Большую часть своего детства человек проводит в образовательных учреждениях. Для каждого ребенка - это не просто учреждения, где он получает набор определенных знаний по разным предметам. Школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни.
Обучение и воспитание – это единый неразрывный процесс. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой.
Основными направлениями работы являются здоровье-сберегающее,
социальное, интеллектуально-нравственное. (Приложение 1)
Интеллектуально-нравственное направление делится на следующие разделы: участие в различных конкурсах, изучение родного края, экскурсии. Мы используем ресурсы нашего города – библиотеки, музеи, театры, выставочные залы, парки, спортивные площадки. Приложение 2)
Чебоксары – столица Чувашской Республики, один из самых красивых городов России. Город с богатой историей и приятным народом. Чебоксары - город, где проживает 500 тысяч человек. Город растет и развивается.
В Чебоксарах очень много музеев:
- Чувашский национальный музей;
- Чувашский государственный художественный музей;
- Музей В. И. Чапаева;
- Литературный музей им. К. В. Иванова;
- Мемориальный музей-квартира М. С. Спиридонова.
- Культурно-выставочный центр «Радуга»
- Музей Михаила Сеспеля;
- Музей истории Милиции
- Музей пожарно-прикладного искусства
- Музей истории трактора
- Музей чувашской вышивки
- Музей академика-кораблестроителя Алексея Крылова
- Экспозиция истории органов внутренних дел Чувашской Республики
- Музей города Чебоксары
- Музей истории университета ЧГУ
- Художественная галерея (на Волге)
- Республиканский музей леса
- Музей ГИБДД
- Музей статистики Чувашии
- Музей скорой помощи
- Музей Чебоксарской ГЭС
- Музей материнской славы
Изначально музеи возникли в истории человечества в связи с развитием интереса к исследованиям, экспериментальной работе, в процессе становления науки как особого вида деятельности.
Некоторые считают слово «музей» синонимом чего-то мёртвого, затхлого и консервативного, но при желании легко это мёртвое хранилище опять превратить в храм, где будут цвести науки и учиться люди.
Совсем недавно зародилась такая технология, как музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях ученики активно усваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом.
Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге - способ социализации личности ребенка.
Музейные уроки готовятся и проводятся в 3 этапа:
- 1-й этап проводится учителем предметником, предполагается освоение теоретического материала и терминологии.
- 2-й этап - проводится непосредственно в музее экскурсоводом.
- 3-й этап - предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам.
Ребята, выполнившие все задания, сдают маршрутные листы.
С 1 класса ребята участвуют в Проекте «Растим юного читателя». Проходят занятия в библиотеке семейного чтения имени А.С. Пушкина, в национальной библиотеке, где ребята учатся работать с картотекой, словарями, энциклопедиями, журналами.
Здесь же проводятся конкурсы, викторины, классные часы, игры по станциям с маршрутными листами и увлекательными заданиями. (Приложение 3)
Совместно с культурно-выставочным центром «Радуга» мы принимаем участие в проекте «Азбука живописи». Ребят учат видеть прекрасное и пробовать создавать их самим на мастер-классах. Здесь проходят «живые уроки», которые вмещают в себя и задания по окружающему миру, и по литературе, и по живописи. (Приложение 4)
Нашим самым заинтересованным социальным партнёром является национальный музей, с которым мы тесно сотрудничаем.
В музее есть богатые фонды. В нем работают высококвалифицированные научные сотрудники. Это то место, где школьник может развить исследовательские умения и навыки.
Неординарность ситуации учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых прежде предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.
Такие занятия глубоко воздействуют на обучающегося, он - активный участник всего того, что представлено на уроке.
Первый музейный урок в первом классе называется «Буквы разные писать». Учащиеся пробуют писать буквы, обмакивая перья деревянной ручки в чернильницу, что оказывается нелегким делом для современных ребят. (Приложение 5)
На уроке «Что носили в мешках деды, одержавшие Победу» ребята узнают, что такое плащ-палатка, шинель – скрутка, вещмешок, портянки. Ученики выполняют задания, пишут письма фронтовикам, бывают на призывном пункте, в партизанской землянке и многое другое… (Приложение 6)
Уроки ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ проходят очень интересно, ребята рассматривают макеты храмов, узнают их историю, изучают старые церковные книги в драгоценных окладах и т.д. (Приложение 7)
В музеях совместно с сотрудниками проводим праздники, тематические вечера, встречи с интересными людьми, классные часы, конкурсы, викторины, игры по станциям
К здоровье-сберегающему направлению относится изучение правил дорожного движения (ребята встречаются с работниками ГИБДД, участвуют в соревнованиях, конкурсах, в акции «Письмо пешеходу»), изучение правил пожарной безопасности (ребята посещают Музей пожарно-прикладного искусства, где не только слушают беседы сотрудников музея, но и принимают участие в различных конкурсах и викторинах, ежегодно ученики ходят в пожарную часть № 6, где пожарные увлекательно рассказывают ребятам о своей нелёгкой службе, помогают пройти полосу препятствий, объясняют правила поведения на пожаре).
Уроки в музее активизируют в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создаётся возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.
Учащиеся видят глазами физиков, географов, историков, биологов…. Ребята анализируют музейные экспонаты с точки зрения науки «географии» – имеют возможности изучения почвы, животных, растительности края. «Лингвисты» наглядно видят культурно-исторические основы развития языковедения, показав, как в языке разных народов Чувашии (русских, татар, мари, удмуртов) возникают, например, виды одежды, название праздников, обряды….
Таким образом, можно отметить, что музейный урок позволяет преодолеть проблему разорванности научных знаний друг с другом и с жизнью. Поэтому музейные уроки способствуют развитию интереса ребенка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, что так дорого его маленькому сердцу, ведь все это - Родина.