Тип мероприятия: литературная гостиная
Цели:
- повышать интерес учащихся к творчеству А.С. Пушкина;
- развивать артистические и творческие способности, эстетический вкус на основе образцов классической литературы, изобразительного и музыкального искусства;
- развивать межпредметные связи как условия всестороннего воспитания и развития учащихся.
Оборудование:
- Аудиоаппаратура и музыкальные записи:
- «Сентиментальный вальс», «Спящая красавица», «Ноктюрн».П.И. Чайковского
- Сочинение 64 Шопена
- Романс «Гори, гори, моя звезда»
- Римский-Корсаков или «Черный ворон кружит».
- Театральные костюмы и декорации.
- Выставка-стенд на тему: «Последние годы А.С. Пушкина».
Ход мероприятия
Честь превыше всего.
И тропинка к дуэльной площадке
непокорной судьбе,
словно царская милость, дана…Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -
Но преждевременно, противника рукой –
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!..
Е. П. Ростопчина
1-й ведущий. |
Всем известны слова Ф. И. Тютчева о том, что «умом Россию не понять». А можно ли понять сердце поэта, особенно пушкинское? Ни под одним микроскопом нельзя увидеть и измерить все тончайшие движения и колебания его души и чувств. Не всегда доступен ход его мыслей. О Пушкине – поэте написано очень много. Многое известно и о его личной жизни, в частности, о его жене, Наталье Николаевне Гончаровой. Однако есть вещи, есть чувства и мысли, которые никогда не будут известны людям. А догадываться о них нам приходится только по стихам, которые отражают самые тонкие струны души поэта. |
2-й ведущий. |
У древних индейцев есть поверье, что у каждого человека имеется собственная звезда, и она освещает мир до тех пор, пока жив сам человек. Перестала светить звезда Пушкина, но поэтическое небо не померкло. От силы пушкинского таланта зажглись тысячи новых поэтических светил. Искры пушкинской звезды не меркнут, они возгораются. Давно уже замечено чудесное свойство пушкинского гения: его светоносность. |
На фоне музыка П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс»
1-й чтец. |
Все в нем Россия обрела – |
1-й ведущий. |
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что жизнь порой бывает несправедлива к истинно талантливым людям. Дуэль… Во времена Пушкина и Лермонтова, когда честь была превыше всего и когда для сохранения ее нужно было брать в руки пистолет, пощады не было ни для кого. А защита чести любимого человека являлась для мужчин такой же естественной, как дышать. Много книг написано о дуэли Пушкина и Дантеса. Мы же посмотрим на события вековой давности глазами Николая Доризо. |
2-й ведущий. |
Многие в гибели Пушкина обвиняли Наталью Гончарову, называя ее «злым гением поэта». В частности, такого мнения придерживалась и Марина Цветаева. Она считала ее великосветской красавицей, лишенной ума, мыслей, чувства. И не только одна Цветаева имела такое мнение, многие известные люди склонны были поливать грязью ту, кого поэт считал самым чистым и нежным созданием, называл «ангелом». Но Николай Доризо утверждал, что это самый легкий способ найти виновного. |
2-й чтец. |
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе |
Пушкин: Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танц-мейстера Игоря. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрый от снега, и прямо с порога кричит… /вбегает Вяземский/
Вяземский: Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Игорю выбирать мне молоденькую невесту!
Пушкин: Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.
Вяземский /восторженно/: А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку.
Пушкин: Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.
Звучит сочинение 64 Шопена.
Вяземский: Из особняка доносились звуки волшебной музыки. И в больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров. /входят дамы и кавалеры/
Пушкин: Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее в прозрачном облаке воланов и кружев, среди молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых… Я шагнул навстречу своей судьбе.
Звучит вальс из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» /Пушкин приглашает Наталью на танец. К ним присоединяются остальные/
1-й ведущий. |
С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже ее. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье. |
Пушкин: |
Я думал, сердце позабыло |
Натали: |
Звезда моя! Свет предреченных дней |
Звучит романс «Гори, гори, моя звезда».
2-й ведущий. |
Уже в конце апреля 1829 г. Пушкин сделал предложение. Ответ матери не определен: дочь еще слишком молода. Но Пушкин не впал в отчаяние. Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено. В церкви Вознесенской у Никитских ворот 1 венчание. |
Звучит музыка: Римский-Корсаков или «Черный ворон кружит».
1-й ведущий. |
Дантес был сыном эльзасского помещика и приехал в Россию делать карьеру. Он очень скоро преуспел в этом. Будучи очень красивым, он быстро входит в светское общество, привлекая внимание многих дам. Дантесу однажды представили Наталью Николаевну и он, зная, что та замужем и счастлива, решает добиться её. Делая вид, что ухаживает за ее сестрой Екатериной, Дантес всячески пытается приблизиться к Наталье Николаевне. Жене поэта было лестно ухаживание мужчины, ей, как женщине, это вначале нравилось. Но поняв, что может зайти далеко, она сопротивляется его ухаживанию. А в свете начинают ходить слухи о якобы тайной связи Натали и Дантеса. Пушкину приходят анонимные письма, в его адрес летят откровенные насмешки, которые оскорбляют его честь и честь его жены. И поэт посылает вызов на дуэль, однако эту дуэль удалось предотвратить. Дантес сватается к Екатерине и, получив ее согласие, женится. Но и после этого брака он продолжает волочиться за Натальей. В свете начинают ходить слухи, что Дантес женился ради спасения репутации Натали. А оскорбительное письмо «ловца счастья и чинов» к Пушкину было принято, как вызов на дуэль. |
На фоне музыка П. И. Чайковского «Ноктюрн».
3-й чтец. |
1839 год. 27 января. Черная речка. И тот роковой выстрел, который обрывает на полпути жизнь человека, поэта, чье творчество учит нас жить, любить, прощать: И Пушкин падает в голубоватый |
/Музыка смолкает/
4-й чтец. |
Та же самая пуля, которая оборвала жизнь Александра Сергеевича, попала и в его жену – смертельный свинец людской клеветы: Ей, Натали, Наталье, Таше |
1-й ведущий. |
Так можем ли мы, современники, судить Наталью Гончарову за то, в чем не была виновата? Если сам поэт верил ей, если он посвящал ей самые тайные и сокровенные уголки своей души, то имеем ли мы право на осуждение? |
2-й ведущий. |
И только после своей смерти эта женщина смогла себя оправдать. Оправдать за незаслуженное оскорбление, за чьи-то лживые слова. Теперь у её могилы цветы. Люди приходят поклониться женщине, вдохновлявшей поэта и делившей с ним все тяготы и лишения жизни. |
5-й чтец. |
Не думал он, когда ей говорил |
1-й ведущий. |
Поэт погиб, погиб в расцвете своих творческих сил, но его поэзия будет жить всегда, ничто в ней не устарело. Пусть от сердца поэта к сердцу народа, который он скромно назвал тропой, превратится она в широкий путь нашей культуры. И по-прежнему творец утверждает идеи свободы, добра, любви. И какой любви! Беззаветной. Преданной. Нежной. Самоотверженной. Такой, какой она была у Пушкина и Натальи Гончаровой. |
6-й чтец.