1. Пояснительная записка
Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и “проглатывают” окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учебе. Все это убеждает: нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольные годы.
Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Фонематическое восприятие является необходимой базой для всего последующего образования и поможет подготовить ребенка к школе, создавая основу для обучения грамоте.
1.1. Направленность образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа “Звуковичок” направлена на всестороннее развитие ребенка 5-6 лет, социальную адаптацию, развитие коммуникативной и социально успешной личности.
1.2. Новизна образовательной программы
Новизна дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок” основана на поэтапном формировании фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного. Дидактический материал простроен с учетом возрастных особенностей детей в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. В процесс обучения включено использование компьютерных технологий. Таким образом, ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звук.
1.3. Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка.
1.4. Педагогическая целесообразность
Программа создает основу для овладения детьми самостоятельной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.
1.5.
Цель: формирование фонематического восприятия у детей 5-6 лет для предупреждения нарушений устной и письменной речи.
Задачи:
Воспитательные задачи
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность и самостоятельность;
Развивающие задачи
- развивать фонематическое восприятие звука;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- расширять словарный запас;
Обучающие задачи
- учить делить слова с открытыми слогами на части;
- учить составлять слова из слогов;
- учить выделять последовательность звуков в простых словах;
- учить звуковому анализу слова
- учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
- учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ; количество звуков в слове ;
- учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;
1.6. Отличительные особенности данной программы
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок” является то, что она адаптирована для детей дошкольного возраста 5-6 лет и предполагает обучение детей в игровой форме.
Дополнительная общеобразовательная программа “Звуковичок” предполагает:
- одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи.
- проведение комплексных занятий по предупреждению и преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста, такие занятия направлены на развитие у детей рече-мыслительной деятельности, на которых у детей развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать.
- развитие и совершенствования психических процессов детей, мелкой и общей моторики, что необходимо для подготовки руки к письму.
- обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий, которые обеспечивают формирование фонематического восприятия для предупреждения нарушений устной и письменной речи.
Возраст детей
Программа предназначена для детей 5-6 лет. Занятия проводятся по подгруппам. Наполняемость в подгруппы составляет 6-8 человек.
Сроки реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения, 26 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25минут.
1.7. Ожидаемый результат
воспитанник:
- различает гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные
- умеет проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги
- умеет применять символы и схемы в звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности
- умеет ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
1.8. Формы организации образовательного процесса
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
- дидактическая игра
- игры-задания
- создание игровых ситуаций
- сюрпризные моменты
- использование аудио техники
- открытые занятия для родителей
1.9. Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе. Оценка компетентности
Для отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы используется методика Дьяковой Н.И. “Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников”.
Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.
В ее задачи входят:
- определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;
- выявление динамики развития фонематических процессов у детей 5-6 лет для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
- оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.
Диагностика проводится 2 раза в год: на начало года, на конец года.
2. Учебный план (Приложение 1)
3. Учебно-тематический план (Приложение 2)
4. Содержание дополнительной общеобразовательной программы “Звуковичок”
В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей 5-6 лет. Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Поэтому в системе работы по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- звуки окружающего мира;
- звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- гласны звуки;
- согласные звуки (без классификации);
- согласны твердые и мягкие;
- согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
- слово;
- слог;
- предложение;
- ударение.
4.1. Содержание подгрупповых занятий. (Приложение 3)
5. Методическое обеспечение программы
Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.
Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.
Технические средства обучения.
- Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.
- Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.
- Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.
- Различные речевые игры.
- Методическая литература.
6. Результаты усвоения программы
Диагностические критерии, показатели, инструментарий
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
- открытые занятие с присутствием родителей;
- сравнительный анализ диагностических данных (методика Дьяковой Н.И. “Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников”). (Приложение 4)