Проект "Русская музыка – душа нашего народа"

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Классы: 4, 5, 6, 7

Ключевые слова: Ансамблевое музицирование, коллектив, ансамбль, песня, фольклор


Проект был разработан и осуществлен в МБУ ДО «Кузьмоловская школа искусств» преподавателем по классу баяна и аккордеона Еремеевой Татьяной Николаевной и преподавателем по классу ударные инструменты Аловой Надеждой Александровной, преподавателем по классу фортепиано и концертмейстеру класса ударных инструментов Плигиной Александрой Евгеньевной.

Целью использования метода проекта является желание привить любовь к русскому народному творчеству, погрузить их в творческую атмосферу и сформировать положительное отношение к русской музыке.

Дети в течение учебного года принимали активное участие в концертной деятельности, участвовали в конкурсах и фестивалях. Общим результатом стала лекция-концерт подготовленная учащимися и преподавателями в конце учебного года.

Методическое представление

  1. Введение.
  2. Методический паспорт учебного проекта.
  3. Осуществление учебного проекта.
  4. Заключение.

Введение

Тематика проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету «Ансамбль» для последующего углубления знаний отдельных учеников.

Проектная деятельность активизирует усвоение знаний учениками, поскольку она:

  • ориентирована на личность учащегося;
  • использует множество дидактических приемов;
  • самомотивируема;
  • позволяет самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.

Проектная деятельность является универсальной образовательной технологией, которая вносит «новый импульс» в воспитание учащихся. Она объединяет педагогический и ученический коллективы в культурно-образовательном пространстве школы. Проектная деятельность позволяет создавать межпредметные связи, образовывая интеграцию знаний и, таким образом повышает качество знаний посредством их направленности.

Проект:

  • по типу деятельности – практико-ориентированный, творческий;
  • по характеру предметно-содержательной области – культурологический межпредметный;
  • по характеру контактов – внутришкольный; средней продолжительности.

Методический паспорт учебного проекта

Данный проект предназначен для осуществления учащимися младших классов учебной деятельности на уроках по предмету «Ансамбль».

Адресация

  1. Тема: «Русская музыка – душа нашего народа» связана с изучением русских народных песен на уроках ансамбля в младших классах.
  2. Цели:
    • Образовательная – выявление умения и способностей учащихся работать в коллективе; знакомство с русской музыкой (разбор пьес)
    • Воспитательная – воспитание толерантности – терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к удачам и неудачам других детей; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.
    • Развивающая – развитие умений работать самостоятельно, расширение кругозора, повышение эрудиции; развитие устойчивого интереса к русской музыке, творческих способностей учащихся, умение предъявить свою работу другим.
  3. Задачи учебно-педагогические:
    • развивать интерес к предмету «Ансамбль»;
    • создать условия для реализации полученных знаний;
    • содействовать развитию эмоционального отклика на полученные знания.
  4. Возраст учащихся: от 8 до 12 лет
  5. Состав проектной группы:
    • класс баяна и аккордеона: Ларченко Александр, Малов Андрей, Чижевский Виктор, Винцукевич Михаил;
    • класс ударных инструментов: Булатова Софья, Вахлаков Сергей
    • класс фортепиано: Ефимова Алла.
  6. Время работы над проектом: одни учебный год (2014-2015 гг.)
  7. Режим работы: урочно-внеурочная

Обеспечение:

  1. Материально-техническое оснащение: аудиосистема, проектор, концертное помещение, аудитория для репетиций, музыкальные интсрументы, стулья, пульты.
  2. Знания, умения навыки и общенаучные навыки, необходимые для самостоятельной работы: владение определенными знаниями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе, сольфеджио; умение работать с нотным текстом, анализировать имеющийся материал; умение делать выводы; демонстрировать публично результаты своей деятельности (выступление на конкурсах, фестивалях, концертах; умение работать в коллективе.
  3. Мотивация к работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.
  4. Предполагаемые приращения: новое содержание и новый взгляд на тему, изучение старых и новых традиций в музыкальном творчестве.
  5. Новые практические приемы: совместная игра в ансамбле, чтение нот с листа, концертная практика.
  6. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по теме «русское народное творчество», понятия: фольклор, формы русской народной песни, русские народные инструменты, ансамблевое музицирование.
  7. Развитие навыков:
    • самостоятельной работы с нотным текстом;
    • самостоятельного принятия решений;
    • коммуникативности: в ролевом взаимодействии (ансамбль как самостоятельный коллектив);
    • мысленной деятельности при: разборе произведения, исполнении произведений на сцене, работе над пьесами в классе;
    • самоанализа и рефлексии.

Статус учебного проекта

  • Авторы-разработчики: Еремеева Т.Н., Алова Н.А., Плигина А.Е.
  • Опыт использования (апробация): проект апробирован в МБУ ДО «Кузьмоловская школа искусств», Лесколовское отделение, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Лесколово с младшими школьниками, занимающихся по классу баяна и аккордеона и ударных инструментов.

Этапы работы над проектом

Этапы работы

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

Определение темы и цели проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цель

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели

2. Планирование

  • Формирование знаний по теме;
  • Определение репертуара;
  • Определение системы занятий
  • Определение способа представления результатов (форма)
  • Установление списка мероприятий (конкурсы, фестивали, концерты)

Вырабатывают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предложения, знакомит с информацией и возможностями, обосновывает выводы

3. Осуществление

  • формирование знаний по теме;
  • проведение групповых и совместных репетиций;
  • обыгрывание репертуара на концертах;
  • участие в конкурсах, фестивалях

Погружаются в тему, знакомятся с информацией, выучивают партии произведений, готовятся к концертным и конкурсным выступлениям

Знакомит с информацией по теме проекта, проводит репетиции, подсказывает интерпретацию той или иной пьесы, помогает в организации участия в концертах, фестивалях и конкурсах

4. Презентация

Форма отчета: лекция-концерт

Участвуют в лекции-концерте, оценивают результаты путем коллективного обсуждения

Проводит лекцию-концерт, участвует в обсуждении оценивания проекта и деятельности, высказывает предложения о возможном расширении, продолжении проекта

Заключение

Работа над проектом позволила более подробно познакомить детей с русским народным творчеством. Каждый ученик, помимо практической деятельности, узнавал различные аспекты культуры своей страны. К каждому занятию, помимо практического задания, давалось задание на поиск нового материала по обсуждаемым вопросам (например, при знакомстве с формами русской народной песни, дети выбирали любую им понравившуюся и приносили по ней информацию с примерами).

Прошедший в конце учебного года концерт-лекция позволил объединить все знания, практические навыки. Знания преподносились в форме презентации с музыкальными иллюстрациями. Практические навыки ансамблевого музицирования применились в исполнении всех пройденных произведений в течении учебного года.

Работа над проектом вызвала у детей положительный эмоциональный отклик к предмету «Ансамбль», сформировала у них различные знания, умения и навыки, позволила расширить свой кругозор и дала возможность более частого выступления на сцене.

Проект получил огромный резонанс среди администрации школы, ее педагогического состава, родителей участников проекта и зрителей приходящих на концерты.

Сохранение у учащихся предмета» Ансамбль» дает возможность продолжения и расширения данного проекта, с возможностью усовершенствования тех или иных этапов.

Список литературы:

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся – М.: Педагогический поиск – 1999.
  2. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления, - СПб.: Иматон – 1996 .
  3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.Д. Программа внеурочной деятельности – М.: Просвещение – 2011.
  4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия – 2007.
  5. Куракина Н.Л. Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности – М.: Учитель – 2008.
  6. Детские частушки, шутки, прибаутки. Попул. пособ. для род. и пед. – Ярославль: Академия развития – 1997.
  7. Знакомим малыша с окружающим миром. Книга для работников дошкольных учреждений – М.: Просвещение – 1987.
  8. Музыка – детям: Пособ. для воспит. и муз. руков. детского сада – М.: Просвещение – 1985.