Цель: формирование нравственно-экологической культуры дошкольников.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о жизни диких животных зимой;
- активизировать и расширить словарный запас детей новыми словами; упражнять в составлении описательного рассказа.
Развивающие:
- развивать исследовательские умения;
- развивать мышление, зрительное внимание.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным;
- совершенствовать и развивать коммуникативные навыки детей в совместной образовательной деятельности.
Методы: объяснительно-иллюстративный, игровой, поисково-исследовательский, творческий.
Оборудование: магнитная доска, ноутбук.
Материал: иллюстрации диких животных, мягкая игрушка зайки в одежде, набор счётного материала, обручи, аудиозаписи, маска медведя, силуэты зайца, листы белой бумаги.
Предварительная работа: рассматривание картин и изображений диких животных; дидактические игры: «Угадай, какие дикие животные живут в лесу», «Чей малыш?», «Кто, где живет?»; чтение произведений Е.Чарушина, В.Бианки.
Словарная работа: спячка, запасы, берлога, дупло, нора.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент. Игровая ситуация, проблема.
Воспитатель: - Ребята! Посмотрите, к нам в гости сегодня прискакал зайка!
(показывает детям игрушечного зайку одетого в вязанную шапку, шарф, жилетку и носочки).
Молодец, зайка! Тепло оделся. Ребята, как вы думаете, у настоящих зайцев есть шапка, шарф, варежки?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Как же зайцы приготовились к зиме?
Дети: - Стали белыми.
Воспитатель: - Представьте себе, что заяц остался серым! Легко ему будет в лесу? Чтобы понять это, предлагаю спрятать серого зайку!
(предлагает пройти детям за столы, где лежат листы белой бумаги, силуэты зайца белого и серого цвета).
Опыт-эксперимент
Дети берут листы белой бумаги и прикладывают силуэт зайца серого цвета.
Воспитатель: - А теперь спрячем белого зайчика от лисы. Какого зайчика быстрее найдет лиса?
Дети: - Серого цвета.
Воспитатель: - Значит, зачем зайцы меняют шубку?
Дети: - Чтобы зайку не было видно на белом снегу.
Воспитатель: - Правильно, так ему легче спрятаться от врагов. А чем питается зайчик зимой?
Дети: - предположения детей.
Воспитатель: - Зайцы обгрызают кору деревьев и кустарников, иногда кормятся сеном и корой фруктовых деревьев. Но заяц не один живет в лесу. Вы бы хотели узнать, как приспособились к холодам другие животные? Наш зайчик проводит нас в лес.
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные животные. Сегодня мы с вами узнаем много интересного о диких животных, чем питаются, как живут в лесу холодной зимой. Давайте вспомним, каких животных называем дикими?
Дети: - Дикие животные, это животные, которые живут в лесу, сами о себе заботятся: строят жилище, добывают сами себе пищу, сами заботятся о своем потомстве.
Воспитатель: - А вы хотите побывать в зимнем лесу?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Давайте отправимся в путешествие! Снега в лесу много. Как вы думаете, на чем удобнее передвигаться по лесу?
Дети: - предположения детей.
Воспитатель: - А давайте отправимся на лыжах.
Дети: - изображают ходьбу на лыжах.
Воспитатель: - Вот мы и в лесу! Ребята, посмотрите на картину внимательно и найдите животных, которые спрятались от нас.
Вниманию детей предлагается черно-белая картина леса, на которой замаскированы дикие животные. Дети по силуэту отгадывают нахождение животных.
Воспитатель показывает на экране изображение белки, просит одного из детей по мнемотаблице рассказать о белке.
Дети: - Белка – это дикое животное, которое живёт в лесу. У белки есть туловище, голова, острые уши, пушистый хвост, ловкие лапки. Тело покрыто красивой рыжей шерстью. Питается белка орехами, грибами, ягодами.
Воспитатель: - Чем белка питается зимой?
Дети: - Белка на зиму делает запасы, сушит грибы и ягоды, прячет орехи.
Воспитатель: - Кто из вас знает, где прячется белка от зимней стужи?
Дети: - В дупле.
Игровая деятельность подвижная игра: «Дупло»
Воспитатель: - Сейчас мы превратимся в белок и поиграем в игру «Дупло», узнаем какие вы ловкие.
На полу лежат обручи – это дупла, когда я говорю день, белки скачут с ветки на ветку, когда я говорю ночь – белки прячутся в свои дупла и засыпают.
Беседа (с элементами описательного рассказа)
Воспитатель: - Дикое животное, с которым мы познакомимся дальше, попробуйте отгадать по описательному рассказу: молочко любит, питается насекомыми, фыркает, колючий. Кто это?
Дети: - Ёж.
Воспитатель: - Правильно, это еж!
(показывает на экране изображение ёжика). Какие лапки у ёжика?
Дети: - отвечают.
Воспитатель: - Что у него на спинке?
Дети: - отвечают.
Воспитатель: - Зачем они ему нужны?
Дети: - отвечают. (Иголки защищают ежа от хищников).
Воспитатель: - Пищей ему служат дождевые черви, жуки, охотно ест ягоды, желуди. Еж очень полезен в лесном хозяйстве, так как уничтожает опасных вредителей леса. А что делает ёж зимой?
Дети: - Спит.
Воспитатель: - Правильно, ёж впадает в спячку. Ему нечем питаться зимой, и он засыпает в своей норке.
Еще один лесной житель – это медведь.
(показывает на экране изображение медведя).
Медведь охотится не так уж часто. Зато если встретит в лесу заросли малины – ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел – с большой охотой будет есть мед. Может отыскать грибы, корешки растений, орехи, ягоды, рыбу.
- Как называется жилище медведя?
Дети: - предположения детей.
Воспитатель: - На долгую зиму медведь устраивается в берлоге.
- Что он делает зимой?
Дети: - Медведь зимой спит.
Воспитатель: - А у медведицы зимой в теплой берлоге появятся медвежата.
Давайте поиграем в игру: «Медвежонок-счетовод». Наш мишка очень любит считать. Давайте посчитаем друзей медвежонка.
Словесная игра: «Медвежонок-счетовод»
Мишка – мишка, чудачок,
Сшил мохнатый пиджачок.
Хочет с нами поиграть
Всех зверей пересчитать!
Воспитатель вызывает одного из детей, одевает маску медведя и предлагает посчитать белок, ежей у доски:
Дети: - Одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.
- Один ёж…и т.д.
Практическая самостоятельная деятельность
Работа с моделями, другими материалами по выбору ребенка. Дети составляют модели, рисуют по трафарету, выкладывают пазлы (логические цепочки) о любом диком животном. Воспитатель проводит индивидуальную работу в ходе выполнения задания.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, но нам пора возвращаться назад.
- Раз, два, три, четыре, пять!
- Мы вернулись в детский сад.
Рефлексия:
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в наш детский сад. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии в лес?
- Что было трудным? Что было самым интересным для вас?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Все, кому понравилось узнавать что-то новое возьмите красную фишку и поместите ее на мольберте. Улыбнитесь друг другу!