Каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок вырос крепким, жизнерадостным, умным, успешным человеком. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, играйте с ним! Каждая игра чему-то учит. Она развивает воображение и фантазию, воспитывает решительность. Часто дети дома предоставлены сами себе, родителям некогда играть с ними. Так время и проходит, а дети вырастают… Сегодня мы вспомним, как играть с ребенком, чтобы общение превратилось в увлекательное занятие. Вы познакомитесь с различными развивающими играми, в которые можно играть дома и на прогулке.
Предлагаемые задания повысят компетентность родителей в том или ином аспекте. Занимаясь с ребенком по этим материалам, расширяется его словарный запас, формируется грамматический строй речи, развивается внимание, вербальная память, сообразительность, творческая инициатива, двигательные функции.
Чтобы юный школьник писал красиво и легко необходимо развивать его кисть и пальчики. Можно предложить для ребенка игры с пластилином, прищепками, разные шнуровки, мозаику.
Кинезиологические упражнения хорошо развивают мелкую моторику, улучшают взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Разные виды этих упражнений можно найти в интернете, печатных изданиях. Вот некоторые из них.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга, ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром.
Для стабилизации и активации энергетического потенциала организма, поднятия настроения, развития выносливости, координации, необходимо развивать общедвигательную сферу. Это могут быть игры с мячом (надо подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками, затем одной рукой; отбивать мячом об пол двумя руками, одной рукой 5-6 раз подряд; ударить мячом о стену и поймать его; ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч), игры со скакалкой.
Дети вместе с родителями увлекательно и с интересом играют в некоторые организованные игры: «Салки-догонялки», «Кошки-мышки», «Классические классики» и др. Родители могут поделиться своим опытом, предложить игры, знакомые им с детства.
К концу дошкольного возраста у ребёнка должен сформироваться правильный грамматический строй речи. Малыша необходимо научить:
- правильно образовывать множественное число существительных и глаголов (стол-столы, глаз-глаза, огурец-огурцы, воробей-воробьи, пень-пни, ухо-уши, берег-берега, бежит-бегут, стоит-стоят, летит-летят, рисует-рисуют, сижу-сидят, читаю-читают);
- правильно ориентироваться в родовой принадлежности предметов (мой: самолет, рюкзак, стол, карандаш; моя: ручка, мама, игрушка, книга; мое: солнце, полотенце, дерево, мороженое);
- правильно согласовывать существительные с числительными и прилагательными (один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов, шесть самолетов, … десять самолетов; одно ведро, два ведра, три ведра, четыре ведра, пять ведер, шесть ведер, … десять ведер; синий зонт, синяя чашка, синее ведро; красный халат, красная шапка, красное полотенце);
- правильно употреблять простые и сложные предлоги (-на-, -в-, -от-, -к-, -под-, -из-под-, -за-, из-за);
- образовывать однокоренные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом-домик, окно-окошечко, шишка-шишечка, звезда-звездочка); глаголы с приставками (ехать-приехать-отъехать-въехать-заехать-уехать-приехать);
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные (сок из апельсинов – апельсиновый, каша из гречки – гречневая, сумка из кожи – кожаная, стакан из стекла – стеклянный, у лисы хвост – (чей?) лисий, у слона хобот – (чей?) слоновый, у овцы шерсть – (чья?) овечья)
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является сформированность связной речи. Овладевая словарным запасом, грамматическим строем языка ребёнок приобретает возможность пользоваться развёрнутой связной правильной речью.
Чтобы у детей расширялся словарный запас, развивались все познавательные психические процессы, дорогие родители, ходите с ними на выставки, в театры, в музеи, читайте книжки! Обсуждайте с детьми увиденное и прочитанное. И тогда, ваш ребенок легко и с интересом будет обучаться в школе, в дальнейшем – в институте, вырастит успешным и благополучным.
Используемая литература.
- М.И.Лозбякова. Учимся правильно и четко говорить, издательский центр «Вентана Граф», 2003
- А.В.Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте, издательский центр «Академия», 2002