Конспект урока по истории России в 6 классе (учебник под редакцией академика РАН А.В. Торкунова)
Цель: Определить, как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств.
Задачи:
- Образовательные: Установление связи между географическим положением, природными условиями и особенностями общественного развития
- Развивающие: Развивать умения работать с текстом и анализировать информацию. Развивать умение работать в группе, слушать друг друга. Приходить к компромиссу.
- Воспитательные: Прививать чувство уважения к культуре своей Родины, толерантное отношение к другим народам.
Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок самостоятельной работы и проектной деятельности
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
- Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
- Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.
Формируемые УУД:
- Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.
- Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
- Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
- Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.
Метод обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентации, учебник, рабочие тетради, атласы.
Межпредметные связи: география.
Основные понятия: политическая раздробленность, усобицы.
Ход урока
Начало урока.
Учитель: Период политической раздробленности – неизбежный этап в развитии средневековых государств. В 12-13 веках политическую раздробленность переживало Древнерусское государство. Оно распалось на 15 самостоятельных княжеств. Мы говорили о Владимиро-Суздальских землях. Покажите это княжество на карте.
Здесь была сильная княжеская власть. Огромную территорию занимали Новгородские земли. Покажите их на карте.
Учитель: Покажите на карте города Новгородской земли. А что можно сказать о княжеской власти?
Кто возглавил управление в Новгородской республике? Предполагаемый ответ: Бояре.
Вы получили на дом творческое задание, написать письмо от имени немецкого купца о его поездке в Новгород. Давайте послушаем несколько работ и поищем в каждой из них исторические ошибки.
Слушайте внимательно и участвуйте в обсуждении. (Зачитывают одну, две работы, обсуждают и оценивают).
1. Мотивация. Постановка проблемы. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: На карте видно, что кроме Новгородских и Владимиро-Суздальских земель немало других княжеств. Назовите наиболее крупные из них и покажите на карте. Конечно, поговорить сегодня обо всех не удастся. Так что можете воспользоваться исторической литературой и Интернетом, если что-то окажется за рамками нашей работы. С северными и северо-восточными землями мы познакомились. Осталось узнать о каких землях?
Тема: «Южные и юго-западные русские княжества в 12- начале 13 века».
План урока:
- Киевское княжество.
- Черниговское княжество.
- Смоленское княжество и Бельские земли.
- Галицко-Волынское княжество.
Какие вопросы в жизни этих княжеств вы предлагаете рассмотреть?
Предполагаемый ответ: географическое положение, занятия населения, города, известных правителей, систему управления, памятники культуры.
Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств?
2. Информационный этап.
Учитель: Познакомимся с событиями в Киевском и Черниговском княжествах. (Рассказ учителя сопровождается презентацией - у автора).
Учитель: Во второй половине 12 века из обширного Киевского княжества выделилось Переяславское и Турово-Пинское. В Киевском княжестве было много боярских вотчин. Их центрами были укреплённые замки с большим числом жителей и дружинников. Для защиты от половцев князья нанимали тех кочевников, которых половцы вытеснили из степей. «Черные клобуки» несли пограничную службу на южных и юго-восточных границах княжества. Киевское княжество оставалось центром борьбы с кочевниками. По призыву великого князя в Киев направляли свои войска Галицкое, Смоленское, Северское, Черниговское и другие княжества.
Учитель: Одним из самых экономически сильных было Черниговское княжество. Оно протянулось от левого берега Днепра до рязанских и муромских земель. В Чернигове было развито ремесло, процветала торговля. Чернигов был одним из церковных центров Руси. В городе были построены каменные храмы Свято-Преображенский и Троицкий. Князь Олег Святославич, родоначальник черниговской династии, был не только храбрым воином, но и умелым дипломатом. При его наследниках княжество стало утрачивать былое влияние. Отделилось Муромо-Рязанское княжество, затем другие земли.
Учитель: Как повлияли географическое положение и природные условия на развитие Киевского и Черниговского княжества?
Предполагаемый ответ: Здесь было развито земледелие, в многочисленных городах - ремесло и торговля. Постоянно совершали набеги половцы. Были боярские вотчины, а княжеская власть ослабла.
Учитель: На западе располагались земли сильнейшего Смоленского княжества. В его состав входили Бельские земли. Мы послушаем выступления ваших одноклассников и посмотрим иллюстративный материал.
(Приложение 1. «Смоленское княжество в 12-13 веках»)
(Приложение 2. «Белый – городок на «пути из варяг в греки»)
Учитель: Как повлияло положение Смоленской земли на западной окраине на развитие княжества?
Предполагаемый ответ: В Смоленской земле была сильная княжеская власть.
3. Аналитический этап.
Все учащиеся работают по парам с текстом учебника по Галицко-Волынскому княжеству. Они заполняют таблицу в течение 7-8 минут, потом проверка задания в течение ещё 7-8 минут.
(Предполагаемый ответ:
- Географическое положение: юго-запад Руси, мягкий климат, плодородные почвы.
- Занятия населения: пашенное земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, добыча соли.
- Города: Владимир-Волынский, Галич.
- Известные правители: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий.
- Система управления: княжеская власть ограничена боярами.
- Памятники культуры: Успенский собор во Владимире-Волынском, «Галицко-Волынская летопись», княжеский дворец в Галиче)
4. Подведение итогов.
Учитель: В ходе работы по истории южных и юго-западных княжеств вы говорили о влиянии географического положения и природных условий на развитие княжеств, их усиление в регионе или, наоборот, об ослаблении их позиций, об особенностях управления, хозяйственной деятельности и культуры.
5. Рефлексия.
За что сегодня я могу себя похвалить?
Мне надо ещё поработать над … чем?
6. Домашнее задание.
Учитель: Я предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание. Используя учебник, ресурсы интернета подготовить экскурсию по одному из городов 12 - начала 13 века.