Интегрированный урок по русскому языку и развитию речи. Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского “Сирень в корзине”

Разделы: Русский язык


Базовый учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015.

Тип урока:развитие речи, интегрированный урок.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • Научить детей описывать изображенный предмет; показать разницу в изображении «поэтического» предмета поэтом, художником и музыкантом.
    • Повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной темы урока (это необычно, значит интересно)
  • Воспитательные:  расширить знания искусствоведческого характера; формировать их личностную позицию; вызвать интерес к теме урока.
  • Развивающие:  ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку; развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения слушать и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделить главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

  • познакомить с творчеством П.П. Кончаловского;
  • развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений;
  • формировать умение строить текст; 
  • развивать чувство прекрасного;
  • интеграция знаний об определённом объекте изучения (в данном случае - сирени), получаемого средствами живописи, музыки, литературы на одном уроке – уроке русского языка;

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «натюрморт»; уметь   описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание, передавать свои эстетические впечатления.
  • Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться  в целях, задачах, средствах и условиях общения,  овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; умение создавать текст-описание.
  • Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное  отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского  языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои  мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор; презентация PowerPoint;
  • приложение;
  • репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»;
  • раздаточный материал;
  • интернет-ресурсы: видеоролик записи музыки С.В.Рахманинова «Сирень» http://yandex.ru/video/search?fiw=0.00523141&fiw=0.00523141&filmId=gu9XrqTFUXI&text=с.рахманинов%20сирень%20видео&path=wizard;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1. Организационный момент

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя русского  языка:

Добрый день, ребята!
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас
Раз всё у нас в порядке.

Стоят возле парт. Приветствие обучающихся.

Принцип психологической комфортности.
Личностные - овладение умением работать коллективно, в группах, парах, индивидуально;
Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Сегодня нам предстоит увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному  сочинению-описанию натюрморта. Вспомним, что узнали о натюрморте на уроках изо.

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Познавательные: целеполагание - слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка целей урока.

Цель: организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, выражение личного ассоциативного восприятия и т.д.

Отгадав мою загадку, вы  поймете, чему будет посвящен урок и что изображено на картине художника. Я думаю, что вы сами догадаетесь и определите тему и цели нашего урока, услышав это стихотворение:

Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку на плетень –
И в ней окажется …  (сирень).

Слайд  №1

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

Личностные: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

4. Словарно-орфографическая работа.

Цель: повторение изученных орфограмм, правописных правил; сбор лингвистических материалов к сочинению; обучение детей грамотному письму; развитие орфографической зоркости.

Словарный диктант (объяснительный).

Бледно-розовая, сиреневый аромат, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы, зелененькие с тонкими прожилками листья.

У доски работает ученик, объясняет наиболее важные орфограммы.

Учащиеся работают в тетрадях.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения.
Личностные: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

5. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.

Цель: повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока.

Какие цели мы ставим перед собой? Какие задачи будем решать?

Слайд № 2

- Сегодня необычный урок – интегрированный. (Объясняет значение слова.)  И вы правы, героиней нашего урока будет сирень. Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сирени, которую очень любил и не раз изображал художник Пётр Петрович Кончаловский. (Слайд № 3)
Мы с вами отправляемся в сад, отводим тяжёлые ветки сирени. Вернемся с букетом, возможно с таким, какой изображён на картине художника.

Учащиеся высказывают свои предположения.
Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского “Сирень в корзине”.
Ознакомление с новым материалом.
Развитие речи, описание «поэтических предметов».
Будем учиться свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

6. Сообщение о художнике.

Цель: расширение и углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных связей;

Учитель ИЗО:

- Какие жанры живописи вы знаете?

- Что же такое натюрморт? 

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это натюрморт.

Слайд № 4

- Вы правы. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, рыба, дичь. Посмотрите на экран.

Слайды № 5,

Это портреты, пейзажи, исторические темы, натюрморты. 
Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления одноклассников.

 

 

 

 

Выполняют задание, данное учителем.
Самопроверка с доски.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения.

 

 

 

 

 

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оцениваниеописываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

7. Предъявление картины.

Цель: интеграция знаний об определённом объекте изучения (в данном случае - сирени), получаемого средствами живописи, музыки, литературы на одном уроке – уроке русского языка; научить учащихся свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

- Как видите, Пётр Петрович Кончаловский больше всего он любил изображать цветы.
- Он писал их так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Художник говорил, что «в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».  Слайд № 6

- Художник особенно любил сирень. Пётр Петрович Кончаловский посвятил ей множество полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Он не переставал восхищаться совершенством цветов, сумел передать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы».

Слайд № 7

Учащиеся включаются в беседу.

 

Комментируют слайды презентации.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

 

 

 

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения.

8. Интеграция знаний об определённом объекте изучения (в данном случае - сирени), получаемого средствами живописи, музыки, литературы на одном уроке – уроке русского языка.

Цель: рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях (музыка, живопись, русский язык и литература); углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных связей.

Учитель музыки:
- Обратите внимание на последние слова Петра Петровича  Кончаловского. Ведь прекрасная душистая сирень была воспета не только  поэтами, художниками, но и композиторами.
- Композиторы тоже любят сирень и посвящают этому замечательному созданию природы свои произведения, теперь уже какие?.. - Правильно – музыкальные!
Слайд № 8

- Любовь к белой сирени композитор Сергей Васильевич Рахманинов пронёс через всю жизнь. - По его словам, сирень была «царицей его души». Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени. Послушайте его пьесу «Сирень». Вслушайтесь в себя, какие картины будут возникать у вас, когда вы будете слушать пьесу?

Звучит пьеса «Сирень» С. Рахманинова.
http://yandex.ru/video/search?fiw=0.00523141&fiw=
0.00523141&filmId=gu9XrqTFUXI&text=
с.рахманинов%20сирень%20видео&path=wizard

Композиторы описывают предметы с помощью звуков. Они создают музыкальные произведения: вальсы, симфонии, элегии, ноктюрны, пьесы для симфонического оркестра и др.

 

 

 

 

 

Слушают, анализируют.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения.

Личностные:  самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оцениваниеописываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником.

 

9. Беседа по глобальному восприятию.

Цель: организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, выражение личного ассоциативного восприятия и т.д.; развивать орфографическую зоркость; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной и письменной речи, самостоятельности.

- Прекрасная музыка, не правда ли? Какие чувства она у вас вызвала?
- Расскажите о том, что вы услышали и “увидели” в сиреневом саду.
- Опиши запахи сада.
- Какой вы представляли сирень в “музыкальном” саду?
- Созвучно ли настроение музыки и картины?
– Какая же сирень предстала перед вами в этом музыкальном саду? 
- Обратите внимание, в самой пьесе не называется цветовая гамма, краски сиреневого сада. Это не доступно музыке, искусству звуков.
- Но музыка, если ее внимательно слушать, помогает вспомнить, как выглядит живая сирень, и поэтому слушателям иногда кажется, что они увидели и бушующий сад, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебным художником.
Слайд № 9

Учитель русского языка:
- Мы услышали восхищение композитора. Но и писатели, поэты тоже изображали и изображают этот замечательный цветок. У вас на партах текст стихотворения Всеволода Рождественского. Сейчас я предлагаю послушать, как теперь уже не красками живописца, не через музыку, а с помощью поэтического слова можно описать сирень.

- Слушаем и смотрим…

Слушая его, обратите внимание на прилагательные, которые использует поэт, описывая сирень…

Впитываем в себя красоту слова и музыки…

Стихотворение Вс. Рождественского «Сирень»
Слайд № 10

- Обратите внимание, что мир музыки, мир поэзии и живописи тесно переплетаются между собой и создают настоящее произведение искусства.

- Молодцы! Вы обратили внимание, что и композитор, и поэт, и художник изображают один и тот же предмет по-своему: художник – красками, композитор – звуками, поэт – используя выразительные средства языка, эпитеты, метафоры.

Перед нами картина художника «Сирень в корзине»

Слайд № 11

Музыка звучит ласково и нежно, словно шепчется ажурная листва. Шелест веток, нежная песня птиц.

 

 

Куст, как  милая красавица, как прекрасная девушка, окутанная ажурным покрывалом, словно королева, усыпанная драгоценностями стоит в росе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художник использует краски, а поэт-слово, но оба изображают сирень.
Они любуются и восхищаются ею

Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной форме; выбор критериев для классификации объектов.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником; самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оцениваниеописываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Личностные:
умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения; овладение умением работать коллективно, в группах, парах, индивидуально.

10. Коллективное составление сложного плана к сочинению. Выражение основной мысли сочинения.

Цель: помочь учащимся в правильной последовательности описать картину; обучение детей грамотному письму; развивать орфографическую зоркость; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной и письменной речи, самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

- Подведём небольшой итог всему, чему научились и составим план к нашему сочинению. (В ходе совместной работы записывается план.)
Учитель напоминает учащимся правила записи плана и расположения пунктов плана, обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания.

План:

1. П.П.Кончаловский – художник, очень любивший цветы.
2. Описание натюрморта "Сирень в корзине":

  • Свежие нежные грозди сирени.
  • Цвета и оттенки сирени.
  • Корзина.
  • Фон натюрморта.

3.Настроение.

Слайд № 12

- Вот и окончилось наше путешествие в сиреневый сад. Каким же вы увидели и услышали этот сад вместе с поэтами, художником, композитором? 

Перед тем, как писать, подумайте, ведь вам нужно в своём сочинении не только описать картину, но и передать свои чувства, то, что мы «слышим», ведь озвучить картину помогла чудесная музыка великого композитора. А вашими помощниками будет приложение, которое лежит на партах. Желаю успеха в вашей работе.

Слайд  № 13

Учащиеся работают коллективно.

 

 

 

 

Учащиеся записывают план в тетрадь.

 

 

 

 

Нежным, благоухающим. Цветы нежные, ароматные. Тёплые тона на картине. Шелест ветвей, грозди тяжёлые, сильные, тонкие. Зелень листвы от темных тонов до нежно-зелёных и т.д. ,
Работают над предупреждением  ошибок с помощью словарей и справочников, пишут сочинение под тихую музыку.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстниками; самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание опредмета на основе личностно-значимого опыта.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения.

 

 

 

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников.

11. Подведение итогов.

Рефлексия.

Цель: научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, анализировать, делать логические умозаклю-чения; развитие творческих способностей детей; обучение грамотной устной речи – говорению.

Рефлексия – обсуждение того, что узнали, как работали. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…

Учащиеся высказывают своё мнение.

Обмениваются впечатлениями.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса