Продолжительность: 40 минут.
Класс: 8 класс.
Технологии:
- Объяснительно-иллюстративные технологии (рассказ, беседа, самостоятельная работа над учебным материалом, презентации);
- Проблемно-поисковые технологии (исследовательский);
- Коммуникативные технологии (диалог);
- Индивидуализация обучения.
Цели урока:
- создать условия для исследовательской деятельности учащихся по определению стилистической функции однородных членов предложения;
- организовать их деятельность по совершенствованию умения употреблять однородные члены предложения в речи.
Задачи урока:
обучающие:
- закреплять знания о стилистической дифференциации речи, признаках, свойственных различным стилям;
- формировать у учащихся знания о роли однородных членов предложения в пословицах, текстах различных стилей;
- формировать у учащихся умения поисковой и исследовательской деятельности;
- формировать умение применять изученные знания при анализе речи;
- обогатить грамматический строй речи учащихся конструкциями с однородными членами, делающими высказывание более точным, выразительным;
- повторить сущность понятий: синтаксис, пунктуация, простое осложненное предложение, однородные члены предложения, стили речи;
- развивать у учащихся навык работы с фразеологическим справочником, толковым словарем и сетью Интернет;
- совершенствовать орфографические умения, пунктуационное оформление однородных членов предложения;
- развивать умение готовить мультимедийную презентацию;
воспитательные:
- развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений;
- формировать умение работать в группе: договариваться и приходить к общему решению, оказывать взаимопомощь;
- формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду;
- развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся;
- прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;
- воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду, сельскому хозяйству, хлебу.
развивающие:
- развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к русскому языку с помощью фольклорного материала, текстов русских писателей и др.;
- развивать логическое мышление, память, воображение, внимание;
- развивать устную и письменную речь учащихся.
Методы обучения: исследовательский, индуктивный, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, исполнение, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация, проектор, распечатанные тексты, задания, листы самооценки, зеленая ручка, клей.
Ход урока
Слайд | Описание |
1. Организационный момент. (0,5 мин.) | |
1 | Организация дисциплины. Приветствие. – Сегодня на уроке мы будем работать в группах, каждая группа и отдельно учащийся получает комплект документов – задания, ответы, листы самооценки. |
2. Повторение изученного. Словарно-орфографическая работа. (звучит музыка 7,5 мин.) | |
2 | – Начнем урок с повторения - со словарно-орфографической работы. Выполнять ее будем на листочках, возьмите первый лист из комплекта документов. Приложение 1. Время работы 5 минут. – Теперь поменяйтесь с соседом листочком, проверьте работу, сверив с ответами на листочке. Приложение 2. Исправления делайте зеленой ручкой. Время работы 2 минуты. – Верните листочки хозяину. А теперь самостоятельно оцените свою работу и поставьте отметку в лист самопроверки. Приложение 3. Время 0,5 мин. |
3. Проверка домашнего задания. (8 мин.) | |
3 4 5 6-9 |
– Ребята, какой общей темой объединены слова в словарно-орфографической работе? (крестьянский труд, деревня, урожай, хлеб). – Какое отношение имеет хлеб к деревне, крестьянину? Ведь по утверждению генералов из сказки Салтыкова-Щедрина, «булки растут на деревьях». Так ли это? (ответы учащихся)- – Верно, хлеб, прежде чем попадет к нам на стол, проходит долгий и трудный путь: от маленького зернышка, брошенного в землю, колоса, напитавшегося влагой и солнцем, до румяного, ароматного каравая. – На дом вы получили задание подобрать пословицы с однородными членами, соединенными противительными и разделительными союзами, о крестьянском труде, хлебе, урожае. Давайте их послушаем. (ответы учащихся) – О чем говорят эти пословицы? – Хлеб – это самое главное в жизни русского человека, а Россия всегда была крестьянской, аграрной страной. Сельское хозяйство – основной источник жизни, благосостояния русского человека. Работа на земле – тяжелый труд, но и радостный: ты вкладываешь в него любовь, общаясь с землей, а земля отвечает на твои чувства и заботу хорошим урожаем. – Хочу дополнить список ваших пословиц. Здесь однородные члены связаны соединительными союзами. Откройте тетради, запишите число. Спишите пословицы в тетрадь, графически покажите однородные члены предложения, составьте схемы предложений. (у доски работает ученик) – Мы с вами живем в современном городе, насыщенном рекламой. Повсюду баннеры с рекламой всевозможных товаров. Скажите, вы видели хотя бы один с изображением крестьянина в поле, фермера, убирающего урожай? – А вот в прошлые эпохи (царскую, советскую) ярким агитационным средством, проповедующим ту или иную идеологию, был плакат. Многие из плакатов были посвящены и теме крестьянства, хлеба. Эти плакаты показывали значимость крестьянского труда, учили уважать простого человека, любить землю, Родину. |
4. Целеполагание. Работа над темой урока. (7 мин. сам.работы +12 мин.) | |
10 11-13 |
– Хлебу посвящали стихотворения, его изучали в лабораториях, на опытных станциях, о нем писали в газетах. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми из этих текстов и выясним, какова в них роль ОЧП.1. Работа в группах-Работать вы будете по группам, будете исследователями. Куратор группы отслеживает, как работает каждый и затем оценивает работу (куратора назначает учитель). Приложение 5. На листочках тексты и задания к ним. Приложение 4. Распределите обязанности (см.задания к тексту Приложения 4) и приступайте к работе. Проверка работы. Анализ текстов (по заданиям к текстам) – Кураторы, оцените работу каждого учащегося в группе, отметку зафиксируйте в листочке. Приложение 5. |
5. Итог урока. (2 мин.) | |
14 | – Ребята, каждая группа сделала выводы об употреблении ОЧП в текстах различных стилей. Давайте ваши выводы объединим. Посмотрите на экран. Итак, какую роль играют ОЧП в текстах научного, публицистического и художественного стилей? – А теперь вклейте листочки с выводами в словарь к теме «Однородные члены предложения». Приложение 7. |
6. Домашнее задание. (1 мин.) | |
Итак, вы поняли, что хлеб – это имя существительное, потому что составляет сущность нашей жизни. Заданием на дом будет творческая работа: напишите о хлебе текст публицистического стиля (жанр – заметка, статья, репортаж, очерк), попытайтесь убедить читателя в необходимости беречь хлеб, уважать труд крестьянина, расскажите о прелестях деревенской жизни, о необходимости быть рядом с землей. Объем работы 1,5-2 страницы. | |
7. Оценка. (2 мин.) | |
15 | – Ребята, оцените вашу работу на уроке, поставьте себе отметку в лист самооценки. Приложение 6. –Урок хочу закончить словами из песни: Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: Хлеб всему голова! В поле, в доме, в державе! |
Список использованной литературы:
Учебные пособия:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 7-е издание. – М. : «Просвещение», 2011.
- Васильевых И.П. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс» / И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2011. – 333 с.
- Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт.-сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268 с.
- Русское устное народное творчество: хрестоматия–практикум: учеб. пособие для студ. филол. факультетов высш. учеб. заведений / [И.Н. Райкова, С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская, Е.Г. Июльская]; под общ. ред. С.А. Джанумова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
Периодические издания:
- Кузнецова О.Е., Титова М.И. Наречие: повторение и обобщение. 6 класс // Русский язык в школе. - 2011. - № 9.
- Кулакова Е.Ю. Тестовые задания по теме «Наречие» // Русский язык в школе. – 2011. - № 10.
Интернет-ресурсы:
- Замените данные фразеологизмы наречием, используя слова для справок, составьте пять предложений, используя данные устойчивые сочетания слов. [Электронный ресурс] znanija.com/task/1264462
- Презентация к уроку русского языка "Употребление наречий в речи" 26 января 2013 Аннотация: Презентация составлена к уроку по стилистике, целью которого является обобщать знания о наречии, закрепить умение правильно произносить наречия, употреблять наречия в речи. [Электронный ресурс]. www.uchportal.ru/load/31-1-0-35617