Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.
Для достижения целей урок спланирован так, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.
- Тему, цель и задачи урока формулируют ученики.
- Характер общения: уважение, внимание, обращение к ученикам по имени; поддержка улыбкой.
- Сведение фронтальных форм работы до минимума (как самых непродуктивных).
- Высокий здоровьесберегающий потенциал урока:
- виды учебной деятельности (нет однообразности урока): письмо, чтение, рассматривание слайдов, ответы на вопросы;
- наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению: обсуждение в группе, самооценка.
Раздел: Грамматические признаки глагола.
Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах.».
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.
Задачи:
- регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
- коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
- личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.
Результаты:
- Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на -тся и -ться..
- Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
- Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, авторская компьютерная презентация (Приложение).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.
Технологии:
- проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);
- развивающего обучения (система Занкова)
- информационно-коммуникативный.
Методы и приёмы:
- проблемный
- частично-поисковый
- информационно-коммуникативный метод
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание | ||||||||||||||||||||||||
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | ||||||||||||||||||||||||||
– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок. | Подготовка класса к работе. |
|||||||||||||||||||||||||
II. Этап актуализации знаний. | ||||||||||||||||||||||||||
– Давайте начнем наш урок, а девизом пусть послужат эти слова: Если к(??)лектив старает…ся, То у них всё получает…ся. Если не будем стремит…ся, Нечем будет гордит…ся! Словарно – орфографическая работа – Посмотрите, мы столкнулись с орфограммами. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет проверочного, значит это слово словарное? – Где мы можем узнать написание этого слова? (Интернет, словарь) (Запись слова коллектив, указать его грамматические признаки) |
Записывают слово, решают орфографические задачи. Фронтальная работа |
Слайд 1–2 |
||||||||||||||||||||||||
III. Определение темы, целей и задач урока. | ||||||||||||||||||||||||||
– Вернёмся к нашему девизу, в словах какой части речи мы видим орфограмму? Предположите тему нашего урока? Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах. Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться. Задачи: 1. Повторить ранее изученное о глаголе. 2. Познакомиться с новой орфограммой. 3. Научиться писать глаголы с -тся и -ться. Эти задачи и послужат планом к нашему уроку. – У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах. |
Лист самооценки Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно. |
Слайд 3 |
||||||||||||||||||||||||
IV. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||
– Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест) 1. Глагол – это… а) служебная часть речи; б) сложная часть речи; в) самостоятельная часть речи. 2. Обозначает… а) признак предмета; б) действие предмета; в) количество предметов. 3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется… а) по лицам и числам; б) по числам и родам; в) по числам и падежам; 4. Изменение по лицам и числам называется … а) спряжением; б) склонением; в) наклонением. 5. В предложении глагол чаще всего является… а) подлежащим; б) обстоятельством; в) сказуемым. – Ставим столько баллов, сколько правильных ответов. – У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока. |
Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, взаимопроверка. |
Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ Слайд 4 Фронтальная проверка |
||||||||||||||||||||||||
V. Открытие нового знания. | ||||||||||||||||||||||||||
– Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме? (интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике). – Из этих источников мы получим информацию в готовом виде. – Но, можно самим вывести правило. – Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.) – Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. – Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться: 1. Найдите глагол. 2. Задайте вопрос к глаголу. 3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться. 4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся. – Мы повторили изученный материал, а теперь попробуем решить главную сегодня задачу. Предположите, как мы ее можем решить? Давайте, понаблюдаем за глаголами, для этого выполним упражнение из учебника. Стр.31 упр310 – Выпишите глаголы, в 1 столбик оканчивающиеся на -ться. Во второй на -тся. 1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем -тся. 2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем -тся. – Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр.32 Индивидуальная работа у доски (2 ученика) – Теперь мы смело можем решить наши орфографические задачи. Выписываем глаголы в нужный столбик. |
Индивидуальная работа Составляют схему Обучающиеся работают в самостоятельно. Дети делают выводы. Работа по учебнику. На доске появляется запись-алгоритм (таблица) |
|||||||||||||||||||||||||
VI. Физминутка. | ||||||||||||||||||||||||||
– Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. Выполняйте то, что я говорю. Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место. – Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки. |
||||||||||||||||||||||||||
VII. Первичное закрепление. | ||||||||||||||||||||||||||
Скажите, в каких произведениях Устного Народного Творчества чаще встречаются глаголы? Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков. – Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.) Работав группах. Игра «Собери пословицу». Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь. Дифференцированная работа 1 уровень Задание: Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся. Всякий человек на деле познает?ся. 2 уровень Задание: Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся. Друзья познают?ся в беде. – Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор. |
Обучающиеся работают в группах. Проверка по эталону на слайде Самооценка |
Карточки со словами пословицы Слайд 6–7 |
||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание. | ||||||||||||||||||||||||||
Стр.36 упр. №3 (продолжите работу над пословицами) | Слайд 8 |
|||||||||||||||||||||||||
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | ||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа со словами. – Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2 Самостоятельная работа по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах». – В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?
2. употребляет..ся в глаголе 3. удивлят..ся пению 4. расстилает..ся туман 5. надо заботит..ся о здоровье 6. нам пригодит..ся схема 7. получает..ся картина |
Обучающиеся самостоятельно работают в паре применяя правило, изменяют глаголы.. Проверка по слайду |
Маршрутный лист Слайд 9–10 |
||||||||||||||||||||||||
X. Рефлексия деятельности (Итог урока). | ||||||||||||||||||||||||||
– Какая цель стояла перед нами в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали? – Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали для достижения цели? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Внимание, ключ к заданию. – Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки. – Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока. 4.5–5 ты отлично поработал на уроке, спасибо 3.7–4.4 ты хорошо потрудился 3–3.6 старайся работать лучше – Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно? – Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить? – А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь? – Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи. – Спасибо за урок. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |