«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».
В.А. Сухомлинский
Цель проекта:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Актуальность: экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты, познания -ощущение и восприятие. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Исходя из общей цели экологического образования дошкольников, их психического развития, необходимо заложить основы экологической культуры. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты:
- продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Используемые программы по экологическому воспитанию:
- «Наш дом – природа» Рыжова Н. А.Москва 1998г. Изд-во «Линка-Синтез» 5-6 лет
- - «Зелёная тропинка»5-6 лет Плешакова А. М. Просвещение 2000г
- - «Юный эколог»С. Н. Николаева, «Мозайка-Синтез», Москва, 2002г
- - «Мы – земляне»5-7 лет Н. Н. Верестов
- - «Мы» Н.Н. Кондратьева Л.М. Маливцева Изд-во «Детство-Пресс»Санкт-Петербург 2000г
- - «Тропинка в природу» изд-во РГПУ им. Герцена изд-во «Союз» Санкт-Петербург 2001г В.В. Смирнова, Н.И.
- Балуева Г.М. Парфенова 4-7 лет
- - «Цветовая экология»Т.В.Шпотова, Е.П.Кочеткова 6 лет
- - «Экологическая дорожка» А.В.Королева
- - «Семицветик»В.И.Ашиков, С.ГЛшикова
- - «Мир вокруг нас»Т.И.Попова
- - «Планета - наш дом» И.Г.Белавина. Н.Г.Найденская
- - «Природа и художник»Т.А.КопцеваИзд-во ООО «ТЦ Сфера», Москва 20013-6 лет
- - «Экономика и экология» Л.М.Кларина 6-10 лет
- - «Детский сад 20 века» Т.В.Потапова
- - «Жизнь вокруг нас»Н.А.Авдеева, Г.Б.Степанова 5-6 лет
- - «Ребенок и весь мир» Е.Ф.Купецкова
Формы работы над проектом по экологическому воспитанию:
- Цикл занятий по проекту
- Наблюдения и опыты
- Экскурсии
- Дидактические игры
- Подвижные игры экологического характера
- Народные игры
- Пальчиковые игры
- Физминутки и динамические паузы
- Упражнения
- Игры-тренинги
- Театрализация
- Сказки
- Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование
- Беседы
- Консультации
- Совместная деятельность
- Диагностика
Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как:
- проектные методы;
- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга) ;
- использование компьютерных технологий;
- мультимедийные презентации.
Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов.
Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
Основой является проблема, при работе с которой необходимо следующее:
1. Иметь несколько вариантов решения.
2. Строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались.
3. Строить модели, проекты таким образом, чтобы легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, с привлечением родителей дошкольников) ; может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным - до года).
В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.) . Так же можно проводить тематические праздники: «День воды», «День Земли» и т. д.
Тематическое содержание проекта – пример «Осень»:
Наблюдение за живой природой. Наблюдение за растениями.
Цветы. Воспитатель выясняет, какие названия цветов знакомы детям, после чего начинает рассматривать с ними цветы на клумбах, называя их.
Младшие дети учатся показывать и называть 2-3 цветка, их цвет, размер. Старшие дети называют 3-4 цветка, с помощью взрослого различают части растения, выделяют высокий или низкий цветок.
Овощи, фрукты. Дети отыскивают на грядке овощи, которые смотрят на солнышко, и те, которые спрятались в листьях и в земле, называют их; узнают, где растут фрукты. Младшие дети могут показывать 3-4 плода, называть их размер, цвет. Старшие называют 5-6 плодов, уточняют с помощью взрослого их запах, вкус.
Ягоды. Дети знакомятся с 2-3 сортами ягод, пробуют на вкус, вдыхают их аромат; рассказывают, какие они любят ягоды.
Листья. Дети упражняются в различении осенних листьев по цвету, размеру, форме; знакомят с таким явлением, как листопад.
Куст, дерево. Дети узнают об отличительных признаках куста и дерева. Рассматривают их строение, учатся различать тонкий и толстый ствол дерева. Знакомятся с клёном, рассматривают его яркий осенний наряд. Рассматривают жёлуди, шишки. Собирая этот природный материал, следует поддерживать интерес детей образными действиями и сравнениями: шишка похожа на ёжика, у жёлудя шапочка, как у человека.
Грибы. Дети рассматривают строение гриба, знакомятся с новым понятием: хрупкий. Узнают, кто из лесных жителей лакомиться грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечиться.
Наблюдения за животными.
Кошка с котятами, собака со щенками. Дети учатся различать характерные особенности внешнего вида этих животных. Знакомятся с особенностями их поведения. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы: что делает мама-кошка? Что делает детёныш? Как зовут маму? Старшие отвечают на вопросы: зачем кошка лижет котёнка? Почему собака машет хвостом? Как называется его дом? Дети запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы. При наблюдении младшие дети называют характерные части тела и демонстрируют движения животных. Старшие учатся правильно отвечать, чем кормят животного, как зовут маму, как котёнок играется. Вместе с взрослым дети определяют: лакает, грызёт; придумывают ласковые прозвища.
Белка. Если это возможно, дети наблюдают за белкой в природных условиях, обращая внимание на её шубку, хвостик. Узнают, чем она питается, как передвигается. Угощают белку орешками.
Ёжик. Обратить внимание детей на колючий клубок иголок и рассказать об этом животном. Младшие дети имитируют, как ёжик фыркает. Старшие дети запоминают, чем он питается.
Наблюдения за птицами.
Воспитатель обогащает представления детей: «Разгребают землю лапками, ищут зёрнышки, червячков. Клюют клювом, не носом!». Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперенье петуха. Старшие узнают о строении тела птиц, чем их кормят, как зовут. Дети запоминают: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.
Наблюдения за неживой природой.
Формировать представления детей об основных признаках неживой природы. Рассказать о сезонных и погодных явлениях. Наблюдать с детьми за сезонными изменениями в природе, соединяя их с непосредственным опытом каждого ребёнка. Уточнять, закреплять начальные представления детей о том, например, что осень – жёлтых цветов. Обращать их внимание на пасмурный день, непогоду, затяжной дождь. Впечатления о разных погодных явлениях красочно отражены в литературных произведениях, которые следует читать детям.
Вода. В тёплое время года дети знакомятся со свойствами воды, принимая участие в разнообразных играх (все игры с водой организовываются под пристальным контролем педагога).
Песок. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его годность для игры на ощупь, за цветом; пользоваться формочками, строить первые постройки.
Глина. Дети знакомятся со свойствами глины, вместе с педагогом по желанию лепят разнообразные предметы.
Камушки, ракушки. Дети вместе с педагогом собирают природный материал, определяют разнообразные поверхности, размер; старшие дети обучаются началам счёта.
Наблюдение за трудом взрослого.
Дети знакомятся с разными рабочими профессиями (воспитатель подчёркивает важность труда всех), орудиями труда, разнообразными трудовыми операциями и их последовательностью, которая используется для достижения цели. Следует воспитывать у детей уважение к людям труда, поддерживать желание помогать им.
Целевые прогулки.
Во время целевой прогулки к водоёму, в парк, в лесополосу дети привлекаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, викторины и т. д.
- участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы,
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Для более комплексного исследования уровня развития экологических представлений дошкольников в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; опросники, анализ рисунков.
Цель:
- Выявить знания детей о живых организмах, их характерные особенности, условия жизни, приспособлении к среде обитания.
- Выявить знания детей о растительном мире данной местности, условиях успешного роста и развития растений, птиц.
- Выявить знания детей о сезонных изменениях в природе; о приспособлении животного и растительного мира к среде обитания, сезонным изменениям.
- Выявить умения детей классифицировать животных по группам, растения по месту их произрастания.
Итогом одного из этапов проекта стала коллективная работа – плакат «Береги воду!», за который мы получили - Диплом победителя 1 степени от ГБОУ ГМУДОгМ за участие в окружном этапе Городского экологического конкурса "Бережём планету вместе" в рамках Городского фестиваля научно - технического творчества молодёжи "Образование. Наука. Производство" в номинации "Водосбережение"
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Она - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация работы с дошкольниками развивает способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе, под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания и чувства, у него формируется правильное отношение к живому миру, желание созидать, а не разрушать.
Список используемой литературы.
1. Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
2. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 128 с. – (программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» 0 (1).
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 240 с. (Программа развития).
4. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
5. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 с.
6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
7. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004. – 112 с.
8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 128 с.
9. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.
10. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49
11. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз». 2001. – 432 с.
12. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил.
13. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164.
14. Интернет-ресурсы