Базовый учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015.
Тип урока:развитие речи, интегрированный урок.
Цели урока:
- Образовательные:
- Научить детей описывать изображенный предмет; показать разницу в изображении «поэтического» предмета поэтом, художником и музыкантом.
- Повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной темы урока (это необычно, значит интересно)
- Воспитательные: расширить знания искусствоведческого характера; формировать их личностную позицию; вызвать интерес к теме урока.
- Развивающие: ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку; развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения слушать и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделить главное, сравнивать, обобщать.
Задачи урока:
- познакомить с творчеством П.П. Кончаловского;
- развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений;
- формировать умение строить текст;
- развивать чувство прекрасного;
- интеграция знаний об определённом объекте изучения (в данном случае - сирени), получаемого средствами живописи, музыки, литературы на одном уроке – уроке русского языка;
Планируемые результаты:
- Предметные: знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «натюрморт»; уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание, передавать свои эстетические впечатления.
- Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; умение создавать текст-описание.
- Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
- Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование:
- персональный компьютер,
- мультимедийный проектор; презентация PowerPoint;
- приложение;
- репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»;
- раздаточный материал;
- интернет-ресурсы: видеоролик записи музыки С.В.Рахманинова «Сирень» http://yandex.ru/video/search?fiw=0.00523141&fiw=0.00523141&filmId=gu9XrqTFUXI&text=с.рахманинов%20сирень%20видео&path=wizard;
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Организационный момент Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Приветственное слово учителя русского языка: Добрый день, ребята! |
Стоят возле парт. Приветствие обучающихся. |
Принцип психологической комфортности. |
2. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
- Сегодня нам предстоит увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию натюрморта. Вспомним, что узнали о натюрморте на уроках изо. |
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. |
Познавательные: целеполагание - слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Постановка целей урока. Цель: организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, выражение личного ассоциативного восприятия и т.д. |
Отгадав мою загадку, вы поймете, чему будет посвящен урок и что изображено на картине художника. Я думаю, что вы сами догадаетесь и определите тему и цели нашего урока, услышав это стихотворение: Благоухает и манит, Слайд №1 |
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. Личностные: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
4. Словарно-орфографическая работа. Цель: повторение изученных орфограмм, правописных правил; сбор лингвистических материалов к сочинению; обучение детей грамотному письму; развитие орфографической зоркости. |
Словарный диктант (объяснительный). Бледно-розовая, сиреневый аромат, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы, зелененькие с тонкими прожилками листья. |
У доски работает ученик, объясняет наиболее важные орфограммы. Учащиеся работают в тетрадях. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения. |
5. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени. Цель: повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); |
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь? - Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока. Какие цели мы ставим перед собой? Какие задачи будем решать? Слайд № 2 - Сегодня необычный урок – интегрированный. (Объясняет значение слова.) И вы правы, героиней нашего урока будет сирень. Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сирени, которую очень любил и не раз изображал художник Пётр Петрович Кончаловский. (Слайд № 3) |
Учащиеся высказывают свои предположения. |
Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
6. Сообщение о художнике. Цель: расширение и углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных связей; |
Учитель ИЗО: - Какие жанры живописи вы знаете? - Что же такое натюрморт? Если видишь на картине Слайд № 4 - Вы правы. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, рыба, дичь. Посмотрите на экран. Слайды № 5, |
Это портреты, пейзажи, исторические темы, натюрморты.
Выполняют задание, данное учителем. |
Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оцениваниеописываемого предмета на основе личностно-значимого опыта. |
7. Предъявление картины. Цель: интеграция знаний об определённом объекте изучения (в данном случае - сирени), получаемого средствами живописи, музыки, литературы на одном уроке – уроке русского языка; научить учащихся свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. |
- Как видите, Пётр Петрович Кончаловский больше всего он любил изображать цветы. - Художник особенно любил сирень. Пётр Петрович Кончаловский посвятил ей множество полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Он не переставал восхищаться совершенством цветов, сумел передать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы». Слайд № 7 |
Учащиеся включаются в беседу.
Комментируют слайды презентации. |
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.
Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения. |
8. Интеграция знаний об определённом объекте изучения (в данном случае - сирени), получаемого средствами живописи, музыки, литературы на одном уроке – уроке русского языка. Цель: рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях (музыка, живопись, русский язык и литература); углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных связей. |
Учитель музыки: - Любовь к белой сирени композитор Сергей Васильевич Рахманинов пронёс через всю жизнь. - По его словам, сирень была «царицей его души». Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени. Послушайте его пьесу «Сирень». Вслушайтесь в себя, какие картины будут возникать у вас, когда вы будете слушать пьесу? Звучит пьеса «Сирень» С. Рахманинова. |
Композиторы описывают предметы с помощью звуков. Они создают музыкальные произведения: вальсы, симфонии, элегии, ноктюрны, пьесы для симфонического оркестра и др.
Слушают, анализируют. |
Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оцениваниеописываемого предмета на основе личностно-значимого опыта. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником.
|
9. Беседа по глобальному восприятию. Цель: организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, выражение личного ассоциативного восприятия и т.д.; развивать орфографическую зоркость; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной и письменной речи, самостоятельности. |
- Прекрасная музыка, не правда ли? Какие чувства она у вас вызвала? Учитель русского языка: - Слушаем и смотрим… Слушая его, обратите внимание на прилагательные, которые использует поэт, описывая сирень… Впитываем в себя красоту слова и музыки… Стихотворение Вс. Рождественского «Сирень» - Обратите внимание, что мир музыки, мир поэзии и живописи тесно переплетаются между собой и создают настоящее произведение искусства. - Молодцы! Вы обратили внимание, что и композитор, и поэт, и художник изображают один и тот же предмет по-своему: художник – красками, композитор – звуками, поэт – используя выразительные средства языка, эпитеты, метафоры. Перед нами картина художника «Сирень в корзине» Слайд № 11 |
Музыка звучит ласково и нежно, словно шепчется ажурная листва. Шелест веток, нежная песня птиц.
Куст, как милая красавица, как прекрасная девушка, окутанная ажурным покрывалом, словно королева, усыпанная драгоценностями стоит в росе.
Художник использует краски, а поэт-слово, но оба изображают сирень. |
Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной форме; выбор критериев для классификации объектов. Личностные: |
10. Коллективное составление сложного плана к сочинению. Выражение основной мысли сочинения. Цель: помочь учащимся в правильной последовательности описать картину; обучение детей грамотному письму; развивать орфографическую зоркость; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной и письменной речи, самостоятельности.
|
- Подведём небольшой итог всему, чему научились и составим план к нашему сочинению. (В ходе совместной работы записывается план.) План: 1. П.П.Кончаловский – художник, очень любивший цветы.
3.Настроение. Слайд № 12 - Вот и окончилось наше путешествие в сиреневый сад. Каким же вы увидели и услышали этот сад вместе с поэтами, художником, композитором? Перед тем, как писать, подумайте, ведь вам нужно в своём сочинении не только описать картину, но и передать свои чувства, то, что мы «слышим», ведь озвучить картину помогла чудесная музыка великого композитора. А вашими помощниками будет приложение, которое лежит на партах. Желаю успеха в вашей работе. Слайд № 13 |
Учащиеся работают коллективно.
Учащиеся записывают план в тетрадь.
Нежным, благоухающим. Цветы нежные, ароматные. Тёплые тона на картине. Шелест ветвей, грозди тяжёлые, сильные, тонкие. Зелень листвы от темных тонов до нежно-зелёных и т.д. , |
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстниками; самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание опредмета на основе личностно-значимого опыта. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников. |
11. Подведение итогов. Рефлексия. Цель: научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, анализировать, делать логические умозаклю-чения; развитие творческих способностей детей; обучение грамотной устной речи – говорению. |
Рефлексия – обсуждение того, что узнали, как работали. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: – Сегодня я узнал… |
Учащиеся высказывают своё мнение. Обмениваются впечатлениями. Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса |
|