Урок по итории России "Южные и юго-западные русские княжества". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Конспект урока по истории России в 6 классе (учебник под редакцией академика РАН А.В. Торкунова)

Цель: Определить, как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств.

Задачи:

  • Образовательные: Установление связи между географическим положением, природными условиями и особенностями общественного развития
  • Развивающие: Развивать умения работать с текстом и анализировать информацию. Развивать умение работать в группе, слушать друг друга. Приходить к компромиссу.
  • Воспитательные: Прививать чувство уважения к культуре своей Родины, толерантное отношение к другим народам.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок самостоятельной работы и проектной деятельности

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
  • Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.
  • Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентации, учебник, рабочие тетради, атласы.

Межпредметные связи: география.

Основные понятия: политическая раздробленность, усобицы.

Ход урока

Начало урока.

Учитель: Период политической раздробленности – неизбежный этап в развитии средневековых государств. В 12-13 веках политическую раздробленность переживало Древнерусское государство. Оно распалось на 15 самостоятельных княжеств. Мы говорили о Владимиро-Суздальских землях. Покажите это княжество на карте.

Здесь была сильная княжеская власть. Огромную территорию занимали Новгородские земли. Покажите их на карте.

Учитель: Покажите на карте города Новгородской земли. А что можно сказать о княжеской власти?

Кто возглавил управление в Новгородской республике? Предполагаемый ответ: Бояре.

Вы получили на дом творческое задание, написать письмо от имени немецкого купца о его поездке в Новгород. Давайте послушаем несколько работ и поищем в каждой из них исторические ошибки.

Слушайте внимательно и участвуйте в обсуждении. (Зачитывают одну, две работы, обсуждают и оценивают).

1. Мотивация. Постановка проблемы. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: На карте видно, что кроме Новгородских и Владимиро-Суздальских земель немало других княжеств. Назовите наиболее крупные из них и покажите на карте. Конечно, поговорить сегодня обо всех не удастся. Так что можете воспользоваться исторической литературой и Интернетом, если что-то окажется за рамками нашей работы. С северными и северо-восточными землями мы познакомились. Осталось узнать о каких землях?

Тема: «Южные и юго-западные русские княжества в 12- начале 13 века».

План урока:

  1. Киевское княжество.
  2. Черниговское княжество.
  3. Смоленское княжество и Бельские земли.
  4. Галицко-Волынское княжество.

Какие вопросы в жизни этих княжеств вы предлагаете рассмотреть?

Предполагаемый ответ: географическое положение, занятия населения, города, известных правителей, систему управления, памятники культуры.

Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств?

2. Информационный этап.

Учитель: Познакомимся с событиями в Киевском и Черниговском княжествах. (Рассказ учителя сопровождается презентацией - у автора).

Учитель: Во второй половине 12 века из обширного Киевского княжества выделилось Переяславское и Турово-Пинское. В Киевском княжестве было много боярских вотчин. Их центрами были укреплённые замки с большим числом жителей и дружинников. Для защиты от половцев князья нанимали тех кочевников, которых половцы вытеснили из степей. «Черные клобуки» несли пограничную службу на южных и юго-восточных границах княжества. Киевское княжество оставалось центром борьбы с кочевниками. По призыву великого князя в Киев направляли свои войска Галицкое, Смоленское, Северское, Черниговское и другие княжества.

Учитель: Одним из самых экономически сильных было Черниговское княжество. Оно протянулось от левого берега Днепра до рязанских и муромских земель. В Чернигове было развито ремесло, процветала торговля. Чернигов был одним из церковных центров Руси. В городе были построены каменные храмы Свято-Преображенский и Троицкий. Князь Олег Святославич, родоначальник черниговской династии, был не только храбрым воином, но и умелым дипломатом. При его наследниках княжество стало утрачивать былое влияние. Отделилось Муромо-Рязанское княжество, затем другие земли.

Учитель: Как повлияли географическое положение и природные условия на развитие Киевского и Черниговского княжества?

Предполагаемый ответ: Здесь было развито земледелие, в многочисленных городах - ремесло и торговля. Постоянно совершали набеги половцы. Были боярские вотчины, а княжеская власть ослабла.

Учитель: На западе располагались земли сильнейшего Смоленского княжества. В его состав входили Бельские земли. Мы послушаем выступления ваших одноклассников и посмотрим иллюстративный материал.

(Приложение 1. «Смоленское княжество в 12-13 веках»)

(Приложение 2. «Белый – городок на «пути из варяг в греки»)

Учитель: Как повлияло положение Смоленской земли на западной окраине на развитие княжества?

Предполагаемый ответ: В Смоленской земле была сильная княжеская власть.

3. Аналитический этап.

Все учащиеся работают по парам с текстом учебника по Галицко-Волынскому княжеству. Они заполняют таблицу в течение 7-8 минут, потом проверка задания в течение ещё 7-8 минут.

(Предполагаемый ответ:

  1. Географическое положение: юго-запад Руси, мягкий климат, плодородные почвы.
  2. Занятия населения: пашенное земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, добыча соли.
  3. Города: Владимир-Волынский, Галич.
  4. Известные правители: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий.
  5. Система управления: княжеская власть ограничена боярами.
  6. Памятники культуры: Успенский собор во Владимире-Волынском, «Галицко-Волынская летопись», княжеский дворец в Галиче)

4. Подведение итогов.

Учитель: В ходе работы по истории южных и юго-западных княжеств вы говорили о влиянии географического положения и природных условий на развитие княжеств, их усиление в регионе или, наоборот, об ослаблении их позиций, об особенностях управления, хозяйственной деятельности и культуры.

5. Рефлексия.

За что сегодня я могу себя похвалить?

Мне надо ещё поработать над … чем?

6. Домашнее задание.

Учитель: Я предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание. Используя учебник, ресурсы интернета подготовить экскурсию по одному из городов 12 - начала 13 века.