Цель: познакомить с буквой Т.
Задачи:
- автоматизировать звук [Т] и [Т'] в слогах и словах;
- вырабатывать полноценные движения органов артикуляции;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать логическое мышление;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- упражнять в словообразовании;
- упражнять в определении места звука в слове;
- улучшать пространственное восприятие;
- воспитывать желание быть аккуратным и соблюдать нормы поведения в общественных местах.
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала;
- Схемы-картинки с изображением отделов супермаркета;
- Макет холодильника;
- Игрушечная продуктовая корзинка;
- Предметные картинки со звуком Т в начале, середине и конце слова (сметана, сливки, ряженка, творог, йогурт, кефир, молоко, катык, сливки, сыр);
- Две вешалки (зеленая и синяя);
- Коробка с детской одеждой (футболка, платье, жилет, тельняшка, шорты, колготки, куртка, пальто…)
- Наборы счетных палочек по количеству детей
- Мяч;
- Ноутбук, мульти-проектор, экран.
Ход образовательной ситуации
I. Организационный момент.
Учитель-логопед: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Учитель-логопед: Прежде чем начнем заниматься, давайте вспомним наше правило:
Дети:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
(Дети присаживаются за столы).
II. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: - А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Приготовили зеркала и начинаем выполнять артикуляционную гимнастику:
(Каждое артикуляционное упражнение сопровождается показом соответствующего слайда)
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Дети выполняют упражнение “Улыбка”.
А потом пошел кататься,
На качели покачаться.
Упражнение “Качели”.
Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.
Упражнение “Маляр”.
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.
Упражнение “Заборчик”.Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился
III. Пальчиковая гимнастика.
Учитель-логопед: - Ребята, осталось только выполнить пальчиковую гимнастику «В гости к пальчику большому…» и мы будем готовы к нашему занятию.
В гости к пальчику большому
приходили прямо к дому-
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.
IV. Объявление темы занятия.
Учитель-логопед: - Первое задание. Посмотрите внимательно на слайд, подумайте и ответьте, а где можно встретить все эти предметы и картинки. ( На экране появляется слайд, на котором изображены витрины, касса, продукты, одежда, игрушки, чек и кошелек с деньгами и кредитными карточками).
(Предполагаемые ответы детей: в магазине, на рынке, на базаре, супермаркете, торговом центре…)
Учитель-логопед: - Правильно, сегодня мы с вами отправимся в супермаркет, и при этом будем правильно произносить звуки [Т] и [Т']. А кто знает, как себя надо вести себя в супермаркете??? Что обязательно нужно взять с собой?
(Предполагаемые ответы детей: себя надо вести тихо, нельзя спешить, толкаться, нужно быть вежливым. Нельзя громко просить маму купить тебе что-нибудь. С собой обязательно надо взять деньги или карточку. А еще моя мама всегда берет список покупок. Она заранее пишет, что ей нужно купить…).
V. Акустико-артикуляционный образ звука.
Учитель-логопед:
— Проверьте, как у вас работают губы и язык, когда вы произносите звук [Т]:
— Что делают губы? (губы в спокойном положении, рот приоткрыт);
— Язык, кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние резцы и образует смычку. Выдыхаемый воздух – толчкообразный, резкий).
— Молодцы! А теперь расскажем все про звук [Т].
(Учитель-логопед демонстрирует слайд схема к звуку Т).
Звук «Т» — согласный, твер-дый, глухой.
VI. Развитие словообразования и фонематического слуха.
Учитель-логопед: - Ребята! В супермаркете много разных отделов. По схемам-картинкам догадайтесь, какие отделы есть в нашем супермаркете.
На экране демонстрируются слайды со схемами-картинками и дети называют отделы и что в них продается.
(Продуктовый отдел, молочный отдел, мясной отдел, рыбный отдел, отдел «Фрукты – овощи», книжный отдел, мебельный отдел, отдел одежды и обуви, отдел игрушек, отдел посуды).
(Если дети затрудняются в ответе, то учитель-логопед подводит детей к ответу путем наводящих вопросов и подсказок. В этом отделе продаются продукты – это продуктовый отдел, в этом отделе продаются книги – это книжный отдел…).
Учитель-логопед: - Я предлагаю Вам отправиться в продуктовый отдел и разложить молочные продукты в холодильник. Скажите, а почему молочные продукты нужно хранить только в холодильнике?
(Предполагаемые ответы детей)
- Правильно, молочные продукты очень быстро портятся. А чтобы они дольше оставались свежими и полезными, их нужно хранить только в холодильнике.
Вот наш холодильник. Он состоит из трех полок. На первую полку мы будем убирать те молочные продукты, в названии которых звук [Т] находится в начале слова. Если звук [Т] находится в середине слова, картинку ставим на среднюю полку. А если звук [Т] в названии наших картинок находится в конце слова, то убираем ее на нижнюю полочку. Если звука Т – нет-складываем ее в корзину покупателя!
(Сметана, сливки, ряженка, творог, йогурт, кефир, молоко, катык, сливки, сыр).
Учитель-логопед: - Спасибо, ребята, за то, что помогли разложить молочные продукты в холодильник.
Ребята, звук [Т] может быть твердым, но и мягким… Давайте поиграем. Я называю слоги с твердым [Т], а вы мне – с мягким [Т'].
Та-та-та – тя-тя-тя, то-то-то – тё-тё-тё, ту-ту-ту – тю-тю-тю, ты-ты-ты – ти-ти-ти
- А теперь отправимся, как вы думаете, в какой отдел?
(Учитель-логопед демонстрирует схему-картинку «Отдел одежды»).
- Правильно, мы сейчас будем развешивать одежду на вешалки. На зеленую вешалку повесим одежду, в названии которой есть мягкий звук
[Т']. А на синюю – с твердым звуком.
(Футболка, платье, жилет, тельняшка, шорты, колготки, куртка, пальто…)
VII. Физкультминутка.
Чтоб поехать на машине,
Накачать нам надо шины.
В бензобак нальем бензин,
И поедим в магазин.
В магазине мы гуляем
И покупки совершаем.
Все купили мы :Ура!
И домой уже пора!!!
VIII. Соотношение звука с буквой.
Учитель-логопед: - Ребята, а теперь давайте познакомимся с буквой Т. Посмотрите на букву Т. На что она похожа?
(На экране – буква Т)
Дети перечисляют предметы, на которые похожа буква Т.
Молоток стучит: «Тук-тук!!!
Букве Т я старый друг!»На антенну Т похожа,
И на зонтик вроде тоже.Буква Т стоит как столик,
Или с полочкою столбик.
Учитель-логопед: - Посмотрите внимательно на букву Т, а теперь мы выложим из счетных палочек.
(дети выкладывают букву Т)
- Молодцы! Я вижу, что у всех получилась красивая и правильная буква Т.
IХ. Автоматизация звука в слогах, словах.
Учитель-логопед: - Сейчас мы с вами поиграем в Игру «Добавь слог ТА и назови получившееся слово». Встаем все в круг. Вы произносите слог ТА и кидаете мне мяч, я ловлю мяч, придумываю конец этому слову и возвращаю вам мяч, а вы называете получившееся слово.
Та –кси – такси
Та-почки – тапочки
Та- блетки – таблетки
Та-релка – тарелка
Та-зик – тазик
Та –нк – танк
Та –рзан – Тарзан
Та – ня – Таня
Та – бурет – табурет
Та – пор – топор
Та – ракан – таракан…
- Ребята, вы очень хорошо справились с заданием!
Х. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Ребята, где мы свами сегодня побывали?
С какими звуками?
С какой буквой познакомились?