Проект был разработан и осуществлен в МБУ ДО «Кузьмоловская школа искусств» преподавателем по классу баяна и аккордеона Еремеевой Татьяной Николаевной и преподавателем по классу ударные инструменты Аловой Надеждой Александровной, преподавателем по классу фортепиано и концертмейстеру класса ударных инструментов Плигиной Александрой Евгеньевной.
Целью использования метода проекта является желание привить любовь к русскому народному творчеству, погрузить их в творческую атмосферу и сформировать положительное отношение к русской музыке.
Дети в течение учебного года принимали активное участие в концертной деятельности, участвовали в конкурсах и фестивалях. Общим результатом стала лекция-концерт подготовленная учащимися и преподавателями в конце учебного года.
Методическое представление
- Введение.
- Методический паспорт учебного проекта.
- Осуществление учебного проекта.
- Заключение.
Введение
Тематика проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету «Ансамбль» для последующего углубления знаний отдельных учеников.
Проектная деятельность активизирует усвоение знаний учениками, поскольку она:
- ориентирована на личность учащегося;
- использует множество дидактических приемов;
- самомотивируема;
- позволяет самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.
Проектная деятельность является универсальной образовательной технологией, которая вносит «новый импульс» в воспитание учащихся. Она объединяет педагогический и ученический коллективы в культурно-образовательном пространстве школы. Проектная деятельность позволяет создавать межпредметные связи, образовывая интеграцию знаний и, таким образом повышает качество знаний посредством их направленности.
Проект:
- по типу деятельности – практико-ориентированный, творческий;
- по характеру предметно-содержательной области – культурологический межпредметный;
- по характеру контактов – внутришкольный; средней продолжительности.
Методический паспорт учебного проекта
Данный проект предназначен для осуществления учащимися младших классов учебной деятельности на уроках по предмету «Ансамбль».
Адресация
- Тема: «Русская музыка – душа нашего народа» связана с изучением русских народных песен на уроках ансамбля в младших классах.
- Цели:
- Образовательная – выявление умения и способностей учащихся работать в коллективе; знакомство с русской музыкой (разбор пьес)
- Воспитательная – воспитание толерантности – терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к удачам и неудачам других детей; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.
- Развивающая – развитие умений работать самостоятельно, расширение кругозора, повышение эрудиции; развитие устойчивого интереса к русской музыке, творческих способностей учащихся, умение предъявить свою работу другим.
- Задачи учебно-педагогические:
- развивать интерес к предмету «Ансамбль»;
- создать условия для реализации полученных знаний;
- содействовать развитию эмоционального отклика на полученные знания.
- Возраст учащихся: от 8 до 12 лет
- Состав проектной группы:
- класс баяна и аккордеона: Ларченко Александр, Малов Андрей, Чижевский Виктор, Винцукевич Михаил;
- класс ударных инструментов: Булатова Софья, Вахлаков Сергей
- класс фортепиано: Ефимова Алла.
- Время работы над проектом: одни учебный год (2014-2015 гг.)
- Режим работы: урочно-внеурочная
Обеспечение:
- Материально-техническое оснащение: аудиосистема, проектор, концертное помещение, аудитория для репетиций, музыкальные интсрументы, стулья, пульты.
- Знания, умения навыки и общенаучные навыки, необходимые для самостоятельной работы: владение определенными знаниями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе, сольфеджио; умение работать с нотным текстом, анализировать имеющийся материал; умение делать выводы; демонстрировать публично результаты своей деятельности (выступление на конкурсах, фестивалях, концертах; умение работать в коллективе.
- Мотивация к работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.
- Предполагаемые приращения: новое содержание и новый взгляд на тему, изучение старых и новых традиций в музыкальном творчестве.
- Новые практические приемы: совместная игра в ансамбле, чтение нот с листа, концертная практика.
- Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по теме «русское народное творчество», понятия: фольклор, формы русской народной песни, русские народные инструменты, ансамблевое музицирование.
- Развитие навыков:
- самостоятельной работы с нотным текстом;
- самостоятельного принятия решений;
- коммуникативности: в ролевом взаимодействии (ансамбль как самостоятельный коллектив);
- мысленной деятельности при: разборе произведения, исполнении произведений на сцене, работе над пьесами в классе;
- самоанализа и рефлексии.
Статус учебного проекта
- Авторы-разработчики: Еремеева Т.Н., Алова Н.А., Плигина А.Е.
- Опыт использования (апробация): проект апробирован в МБУ ДО «Кузьмоловская школа искусств», Лесколовское отделение, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Лесколово с младшими школьниками, занимающихся по классу баяна и аккордеона и ударных инструментов.
Этапы работы над проектом
Этапы работы |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Подготовка |
Определение темы и цели проекта |
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цель |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели |
2. Планирование |
|
Вырабатывают план действий, формируют задачи |
Предлагает идеи, высказывает предложения, знакомит с информацией и возможностями, обосновывает выводы |
3. Осуществление |
|
Погружаются в тему, знакомятся с информацией, выучивают партии произведений, готовятся к концертным и конкурсным выступлениям |
Знакомит с информацией по теме проекта, проводит репетиции, подсказывает интерпретацию той или иной пьесы, помогает в организации участия в концертах, фестивалях и конкурсах |
4. Презентация |
Форма отчета: лекция-концерт |
Участвуют в лекции-концерте, оценивают результаты путем коллективного обсуждения |
Проводит лекцию-концерт, участвует в обсуждении оценивания проекта и деятельности, высказывает предложения о возможном расширении, продолжении проекта |
Заключение
Работа над проектом позволила более подробно познакомить детей с русским народным творчеством. Каждый ученик, помимо практической деятельности, узнавал различные аспекты культуры своей страны. К каждому занятию, помимо практического задания, давалось задание на поиск нового материала по обсуждаемым вопросам (например, при знакомстве с формами русской народной песни, дети выбирали любую им понравившуюся и приносили по ней информацию с примерами).
Прошедший в конце учебного года концерт-лекция позволил объединить все знания, практические навыки. Знания преподносились в форме презентации с музыкальными иллюстрациями. Практические навыки ансамблевого музицирования применились в исполнении всех пройденных произведений в течении учебного года.
Работа над проектом вызвала у детей положительный эмоциональный отклик к предмету «Ансамбль», сформировала у них различные знания, умения и навыки, позволила расширить свой кругозор и дала возможность более частого выступления на сцене.
Проект получил огромный резонанс среди администрации школы, ее педагогического состава, родителей участников проекта и зрителей приходящих на концерты.
Сохранение у учащихся предмета» Ансамбль» дает возможность продолжения и расширения данного проекта, с возможностью усовершенствования тех или иных этапов.
Список литературы:
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся – М.: Педагогический поиск – 1999.
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления, - СПб.: Иматон – 1996 .
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.Д. Программа внеурочной деятельности – М.: Просвещение – 2011.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия – 2007.
- Куракина Н.Л. Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности – М.: Учитель – 2008.
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Попул. пособ. для род. и пед. – Ярославль: Академия развития – 1997.
- Знакомим малыша с окружающим миром. Книга для работников дошкольных учреждений – М.: Просвещение – 1987.
- Музыка – детям: Пособ. для воспит. и муз. руков. детского сада – М.: Просвещение – 1985.