Наше дошкольное учреждение более 25 лет специализируется на оказании коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями. В структуре дошкольной организации есть группы комбинированной и общеобразовательной направленности. В комбинированных группах находятся дети с тяжелыми нарушениями речи, которым ЦПМПК г. Москвы рекомендует адаптированную образовательную программу, и дети, осваивающие основную образовательную программу, но нуждающиеся в получении логопедической помощи.
Огромная роль в этой работе возложена на психолого-педагогический консилиум учреждения, который входит в состав ППк образовательного комплекса, т.к. невозможно решать важные задачи коррекционно-развивающего обучения, формирования базовых психических процессов, интеллектуальных качеств и профилактики отклонений в развитии детей без грамотного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Работа консилиума нашего структурного подразделения, а в него входит два детских сада, строится с опорой на Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Целью деятельности ППк является «обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников» [1]
ППк нашей образовательной организации решает следующие задачи:
- выявление детей с ограниченными возможностями здоровья для оказания им в дальнейшем необходимой специализированной помощи;
- обследование детей и составление заключений для представления в Центральную Психолого-Медико-Педагогическую Комиссию (ЦПМПК) г.Москвы, которая определяет образовательный маршрут ребенка, имеющего те или иные трудности;
- решает вопросы оказания специализированной помощи детям, успешно овладевающим основной образовательной программой, но имеющих речевые проблемы;
- оценивает динамику развития детей с ТНР и решает вопросы, связанные с изменением и уточнением образовательных маршрутов детей (подготовка заключений для ЦПМПК);
- оказывает консультативную помощь родителям;
- оказывает консультативную и методическую помощь педагогам учреждения.
Плановые заседания консилиума проводятся не менее 3 раз в год: в начале года-для определения детей, нуждающихся в получении логопедической помощи в условиях логопункта, в середине года - для оценки результативности работы с детьми, занимающимися по адаптированной образовательной программе, и оказания необходимой помощи детям и их родителям, о возможном изменении образовательного маршрута ребенка. В конце года специалистами ППк решается вопрос о подтверждении или изменении образовательного маршрута детей, получавших помощь в условиях логопункта или комбинированной группы. На детей заполняются соответствующие заключения (см. Приложение 1, Приложение 2).
Внеплановые заседания ППк учреждения решают назревшие вопросы психолого-педагогического сопровождения детей.
Ежегодно специалистами учреждения обследуются дети общеобразовательных групп с целью выявления детей с трудностями развития.
Результаты фиксируются в журнале первичного обследования.
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Возраст |
№ группы |
Результат обследования |
Рекомендации |
Примечание |
Родители детей, нуждающихся в оказании специализированной помощи, приглашаются на заседание ППк для решения вопроса о проведении диагностики. После заполнения необходимых документов родителями, ребенок диагностируется, и членами консилиума решается вопрос о его дальнейшем образовательном маршруте.
Данные диагностики фиксируются в «Протоколе обследования ребенка ППк» (см. Приложение 3) и журнале «Обследования детей ППк СП», который содержит следующие графы.
№ п/п |
Ф,И ребенка, возраст |
Контакт |
Запас представлений |
Импрессивная речь |
Разрезные картинки |
Сенсорные процессы |
Мышление |
Моторика |
Экспрессивная речь |
Познавательный интерес |
Личностные черты |
Эмоциональная сфера |
Заключение ППк |
Рекомендации |
|||||
Звукопроизношение |
Словарь |
Грамматический строй |
Слоговая структура |
Фонематический слух |
Текстовая деятельность |
Родителям детей с серьезными проблемами выдается заключение ППк учреждения для представления в ЦПМПК г. Москвы. Дети, успешно овладевающие основной образовательной программой, но имеющие речевые трудности зачисляются на логопункт.
По результатам работы специалистов в течение года, динамике развития детей, заполняется журнал движения детей. Данные фиксируются в следующих графах.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Дата рождения |
Дата начала оказания коррекционной, помощи |
Диагноз |
№ группы |
Результат |
Заключении ППк, № протокола |
Результат |
Заключении ППк, № протокола |
Результат |
Заключении ППк, № протокола |
План работы ПМП консилиума.
Работа с детьми.
- Проведение мониторингов с целью определения уровней речевого и психического развития детей с использованием различных диагностических методик.
- Определение характера и продолжительности оказания специализированной коррекционной помощи детям с учетом возможностей, имеющихся в образовательном учреждении.
- Проверка готовности к школьному обучению (начало и конец года). Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование трудностей в школьном обучении.
- Составление подробного заключения о психо-речевом развитии ребенка для представления на ЦМПК.
- Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей.
Работа с педагогами.
- Составление рекомендаций педагогам по результатам диагностик для дифференцированного подхода к детям.
Работа с родителями.
- Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения.
- Диагностика развития детей (по запросу родителей).
Организация четкой и слаженной работы специалистов учреждения помогает решать вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития, способствует обеспечению оптимальных условий обучения и воспитания детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей.
Литература.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
- Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка - М.: Генезис, 2012.