Организация работы ППк в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Разделы: Логопедия


Наше дошкольное учреждение более 25 лет специализируется на оказании коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями. В структуре дошкольной организации есть группы комбинированной и общеобразовательной направленности. В комбинированных группах находятся дети с тяжелыми нарушениями речи, которым  ЦПМПК г. Москвы рекомендует адаптированную образовательную программу, и дети, осваивающие основную образовательную программу, но нуждающиеся в получении логопедической помощи.

Огромная роль в этой работе возложена на психолого-педагогический консилиум учреждения, который входит в состав ППк образовательного комплекса, т.к. невозможно решать важные задачи коррекционно-развивающего обучения, формирования базовых психических процессов, интеллектуальных качеств и профилактики отклонений в развитии детей  без грамотного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Работа консилиума нашего структурного подразделения, а в него входит два детских сада, строится с опорой на Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Целью деятельности ППк является «обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обуча­ющихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуаль­ными особенностями, состоянием соматического и нервно-пси­хического здоровья обучающихся, воспитанников» [1]

ППк нашей образовательной организации решает следующие задачи:

  • выявление детей с ограниченными возможностями здоровья для оказания им в дальнейшем необходимой специализированной помощи;
  • обследование детей и составление заключений для представления в Центральную Психолого-Медико-Педагогическую Комиссию (ЦПМПК) г.Москвы, которая определяет образовательный маршрут ребенка, имеющего те или иные трудности;
  • решает вопросы оказания специализированной помощи детям, успешно овладевающим основной образовательной программой, но имеющих  речевые проблемы;
  • оценивает динамику развития детей с ТНР и решает вопросы, связанные с изменением и уточнением образовательных маршрутов детей (подготовка  заключений для ЦПМПК);
  • оказывает консультативную помощь родителям;
  • оказывает консультативную и методическую помощь педагогам учреждения.

Плановые заседания консилиума проводятся не менее 3 раз в год: в начале года-для определения детей, нуждающихся в получении логопедической помощи в условиях логопункта, в середине года - для оценки результативности работы с детьми, занимающимися по адаптированной образовательной программе, и оказания необходимой помощи детям и их родителям, о возможном изменении образовательного маршрута ребенка. В конце года специалистами ППк решается вопрос о подтверждении или изменении образовательного маршрута детей, получавших помощь в условиях логопункта или комбинированной группы. На детей заполняются соответствующие заключения (см. Приложение 1, Приложение 2).

Внеплановые заседания ППк учреждения решают назревшие  вопросы психолого-педагогического сопровождения детей.
Ежегодно специалистами учреждения обследуются дети общеобразовательных групп с целью выявления детей с трудностями развития.
Результаты фиксируются в журнале первичного обследования.

Фамилия, имя ребенка

Возраст

№ группы

Результат обследования

Рекомендации
родителям

Примечание

Родители детей, нуждающихся в оказании специализированной помощи, приглашаются на заседание ППк для решения вопроса о проведении диагностики. После заполнения необходимых документов родителями, ребенок диагностируется, и членами консилиума решается вопрос о его дальнейшем образовательном маршруте.

Данные диагностики фиксируются в  «Протоколе обследования ребенка ППк» (см. Приложение 3) и журнале «Обследования детей ППк СП», который содержит следующие графы.

№ п/п

Ф,И ребенка, возраст

Контакт

Запас представлений

Импрессивная речь

Разрезные картинки

Сенсорные процессы

Мышление

Моторика

Экспрессивная речь

Познавательный интерес

Личностные черты

Эмоциональная сфера

Заключение ППк

Рекомендации

Звукопроизношение

Словарь

Грамматический строй

Слоговая структура

Фонематический слух

Текстовая деятельность

          Родителям  детей с серьезными  проблемами выдается заключение ППк учреждения для представления  в ЦПМПК г. Москвы. Дети, успешно овладевающие  основной образовательной программой, но имеющие речевые трудности зачисляются на логопункт.
По результатам работы специалистов в течение года, динамике развития детей, заполняется журнал движения детей. Данные фиксируются в следующих графах.


№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата начала оказания коррекционной, помощи

Диагноз

№ группы

Результат

Заключении ППк, № протокола

Результат

Заключении ППк, № протокола

Результат

Заключении ППк, № протокола

План работы ПМП консилиума. 

Работа с детьми. 

  • Проведение мониторингов с целью определения уровней речевого и психического развития детей с использованием различных диагностических методик.
  • Определение характера и продолжительности оказания специализированной коррекционной помощи детям с учетом  возможностей, имеющихся в образовательном учреждении. 
  • Проверка готовности к школьному обучению (начало и конец года). Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование трудностей в школьном  обучении.  
  • Составление подробного заключения о психо-речевом развитии ребенка для представления на ЦМПК.  
  • Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей.  

Работа с педагогами. 

  • Составление рекомендаций педагогам по результатам диагностик для дифференцированного подхода к детям.

Работа с родителями. 

  • Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения. 
  • Диагностика развития детей (по запросу родителей). 

Организация четкой и слаженной работы специалистов учреждения помогает решать вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития, способствует  обеспечению оптимальных условий обучения  и воспитания детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических  особенностей.

Литература.

  1. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка - М.: Генезис, 2012.