Цель: подготовка молодежи к семейной жизни и сознательному родительству, укрепление статуса семьи в современном обществе.
Задачи:
- Формирование целостного и правильного отношения обучающихся к семейным ценностям и семейным традициям;
- Воспитание ответственного отношения к планированию будущих семейных отношений.
Ход мероприятия
1. Приветствие
Вступительное слово ведущего: Прежде, чем озвучить тему нашего классного часа, я прочитаю вам статистику:
«В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. Ежегодно 35000 родителей лишаются родительских прав»
Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России. И в то же время, по ряду исследований, проведенных с 2008 по 2015 годы, среди ценностей у подростков на 1 месте – счастливая семейная жизнь. Эту же ценность они определили, как самую недостижимую.
Вопрос к аудитории: О чем сегодня пойдет речь на классном часе? (ответы студентов)
Ведущий: Будущее России во многом зависит от того, насколько счастливыми будут семьи, которые создадите вы и ваше поколение. Поэтому сегодня мы будем говорить о вашей будущей семье. (Слайд 1, презентация у автора) Почему для этой темы мы выбрали именно ваш возраст – потому что, в этом возрасте человек начинает серьезно задумываться о своей будущей семье. Кстати, вы знаете как называется ваш возраст с точки зрения возрастной периодизации? Он называется юношеский возраст – самое прекрасное время в жизни человека, которое воспето многими поэтами и композиторами. Может оно от того и прекрасно, что длится очень недолго? Всего 3 года жизнь дает человеку на юность: с 17 до 20 лет (в 20 лет уже начинается ранняя взрослость) и за эти 3 года она ставит 3 главные задачи, от решения которых будет зависеть вся дальнейшая жизнь человека:
- Определиться с учебой (ответить на вопрос: какое образование мне нужно - ВУЗ, техникум и т.д.);
- Определиться с профессией (найти ту работу, которая будет приносить не только материальный доход, но и радость от того, что ты многое умеешь и за это тебя уважают люди);
- Выбрать спутника жизни.
Если на первые два вопроса многие из вас уже ответили, то третью задачу еще предстоит выполнить.
2. Основная часть
Ведущий: Итак, в юношеском возрасте каждый человек должен выбрать брачного партнера. Но перед тем, как его выбрать, нужно его узнать, попробовать пообщаться с этими загадочными существами противоположного пола, которых иногда трудно понять. Недаром говорят, что мужчина и женщина – это две разные планеты. Поэтому, именно юность считается периодом свиданий, когда человек узнает эту другую планету и приобретает опыт общение с противоположным полом. У многих из вас, наверняка, такой опыт есть. Встречаясь с девушкой, парень, рано или поздно задает себе вопрос: «Хочу ли я, чтобы эта девушка стала в моей жизни той единственной женщиной, которую я буду любить и матерью моих детей?» Если ответ положительный, то мужчина делает предложение руки и сердца своей подруге. Так было всегда: мужчина выбирает, женщина ждет, когда её выберут. Вы скажете: «Сейчас все не так. Сейчас трудно найти воспитанную целомудренную девушку, которая ждет своего мужчину и бережет для него свою девичью честь». Конечно, поведение девушки зависит от того, как её воспитали в семье. Но во все времена и сейчас в цене те качества женщины, которые проявляются у неё, благодаря материнству: нежность, заботливость, ласковость, мягкость.
Меняются времена, меняются нравы. Очень многие юноши и девушки сейчас вступают в интимные отношения ещё до брака. Социологический опрос, проведенный среди студентов Московских ВУЗов выявил причины, по которым молодые люди вступают в сексуальные отношения до свадьбы. (СЛАЙД 2)
Комментарий к слайду: Большинство юношей и девушек вступают в интимную связь по любви.
Но как отличить истинную любовь от других чувств, например от влюбленности. Мудрецы говорят: «Влюбленность – это чувство для себя, любовь – это чувство для другого» (СЛАЙД 3,4)
И вот молодые люди решают пожениться и вступают в брак. Некоторые говорят, что хорошее дело браком не назовут, а между тем слово «брак» происходит от слова «брать». Мужчина берет женщину в жены, муж и жена берут на себя взаимные обязательства. Они делают все вместе, они супруги, что значит «сопряженные вместе», т.е. два человека, которые тянут вместе по жизни свой воз.
Итак, вы решили создать семью. (Слайд 5) Каким вы видите своего будущую избранницу или избранника? Какой должна быть хорошая жена и хороший муж? (ответы студентов)
Познакомьтесь с характеристиками, которые с давних времен у людей считаются присущим хорошей жене и хорошему мужу. (Слайд 6)
Задание 1.
Объединитесь по 4-5 человек. Присвойте каждой характеристике порядковый номер по степени значимости. Самая значимая характеристика получает первый порядковый номер. Студенты каждой группы составляют свой список характеристик, затем зачитывают его. Ведущий записывает на доске самые значимые характеристики каждой группы.
Обсуждение результатов.
Задание 2.
Давайте попробуем распределить обязанности мужа и жены в семье: что они должны делать, чтобы в семье была гармония, мир и счастье? Вспомните свои родительские семьи.
Работа в группах 5 мин., затем каждая группа зачитывает сой список обязанностей.
Ведущий: А вот как распределили эти обязанности взрослые люди, состоящие в браке более 10 лет (Слайд 7)
Обсуждение.
Ведущий: Создавая семьи, многие молодые люди делают ошибку, думая, что теперь эта женщина или этот мужчина – «моя собственность». Вот что пишет об этом известный классик семейной терапии Карл Витакер: «Он думает, что женился на этой женщине, на самом деле он вступил в брак с другой семьей. Он должен завоевать и отнять у них эту женщину, поскольку её биологическая связь со своей семьей гораздо сильней, чем психологическая связь с ним. То же самое можно сказать и про другую сторону: она думает, что завладела им, а на самом деле она просто стала дочерью второго сорта для его родителей, которые хотят воспользоваться ею для продолжения своего рода»
Молодая семья не может существовать отдельно, сама по себе, она должна выстраивать отношения с родительскими семьями супругов. Это большая трудность – наладить отношения с тещей, свекровью: научиться слушать их советы, разумно поступать в конфликтных ситуациях. И начинаются первые трудности. Помните статистику в начале беседы? В России каждый второй брак распадается. Что можно сделать, чтобы этого не случилось с вашей семьей и есть ли какие-то условия, которые укрепляют брак? Психологи выяснили, что такие условия есть. (Слайд 8)
Обсуждение.
Ведущий: Многие люди считают, что семья – это путешествие, главное путешествие нашей жизни. (Слайд 9)
Задание 3.
Студентам предлагается ответить на вопрос: «Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания своей собственной семьи?» Ребята пишут ответы на маленьких листочках бумаги и опускают в небольшую коробку, которую ведущий пускает по кругу. Затем он достаёт записочки и зачитывает ответы ребят без указания фамилий.
Ведущий: Многие из вас назвали идеальной семьей ту, в которой много детей. Действительно: «Семья без детей, что цветок без запаха». Но воспитание детей – это сложное и ответственное дело. От поведения родителей зависит и поведение детей. Говорят: «Дети – это зеркало семьи». Родители воспитывают их не только своим примером, но и на примере сказок, книжных героев, героев мультфильмов. Ведь сказка – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира: образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла – всего того, на что оно будет ориентироваться всю свою жизнь, как на духовный компас. Сейчас очень много мультипликационной продукции. Как в ней разобраться, чтобы не навредить детской психике? Посмотрите видеофрагмент о том, какой вред могут принести детям западные мультики. (Слайд 10, 11)
Какие же мультики можно смотреть нашим детям? Психологи советуют смотреть отечественную мультпродукцию, а лучше – читать им сказки (Слайд 12).
3. Заключительная часть
Ведущий: А сейчас давайте вспомним, что сегодня вы пока еще дети своих родителей, и от того, как вы к ним относитесь, будет зависеть и то, какие отношения у вас сложатся в вашей будущей семье. Я хочу закончить нашу беседу еще одним видеосюжетом без комментариев. (Слайд 13).
Презентация у автора ввиду многократного превышения допустимых размеров файла (видео).