Урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: возвратные глаголы


Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.

Для достижения целей урок спланирован так, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

  • Тему, цель и задачи урока формулируют ученики.
  • Характер общения: уважение, внимание, обращение к ученикам по имени; поддержка улыбкой.
  • Сведение фронтальных форм работы до минимума (как самых непродуктивных).
  • Высокий здоровьесберегающий потенциал урока:
    • виды учебной деятельности (нет однообразности урока): письмо, чтение, рассматривание слайдов, ответы на вопросы;
    • наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению: обсуждение в группе, самооценка.

Раздел: Грамматические признаки глагола.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах.».

Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.

Задачи:

  • регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
  • познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
  • коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
  • личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Результаты:

  • Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на -тся и -ться..
  • Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, авторская компьютерная презентация (Приложение).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

Технологии:

  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);
  • развивающего обучения (система Занкова)
  • информационно-коммуникативный.

Методы и приёмы:

  • проблемный
  • частично-поисковый
  • информационно-коммуникативный метод

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок. Подготовка класса к работе.
 
II. Этап актуализации знаний.
– Давайте начнем наш урок, а девизом пусть послужат эти слова:

Если к(??)лектив старает…ся,
То у них всё получает…ся.
Если не будем стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!

Словарно – орфографическая работа
– Посмотрите, мы столкнулись с орфограммами. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет проверочного, значит это слово словарное?
– Где мы можем узнать написание этого слова? (Интернет, словарь)
(Запись слова коллектив, указать его грамматические признаки)
Записывают слово, решают орфографические задачи.






Фронтальная работа
Слайд 1–2
III. Определение темы, целей и задач урока.
– Вернёмся к нашему девизу, в словах какой части речи мы видим орфограмму? Предположите тему нашего урока?
Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах.
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.
Задачи:
1. Повторить ранее изученное о глаголе.
2. Познакомиться с новой орфограммой.
3. Научиться писать глаголы с -тся и -ться.
Эти задачи и послужат планом к нашему уроку.
– У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.
Лист самооценки
Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.



Слайд 3
IV. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.
– Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест)
1. Глагол – это…
а) служебная часть речи;
б) сложная часть речи;
в) самостоятельная часть речи.
2. Обозначает…
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) количество предметов.
3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется…
а) по лицам и числам;
б) по числам и родам;
в) по числам и падежам;
4. Изменение по лицам и числам называется …
а) спряжением;
б) склонением;
в) наклонением.
5. В предложении глагол чаще всего является…
а) подлежащим;
б) обстоятельством;
в) сказуемым.
– Ставим столько баллов, сколько правильных ответов.
– У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока.












Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.


Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, взаимопроверка.




Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ










Слайд 4
Фронтальная проверка
V. Открытие нового знания.
– Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?
(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).
– Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.
– Но, можно самим вывести правило.
– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)
– Предлагаю вам провести наблюдение.
Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста.
– Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:
1. Найдите глагол.
2. Задайте вопрос к глаголу.
3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

– Мы повторили изученный материал, а теперь попробуем решить главную сегодня задачу. Предположите, как мы ее можем решить?
Давайте, понаблюдаем за глаголами, для этого выполним упражнение из учебника. Стр.31 упр310
– Выпишите глаголы, в 1 столбик оканчивающиеся на -ться. Во второй на -тся.
1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем -тся.
2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем -тся.
– Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр.32

Индивидуальная работа у доски (2 ученика)
– Теперь мы смело можем решить наши орфографические задачи.
Выписываем глаголы в нужный столбик.


Индивидуальная работа







Составляют схему
Обучающиеся работают в самостоятельно.



Дети делают выводы.







Работа по учебнику.

На доске появляется запись-алгоритм (таблица)
 
VI. Физминутка.
Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. Выполняйте то, что я говорю.
Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.
– Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.
   
VII. Первичное закрепление.
Скажите, в каких произведениях Устного Народного Творчества чаще встречаются глаголы? Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
– Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
Работав группах. Игра «Собери пословицу». Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь.
Дифференцированная работа
1 уровень Задание: Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся. Всякий человек на деле познает?ся.
2 уровень Задание: Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся. Друзья познают?ся в беде.
– Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.




Обучающиеся работают в группах.



Проверка по эталону на слайде
Самооценка




Карточки со словами пословицы


Слайд 6–7

VIII. Домашнее задание.
Стр.36 упр. №3 (продолжите работу над пословицами)   Слайд 8
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная работа со словами.
– Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2
Самостоятельная работа по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?
№ сл/соч 1 2 3 4 5 6 7
-тся              
-ться              
1. запират..ся на засов
2. употребляет..ся в глаголе
3. удивлят..ся пению
4. расстилает..ся туман
5. надо заботит..ся о здоровье
6. нам пригодит..ся схема
7. получает..ся картина


Обучающиеся самостоятельно работают в паре применяя правило, изменяют глаголы..






Проверка по слайду



Маршрутный лист









Слайд 9–10
X. Рефлексия деятельности (Итог урока).
– Какая цель стояла перед нами в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
– Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
– Какую цель перед собой поставили?
– Каким способом действовали для достижения цели?
– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
– Внимание, ключ к заданию.
– Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.
– Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.
4.5–5 ты отлично поработал на уроке, спасибо
3.7–4.4 ты хорошо потрудился
3–3.6 старайся работать лучше
– Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?
– Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?
– А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?
– Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.
– Спасибо за урок.








Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.