Тип урока: Урок рефлексия
Форма проведения урока: групповая
Цель: формирование умения работать в команде. Формирование представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему.
Задачи:
- Создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству.
- Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда.
- Воспитание уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
- сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об объеме, массе, количестве;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- понимание и построение норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Регулятивные:
- понимание смысла поставленной задачи;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
- умение слушать другие точки зрения;
- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- четкое понимание, что означает объем прямоугольного параллелепипеда.
- в ценностно-ориентационной сфере:
- применение старых знаний в новой ситуации;
- умение находить разные способы решения одной задачи
Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, электронная доска раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (2 мин)
Класс разбивается на 4 группы по 6-7 человек. Учащиеся самостоятельно выбирают, с кем в группе они будут работать.
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (3 мин)
Всем группам выдается одно и то же задание.
Царь Гвидон решил пересчитать все свои запасы. В кладовой стоит сундук с горохом.
Размеры сундука: длина 1 метр, ширина 0,5 метра, высота 0,5 метра.
Пустой сундук весит 12 кг, а полный 226 кг.
Царь Гвидон каждый год пересчитывает свои запасы. В прошлом году бедному царскому писарю пришлось трудиться 118 часов, чтобы пересчитать каждую горошину в сундуке. А к этом году, ключ от кладовой потерялся, но царь требует ответ, сколько горошин в сундуке?
От каждой команды выходит один представитель и вытягивает карточку со списком раздаточного материала на группу. Вместо гороха удобно использовать нут, так как он более крупный.
1 карточка: пластиковый стаканчик с горохом, картонная коробочка, размером
5 x 5 x 5 см
2 карточка: пластиковый стаканчик с горохом, весы
3 карточка: пластиковый стаканчик с горохом, лист бумаги и квадратный картонный контур 10 x 10 см, высотой в одну горошину.
4 карточка: пластиковый стаканчик с горохом, пустой стаканчик, песочные часы
3. Этап актуализации и пробного учебного действия. (10 мин)
Учащиеся придумывают способ, как с помощью имеющихся средств посчитать горох в кладовой царя.
Деятельность учащихся:
- Распределение ролей в команде (выбор лидера, генератора идей, критика, фиксатора всех идей, хронометра, художника, докладчика и т.д.).
- Анализ текста;
- Методом мозгового штурма, определение наиболее оптимальных способов выполнения задания;
- Обоснование выбора способа действий.
4. Этап систематизации знаний (25 мин)
Деятельность учащихся:
- Выполнение расчетов;
- Подготовка доклада.
Доклад. (по 5 мин на каждую группу, включая вопросы других команд докладчикам).
Докладчик презентует придуманный способ подсчета горошин, с учетом выданного раздаточного материала. И дает ответ царю.
По ходу доклада учитель на электронной доске заполняет таблицу:
№ команды | Умение работать одной командой (1 балл) |
Наличие понятной схемы, чертежа (1 балл) |
Содержание работы (формулы,
расчеты) (1 балл) |
Доступность (понятность)
изложения (1 балл) |
Правильность расчетов (1 балл) |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
5. Этап рефлексии учебной деятельности, подведение итогов урока. (5 мин)
Выигрывает команда, набравшая максимальное количество баллов.
Проводится оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.
Домашнее задание: Придумать еще один способ подсчета горошин.
Приложение № 1
Расчеты (вместо гороха использовался нут)
1 способ:
Посчитать, сколько горошин входит в коробочку, сколько таких коробочек входит в сундук, умножить количество гороха в коробочке на количество коробочек.
В коробочку 5 см х 5 см х 5 см входит 265 горошин.
В сундук размером 1м х 0,5 м х 0,5 м входит 20 * 10 * 10=2000 коробочек
2000 * 265=530000 горошин.
2 способ:
Взвесить стаканчик с горохом (так как одна горошина не взвешивается), пересчитать горошины в стаканчике. Разделить массу на количество горошин и узнать, сколько весит одна горошина. Найти массу всего гороха, отняв от массы полного сундука массу пустого сундука. Найти количество гороха, разделив массу гороха на массу одной горошины.
265 горошин весят 107 г.
107:265=0,40377 (г) весит одна горошина
226-12=214 (кг) весит горох в сундуке
214000:0,40377=530004 (шт.) горошин в сундуке
3 способ:
В рамочку высотой в одну горошину, насыпается горох. Нужно посчитать, сколько горошин входит в рамочку, сколько таких рамочек входит в сундук, умножить количество горошин на количество рамочек.
Размер рамочки 10х10х1 см.
10 * 5 * 50=2500 (шт.) рамочек в сундуке
212 горошин входит в рамочку
212 * 2500=530000 (шт.) горошин в сундуке
4 способ:
Засечь по песочным часам 1мин, 2 мин или 3 мин, в зависимости от того, на сколько минут они рассчитаны. Начать пересчитывать горох, чтобы узнать, сколько горошин в минуту мог посчитать царский писарь. Затем умножить время потраченное писарем на пересчет всех горошин на количество посчитанных горошин в минуту.
75 горошин в минуту
118 ч=7080 минут
7080 * 75=531000 (шт.) горошин в сундуке.
Важное замечание: Ответы учащихся, работавших в разных группах, могут сильно различаться. Это связано с большой погрешностью проводимых экспериментов. Важно, чтобы способ измерения был обоснован и необязательно, чтобы он был в точности такой, какой был изначально задуман учителем.
Приложение № 2
Рефлексия урока
Белоусов Григорий, 5 В
Работа в нашей команде шла поэтапно. Первым делом мы прочитали задание, разделив его на условие и требование, для более четкого понимания задачи. После чего, мы распределились по ролям: оформитель, главный по расчетам, наблюдатель за временем, экспериментаторы. Так же в процессе работы, у нас определился лидер. Лидером был я.
Сначала мы решали задачу одним способом, забыв, что нам дали особые инструменты, которые надо было использовать при решении. Вспомнив про песочные часы, мы стали рассматривать варианты решения этого задания с помощью временных единиц. И как только у нас возникла идея, мы разделились на две группы: те, кто ставили эксперименты, и те, кто оформляли нашу работу на лист А3. Мы делали эти две работы параллельно, так как времени было не так много, да и доклад с презентацией – очень важная вещь, которую надо готовить как следует!
Я считаю, что с работой мы справились и задачу решили быстро, правильно и точно.