Главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению предметов школьного курса. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». С этим высказываем трудно не согласиться. внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Действительно, внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит ее совершенствование. В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основной результат применения которого-развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. К основным задачам внеклассной работы по обществознанию можно отнести:
- развитие самостоятельности учащихся в поиске материала;
- развитие творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности;
- воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных истории государства, декады правовых знаний;
- формирование российской гражданской идентичности, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, установить более тесный контакт и взаимопонимание. Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.
В практике моей педагогической работы - внеурочный Курс «Твое право» для учащихся 5-7 классов, является дополнением к учебному предмету «Обществознание», его фундаментом являются знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных и правовых факторов на жизнь каждого человека, воспитание патриотизма. Курс направлен на выполнение обучающимися индивидуальных проектов по обществознанию, вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, где используются творческие задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид, форму материала. Здесь используются различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных и ролевых игр, социальные акции, выпуск листовок и плакатов, поисковая работа. Итогом курса являются ученические мини-исследования по отдельным темам правовой, обществоведческой и историко-культурной направленности.
Основными этапами проектной деятельности являются:
- определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
- подготовка и защита презентации;
- анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Внеурочная деятельность мотивирует учащихся к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческую активность и социальную зрелость, которая проявляется в жизни и деятельности, в повседневном поведении, как в школе, так и вне школы.
Результатом работы обучающихся «Лицея» посещающих внеурочный курс «Твое право», стала поисковая деятельность и написание индивидуальных итоговых проектов по теме «Давно прошла Великая война, но в памяти семьи моей жива она».
Патриотизм в нашей стране - не что-то искусственно придуманное, навязанное нам извне. Это своеобразная народная идеология. Современные школьники знают о войне лишь по книгам, школьным учебникам и кинофильмам, но достаточно ли этого? Ведь кое-кто пытается приуменьшить роль нашей страны в достижении Победы, искажает правду о войне. Невероятными разрушениями, потерями, горем обернулась война для русского народа. Подвиг людей, которые сделали все возможное и невозможное, чтобы освободить нашу землю от фашистов, не должен быть забыть. Ветеранов становится все меньше и меньше. Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война. Но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Именно сегодня, как никогда, школа, семья должны почувствовать свою ответственность за настоящее и будущее России, и в нашей памяти всегда должно быть место великому подвигу нашего народа, совершенного во благо будущих поколений.
В ходе поисковой работы, учащиеся собрали имеющийся в их семьях материал, который является «семейной реликвией», почитается и передается из поколения в поколение. Собранный ими материал, был оформлен в «Книгу Памяти Лицея». Целью нашего коллективного проекта стало: сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений; соответственно были поставлены задачи: собрать необходимые сведения из семейных архивов учащихся, посещающих внеурочный курс; найти соответствующий материал, подтверждающий подвиги родственников-участников ВОВ; способствовать их нравственно-патриотическому воспитанию, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей семьи и страны; развивать творческие способности обучающихся.
В процессе работы над коллективным исследовательским проектом ученики смотрели фильмы о ВОВ, изучали семейные архивные материалы; проводили анализ материалов Интернет – ресурсов, дающие сведения о родственниках – участниках Великой Отечественной войны; встречались с Ветеранами ВОВ и «детьми ВОВ», проводили с ними «Вечера – встречи» и «Круглые столы», слушали их рассказы и обобщали собранную информацию. Участники проекта составили анкету «Война в судьбе моей семьи», для выявления степени осведомленности учеников «Лицея» о причастности их близких к событиям Великой Отечественной войны и провели анализ предложенных анкет с целью выявления актуальности выбранной темы. Анализ анкет подтвердил, что действительно, почти в каждой семье есть свой герой, но многие и не задумывались о том, что их прадеды и прабабушки не щадили своей жизни в годы войны и думали только о «светлом будущем», которое их ждет после окончания войны и их детей и внуков.
Ряд исследовательских работ были представлены на НПК; городских и республиканских конкурсах, в форме проектных спектаклей. Участница школьного проекта по теме «Давно прошла Великая война, но в памяти семьи моей жива она» Попова Катя, приняла участие во всероссийском проекте «Международное детско-молодежное движение «Мы хотим жить в мире» реализуемый совместно с Международным правозащитным движением «Мир без нацизма» в номинации конкурса «Эссэ и стихов» в память о Великой Отечественной войне.
Использование опыта Великой Победы – это восстановление связи времен, преемственности поколений. Это воскрешение духовных ценностей: любви к своему Отечеству, готовности к самопожертвованию и милосердию. Гражданско-патриотическая деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся – воспитываются чувства достоинства, самоуважения и ответственности.
Не научив ребенка ценить свое историческое прошлое, прошлое своей семьи, нельзя воспитать в нем патриота. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и чтить память предков.
В результате работы над проектом, у моих учеников появился стойкий интерес к прошлому не только своей семьи, но и Российского общества в целом. Они осмысленно выполняли поставленную перед ними задачу, соответствующую социальному заказу школы и государства, делая его открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Литература:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. М.: Вако, 2006.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. – 168с.