Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Методическая разработка может быть полезной для учителей английского языка, работающих в группе с повышенным уровнем языковой подготовки.
Цель методической разработки: представить практический опыт использования технологии «Дебаты» на примере урока английского языка, описать процедуру подготовки и проведения урока по данной технологии. Методическая разработка может быть полезна для учителей иностранного языка, работающих в группах с повышенным уровнем языковой подготовки на старшем этапе.
“Дебаты” – это интеллектуальная игра, в ходе которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймкипер, который следит за соблюдением регламента.
Цель технологии «Дебаты» – развитие у учащихся критического мышления для решения различных проблем в профессиональной деятельности и в практических жизненных ситуациях.
Использование технологии дебатов позволяет решать следующие задачи:
- образовательные, так как это способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками; обучение способам поиска и отбора информации; обучение основам письменной и устной монологической речи, а также ведения дискуссии;
- развивающие, так как это способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, развитию навыков ораторского искусства; дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;
- воспитательные, так как это способствует формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.
Педагогическая образовательная технология “Дебаты” базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как координатор этого процесса.
Дебаты предполагают:
- Активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
- Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;
- Обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:
- при изучении той или иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;
- в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке; учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;
- дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
- для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке, установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение учителя и учащихся организовать деловое общение.
В ходе обучения английскому языку можно использовать дебаты как форму урока, так и элементы данной технологии. Кажется допустимым применять на уроках так называемые «модифицированные» дебаты, в которые внесены некоторые изменения правил, что позволяет вовлечь в работу всю группу. В модифицированных дебатах возможно изменение регламента, увеличение числа игроков в командах, допускаются вопросы из аудитории, организуются «группы поддержки», обсуждение проблемы продолжается после игры и т.д.
В данной работе я хочу представить собственную разработку урока, проведенного по технологии “Дебаты” в 10 классе, в соответствии с УМК "Английский в фокусе" для 10 класса авторов О.В.Афанасьевой, Д.Дули, И.В.Михеевой по теме “Should cars be banned from the city centre?”
Активно я стала использовать данную технологию в своей работе при подготовке учащихся к сдаче письменной части ЕГЭ по английскому языку, т.к. там есть элементы рассуждения «за» и «против».
Технологическая карта урока
Класс: 10.
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Тема: Should cars be banned from the city centre? / Запрет на въезд личного транспорта в центр города
Цель: Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе личностно ориентированной коммуникативной технологии.
Задачи:
Образовательные:
- повторение и закрепление лексического материала по теме «Экологические проблемы»;
- развитие умений и навыков во всех видах речевой деятельности;
- совершенствование коммуникативных умений;
Развивающие:
- развитие способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов,
- развитие умения представить свою работу;
- развитие познавательных умений и навыков через межпредметные связи (с экологией);
Воспитательные:
- Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс;
- создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции,
- формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.
УУД:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Регулятивные:
- умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
- планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты
- управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать и употреблять в устной речи лексические единицы и речевые структуры по теме урока;
- уметь представлять аргументы в защиту своего мнения, подбирать контраргумент мнению оппонента;
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- формирование основ экологической культуры;
Метапредметные:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие навыков работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
- развитие коммуникативной компетенции;
Основные понятия: Pollution, excessive traffic, to negatively impact, to affect/effect, to congest, human health, constant noise and pollution, sleep disorders, to ban, solutions.
Межпредметные связи: Английский язык, экология.
Ресурсы
- Учебник «Английский в фокусе-10» О.В. Афанасьевой, Д. Дули, И.В. Михеевой, (стр. 72-73)
- debatewise.org/debates/3521-cars-should-be-banned-from-city-centres/
- www.theguardian.com/cities/2014/jul/10/live-debate-ban-cars-city-centres-pedestrianisation
Формы: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Технология: Дебаты.
Ход урока
Содержание урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
1. Организационный этап | ||
Организация пространства для проведения урока |
Приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний | ||
Речевая разминка Определение темы, цели и основных задач урока Введение в дискуссию |
Работа в парах, обсуждение «Жизнь в большом городе: плюсы и минусы» Обучающиеся просматривают видеофрагмент/презентацию (Презентация) и формулируют тему, цель и основные задачи урока |
Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока. |
3. Этап усвоения новых знаний Интеграция предметов: английский язык, экология |
||
Дебаты (Приложение 1) |
Распределяют роли между членами группы (Приложение 2); выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов и жюри; продумывают вопросы сторонам и ответы на возможные вопросы Выступающие аргументированно и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию. Судьи заполняют оценочную таблицу (Приложение 4), оглашают результаты дебатов: команда победителей, лучший спикер, лучший вопрос |
Организует работу обучающихся в группах по 3-4 человека. Консультирует, направляет и при необходимости корректирует работу учащихся Наблюдает за поведением участников, отмечает для себя трудности, которые они испытывают (Приложение 3). |
4. Обобщение и систематизация | ||
Подведение итогов работы на уроке. Рефлексивное осмысление результатов урока. | Заполняют листы само- и взаимооценки (Приложение 5, Приложение 6) Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы. |
Предлагает учащимся подвести итоги учебной деятельности |