить радость взаимного принятия. Каждый взрослый немножко ребенок и тоже хочет играть, и радоваться, и дружить, и общаться. И эти сказки дарят нашим педагогам, может, приятные минуты, а может, помогут решить свои внутренние проблемы, прожить в какой-либо роли, заглянув в свой внутренний мир, почувствовать доброту и мудрость сказок и подарить душевное тепло окружающим тебя людям.

Решая поставленные задачи, сказка дает нам возможность приблизиться и достигнуть нашей цели, то есть развитие общности коллектива.

Цель работы: Развитие общности коллектива;

Задачи:

Создание условий:

  • Для осознания участниками уникальности себя, своих чувств, эмоций;
  • Для эмоциональной комфортной обстановки в коллективе;
  • Для раскрытия внутреннего ресурса;
  • Для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
  • Для более близкого знакомства участников друг с другом;
  • Для расширения ролевого репертуара.

Условия проведения:

  • Помещение – методический кабинет;
  • Участники приглашаются в группу на добровольной инициативе;
  • Количество участников – до 25 человек;
  • Контингент – педагоги, специалисты;
  • Количество занятий – 5 занятий;
  • Время занятий – 2 часа;
  • Периодичность - один раз в месяц, 4-й четверг месяца.

Тематический план:

  • 5 занятий:
  • 1-2 вводные;
  • 3-4 основные;
  • 5 – заключительное;

Занятие №1 Вводное

Тема: "Знакомство со сказкой".

Задачи:

  • сформулировать правила группы;
  • создание теплой и доверительной обстановки в группе.
  • установление контактов в общении.

Представление себя. Снятие ожидания. Заключение контракта на работу группы.

Разогрев (Приложение 1)

“Найти две ошибки”, “Вот это здорово!”, “Передай движение”

Деление на компании. (Директор связывает 5 ленточек в узел. Участники не знают об этом. Участники выбирают одну ленточку из многих и держатся за нее. Директор отпускает узлы ленточек и каждый участник видит с кем он в связке, то есть в компании)

- Мы поделились на компании. А мы знаем, что во многих играх существуют правила. И нашей группе необходимы правила группы, без них не может существовать любая группа. Придумайте, пожалуйста, каждая компания по одному правилу, которое необходимо для нашей группы. Правила сказочные. Может какая – то сказка подскажет.

Каждое правило нарисовать и написать ( Когда правила будут готовы, каждая компания озвучивает свое правило).

“Звукоподражание”.

Участникам раздаются карточки с названием животных. Участники карточки друг другу не показывают.

- Прочитайте, свою карточку. С закрытыми глазами с помощью звукоподражания найдите свою компанию (участники начинают озвучивать своего животного, например, коровы - му-му, бараны – бе-бе, кошки- мяу- мяу, собаки- гав-гав и т.д.).

Мы поделились на компании. Каждый раз мы будем попадать в сказку, необходимо придумать ритуал вхождения в сказку и выхода из сказки.

(Участники придумывают, и каждая компания озвучивает и показывает. Выбирают один вариант)

Ритуал вхождения в сказку.

После ритуала участники остаются в двух компаниях. Каждой компании раздаются листочки чистые и ручка.

- Пожалуйста, придумайте одного героя и три прилагательных. Этот листочек отдайте другой компании. Компания придумывает, как можно обыграть этого героя, характеризующего этими прилагательными.

(Участники готовятся 15 минут, и каждая компания показывает)

Шеринг из роли.

Снятие ролей.

Шеринг (участники делятся своими чувствами и эмоциями по поводу сегодняшней встречи, сказки, разогревов)

Выход из сказки.

Один участник берет книгу, открытую со сказками в руки. Все участники встают вокруг книги со сказками. На счет 1,2,3 книгу закрывают.

Занятие №2 Вводное

Тема: “ Ты, да я, да мы с тобой”

Задачи:

  • помочь установить добрые и теплые отношения друг с другом;
  • поднять общий эмоциональный фон;

1.Круг приветствия. Снятие ожидания.

Заключение контракта на работу группы.

- Прошел один месяц, что-то произошло за это время интересное, важное для Вас. Поделитесь, пожалуйста, с нами тем, что для Вас важно и безопасно.

(Участники высказываются)

2.Разогрев (Приложение 1)

“Походка”, “Любимое время года”. “Дни рождения”, “Гроза, ураган, землетрясение”

3.Ритуал вхождения в сказку

“Ручеек”

Все участники делятся на пары, в произвольном порядке. Пары встают друг за другом, поднимая руки над головой, объединив в домик. Один участник проходит между парами по всему ручейку и выбирает себе новую пару. Оставшийся участник выбирает себе новую пару и так далее, до тех пор,   пока все участники не пройдут по ручейку.

4. - Мы предлагаем сегодня сказку, знакомую Вам, в связи с проектом детского сада “Животные”. Сказка “Кто сказал мяу?” Сутеева.

Давайте, её вспомним, кто-то начнет, остальные помогают (участники рассказывают).

5.Выбор ролей.

- Мы вспомнили сказку, героев. Пожалуйста, каждый выберите себе роль, роль может быть не только главной, в сказке могут ожить и предметы, и природа (Участники выбирают роли). Теперь можно свою роль обозначить ленточками.

6.Построение сцены.

7.Проигрывание сказки.

8.Снятие ролей.

9.Шеринг.

10.Выход из сказки.

Занятие №3 Основное

Тема: “Волшебный мир”

Задачи: - проявление индивидуальности и инициативы членов группы;

- развитие спонтанности;

I. Круг приветствия (события за прошедший месяц, настроение и ожидания)

- Мы не виделись два месяца, и событий за это время произошло много.

У кого-то успехи и достижения, у кого-то новые приобретения и многое другое. Расскажите пожалуйста немного о себе и событиях важных для Вас, может как-то сказка отразилась в Вашей жизни.

II.Вхождение в сказку “Ручеек”

III. Разогрев (Приложение 1)

  • “Слухачи”
  • “Сантики-фантики-лимпопо”
  • “Мойка машины”
  • “Волшебный мешочек”

У нас есть волшебный мешочек, потрогайте и достаньте, пожалуйста, то, что Вас заинтересовало или Вам понравилось. И расскажите о нем, от 1-го лица (например: кто я, чей я, какое мое предназначение, мой характер) (Каждый достает свой предмет и рассказывает).

Все предметы, которые нас окружают, кажутся нам обыкновенными, а сказка помогает им ожить, они имеют свой характер, свое настроение, свою индивидуальность, так же как и мы. И сегодня особенный день (немного обобщить, услышанное от педагогов), мы можем дать возможность зажить своей жизнью каждому предмету и герою сказки.

IV. Волшебные атрибуты: фонарь, платок, шкатулка.

а) Выбор сказки:

Мы предлагаем сейчас встать рядом с тем предметом, который на данный момент чем-то интересен. (С помощью социометрии педагоги определяют предмет на выбор). Вспомните, пожалуйста, сказки с этим предметом.

(Если сказок много, то с помощью ленточек они выбирают одну сказку. Кто назвал сказку, тот и кладет ленточку, все встают возле понравившейся сказки. Выбор происходит до одной сказки. “Если не моя сказка, то чья?”)

б) Вспоминаем сказку. в) Выбор ролей. г) Построение сцены.

V.Проигрывание сказки.

VI. Шеринг из роли.

VII.Снятие ролей.

VIII.Шеринг (заключительный обмен мнениями).

IX. Выход из сказки. (Все окружают книгу детскую со сказками и вместе закрывают ее.)

Занятие № 4

Тема: “Из капли вырастает море”

Задача:

  • выравнивание эмоционального фона;
  • развитие общности группы;

1. Круг приветствия.

Мы рады Вас видеть снова. Прошло много времени с прошлой встречи. Произошли какие- либо события за этот месяц. Поделитесь с нами. О своем настроении и ожиданиях от сегодняшней встречи.

2. Ритуал вхождения в сказку

“Ручеек”

3.Разогрев (Приложение 1)

“Пересадки, или что нас объединяет”, “Паровозик Я + хороший”, “Путаница”, “Дадим отпор”

4. Деление на компании.

- Выберите, пожалуйста, карточку одного цвета (карточек 5 цветов).

Найдите участников с таким же цветом карточки (участники объединяются в компании по цвету)

5. Основная часть.

- Вспомните, пожалуйста, каждая компания и напишите на листочках цветных сказки о взаимовыручке, поддержке и дружбе. По одной сказке от компании. Когда напишите, положите свой листок в центр в виде цветка. Сказки озвучиваются.

Встаньте, пожалуйста, возле лепестка со сказкой, которая Вам интересна чем-то или близка Вам (Выбор сказки участниками).

6. Вспоминаем сказку.

7.Выбор ролей

8.Построение сцены.

9.Проигрывание сказки.

10.Снятие ролей.

11.Шеринг. Заключительный обмен мнениями.

12.Выход из сказки.

Занятие №5 Заключительное

Тема: “ Мы вместе”.

Задачи:

  • развитие умения понимать другого;
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие спонтанности участников;
  • развитие общности группы;

1. Круг приветствия.

2. Ритуал вхождения в сказку “Ручеек”

3.Разогрев (Приложение 1)

“Два круга”, “Лучики солнышка”. “Перекати мяч”, “ Волшебная ярмарка”

4. Деление на пары в произвольной форме.

- Вспомните, пожалуйста, о сказке в Вашей жизни. Как она появилась в Вашей жизни, какое место занимает на сегодняшний день. Эти сказки могут быть . Каждый участник рассказывает друг другу по очереди в течение 5 минут.

- Давайте объединимся в общий круг, и поделимся об услышанном и рассказанном. Может, воспоминания, вызвали какие-то чувства, эмоции.

Рассказываем только о чувствах и эмоциях, не затрагивая личности, или с разрешения участника.

5. Придумывание общей сказки.

- Сейчас мы вспомнили сказки нашего детства или наших детей, внуков. Эти сказки народные, авторские. У нас сегодня особенный день, в этот день будет рождена новая сказка, и она будет наша, мы её сочиним сами.

(Директор начинает со слова “Однажды...” и передает слово следующему участнику по кругу. Можно добавить слово и предложение)

6. Выбор ролей.

7. Построение сцены.

8. Проигрывание сказки.

9. Снятие ролей.

10. Шеринг. Заключительный обмен мнениями.

11. Выход из сказки.


Приложение 1

Разогревы:

1. “Найди 2 ошибки”

Участники встают в две шеренги друг напротив друга таким образом, чтобы у каждого была пара. В течение одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей “пары”.

Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности два признака (например, снимает шарфик, чем-то меняется с соседом). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них -определить, что же изменилось в облике его партнера по игре. Затем участники меняются ролями.

Заранее приготовить атрибуты: косынки, бусы ит.д.

2. “Вот это здорово!”

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам поделиться тем, что они умеют.

- “Я умею... (например, вышивать, ездить на велосипеде, улыбаться и т.д.)” А участники, вытягивая правую руку вперед, сжимая кулак и поднимая палец, произносят слова хором: “Вот это здорово!”. Все участники принимают в этой игре участие.

3. “Передай движение”

Участники стоят в кругу. Ведущий показывает движение на взаимодействие участнику, стоящему рядом ( например, погладить по плечу, посмотреть в глаза и т.д.).А участник в свою очередь передает это движение следующему и так далее. Это движение должно пройти по кругу. Другой участник придумывает и показывает свое движение. С каждым разом темп передачи движения увеличивается.

4. “Походка”

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому участнику пройти на новое место в кругу разной походкой ( например, походкой балерины; человека, идущего по горячему песку и т.д.)

5. “Любимое время года”

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает объединиться группами по любимым временам года. И каждая группа делиться с другими участниками причину выбора того или иного времени года.

6. “Дни рождения”

Участники встают в круг. Ведущий предлагает объединиться по месяцам/ сезонам дней рождения в группы.

7. “Гроза, ураган, землетрясение”

Участники объединяются в тройки: двое образуют домик, поднимая руки над головой третьего участника- жителя домика. Со словами “гроза” жители ищут новый домик себе, а домики стоят на месте. Со словами “ураган” домики ищут нового жителя, а житель стоит на месте. Со словами “землетрясение” все участники меняются местами. Образуя новые дома и жителей.

8. “Слухачи”

Все участники стоят в кругу. Два или один участника выходят из комнаты. Оставшиеся участники загадывают слово, состоящее из трех слогов (например, со-ба-ка, ка-ре-та и т.д. без шипящих). Слоги произносятся одновременно. Задача - вышедшим участникам угадать (услышать) слово.

9. “Сантики - фантики - лимпопо”

Все участники стоят в кругу. Два или один участника выходят из комнаты. Из оставшихся, один участник становиться ведущим, оставаясь на месте и показывает движения, меняя их в процессе, а все повторяют. Задача - вышедшим участникам необходимо угадать ведущего.

10. “Пересадки, или что нас объединяет”

Все участники встают в круг. Первым проводит упражнение сам ведущий. Он громко называет признак, объединяющий всех или какую-то группу участников. Если названное ведущим качество, присуще участникам, они меняются местами.

Например: “Пересаживаются все те, кто живет на планете Земля; кто любит мороженое; кто хоть раз участвовал в тренинге; кто любит шумные вечерки; кому иногда бывает грустно; кому хоть раз сопутствовала удача; кто любит море или хотя бы раз был на море; кто знает, чего хочет в жизни.

11. “Паровозик Я + хороший”

Все участники встают друг за другом и кладут друг другу на плечи руки. Первым встает ведущий тренинга. “Паровозик” начинает двигаться по комнате.

Ведущий первый говорит: “Я (имя) хороший (ая)”. Все хором громко повторяют за ним: “Ты (имя) хороший (ая)”. Так продолжается дальше, пока каждый из участников не назовет себя хорошим.

12. “Путаница”

Один участник выходит из комнаты. Остальные участники встают в круг, держась за руки, запутываются, не отрывая рук. Задача: вышедшему из комнаты участнику распутать “путаницу”.

13.“Дадим отпор”

Все участники становятся в круг. Ведущий называет всевозможные страхи и опасности. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг, остальные участники берутся за руки (как бы, защищая тех вошел в круг) и громко, дружно говорят “Дадим отпор!”

  • Фразы ведущего всегда начинаются: “На нас напало ....”
  • Ответ участников начинается с фразы: “Дадим отпор...”

Пример: “На нас напали маленькие зеленые человечки”

“плохая погода” “... много домашних дел” “...усталость” “.. .нехватка времени” “.. .большая ответственность” “...скука” “.. .чувство грусти” “...чувство одиночества” “...чувство вины” “...злость” “.. .чувство стыда” “...неуверенность в себе” “...неудача”

Участники предлагают свои варианты.

14. “Два круга”

Группа делится пополам, так чтобы у каждого была пара. Создают два круга: внешний и внутренний, друг напротив друга. При каждом задании внутренний круг передвигается на одного человека. Ведущий дает задания, например: участники внешнего круга - курочки (мамы, рыцари и т.д.), участники внутреннего круга - цыплята (ребенок, ветер и т.д.) Каждая пара изображает данных персонажей (мама - ребенок, курица - цыпленок) с помощью мимики и жестов.

15 “Лучики солнышка”

Участникам предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится во главе созданного коридора и превращается в солнышко. Участники превращаются в лучики.

Участники вытягивают руки вперед, их руки символизируют лучи солнышка.

Один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему, а остальные - лучики гладят его своими лучами - руками. Ведущий все время тихо говорит участникам, настраивая их на необходимый лад: “Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим идущего к нам”. Когда участник доходит до солнышка, оно его обнимает и участник становится солнышком.

16. “Перекати мяч”

Участникам предлагается, стоя в кругу, вытянув руки вперед, ладонями вниз, перекатить небольшой мячик по кругу, не уронив его.

17. “Волшебная ярмарка”

“У каждого из вас есть свои качества, которыми вы можете поделиться и получить взамен от других - желаемые качества”. Попросить участников группы представить, что существует ярмарка, в которой вы можете обменять одни качества на какие-то другие. Дается участникам 1 минута на обдумывание, затем участники свободно двигаются по комнате и обмениваются качествами.

Список литературы.

  1. Вачков И.В. “Сказкотерапия”, М., 2007г.
  2. Горбушина О. “Психологический тренинг”, Спб., 2003г
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. “Практикум по сказкотерапии”, Спб., 2006г.
  4. Короткова Л.Д. “Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников”, М., 2005г.
  5. Сакович Н.А. “Игры в тигры”, Спб., 2007г
  6. Фопель К. “Как научить детей сотрудничать?” М., 2006г.