Кино на уроках литературы. "Ветер странствий" (1978) (по мотивам произведений М.М.Пришвина). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Одним из эффективных способов решения проблемы полноценного восприятия литературного произведения является организация взаимодействия читательской и зрительской деятельности на уроках литературы. Современные дети предпочитают книге изобразительный ряд, поэтому возможно превратить кинематограф из соперника литературы в её союзника. Развивая чувства и воображение читателя-школьника, глубину понимания содержания произведения и оценку его художественного своеобразия, изучение литературы в школе призвано сформировать ценностные ориентиры обучающихся: отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, самому себе. Просмотр фильма не отменяет прочтение оригинала, а только дополняет и расширяет возможности учебного предмета. Фильм «оживляет» книгу [4].

В 11-м классе обучающиеся продолжают знакомство с творчеством М.М.Пришвина – повестью-сказкой «Корабельная чаща» (1954). В 1978 году по мотивам его произведений режиссёром Ю.Егоровым был снят фильм «Ветер странствий» (продолжительность 01:18:57) [6].
В ходе его просмотра одиннадцатиклассникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Объяснить смысл названия фильма.
  2. В чём символизм эпизода с падением срубленного дерева?
  3. Объяснить смысл названия 1-й главы.
  4. Каким было отношение в деревне к «ленинградским»?
  5. Как вы понимаете фразу: «Почему же одни? Люди кругом»? Кто и при каких обстоятельствах её произносит?
  6. Что умеют делать Настя и Митраша по хозяйству?
  7. Объяснить смысл названия 2-й главы.
  8. Зачем дети пошли в лес?
  9. Почему волка прозвали Серым Помещиком?
  10. Каким вернулся Митраша из леса?
  11. Объяснить смысл названия 3-й главы.
  12. О чём говорили в госпитале Весёлкин и его друг?
  13. Что такое «щука»?
  14. Какую притчу рассказывает детям «пинжак» Платон?  В чём её смысл?
  15.  Объяснить смысл названия 4-й главы.
  16. Почему дедушка Анисим  не хочет рубить чащу?
  17.  Что отличает Настю и Митрашу от их современных сверстников?
  18.  Какова роль личного примера в воспитании человека?
  19.  Какие проблемы подняты в фильме? [Материалы для учителя]

Материал можно использовать также при подготовке к написанию сочинения-рассуждения (позиция 25 ЕГЭ по русскому языку) при подборе аргументов.

Источники.

  1. Корабельная чаща: экспедиция в заповедный лес по местам Михаила Пришвина http://ru-travel.livejournal.com/31438124.html
  2. Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч.2/ Под ред. В.П.Журавлёва. -  13-е изд. М.: Просвещение, 2008. С. 131-145.
  3. Пришвин М.М. Корабельная чаща. Спб: Лениздат, 2014.
  4. Том 6. Осударева дорога. Корабельная чаща – Михаил Михайлович Пришвин. Комментарии  https://rutlib.com/book/21455/p/20
  5. Узбекова М.П. Кино на уроках литературы// III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием http://econf.rae.ru/article/4825
  6. «Ветер странствий» - фильм о трудном военном детстве http://gazeta-priziv.ru/novosti/kultura/-veter-stranstvii-film-o-trudnom-voennom-detstve.html
  7. Фильм «Ветер странствий»  (1978). Полная версия https://www.youtube.com/watch?v=uLpz7z6lvQs

Материалы для учителя

  1. «Ветер странствий».  Странствие (синонимы – странствование, путешествие) – продолжительное путешествие по отдалённым местам. Мобилизованные солдаты, в том числе и Василий Весёлкин, покидают родной дом, и поезд увозит их на фронт. Настя и Митраша отправляются в неизведанный, полный опасностей путь к своему отцу, находящемуся на излечении в госпитале. Ленинградских детей на самолёте доставляют в деревню. Ветер как символ перемен, неспокойствия – всех сорвал с насиженных мест.
  2. Эпизод с падением срубленной ели и поднятым ею облаком снежной пыли символичен и перекликается со «словом правды»: «Стойте все вместе за правду, не гонитесь в одиночку каждый за своим счастьем». Осиротел лес, потеряв дерево; осиротели дети, потеряв мать и отца; осиротеет страна, если потеряет Корабельную чащу. Символическая градация идёт по нарастающей.
  3. «Сироты».  Лес, лишившийся ели (остался пень). Настя и Митраша, ленинградские дети, потерявшие родителей.
  4. В целом в деревне к «ленинградским» отнеслись с сочувствием. Несмотря на трудности военного времени, их разобрали по семьям. Много детей разместили в доме Весёлкиных. Настя и Митраша даже сдружились с одним мальчиком. Детей объединило общее горе. Была в деревне одна пожилая женщина, которая восприняла приезд «чужих» негативно. Но таких в деревнях никогда не любили: вот и Митраша отказывается выполнять заказ женщины и разламывает почти уже готовый бочонок, не пожалев даже собственных сил и времени, затраченных на его изготовление.
  5. Фразу: «Почему же одни? Люди кругом!» - сначала произносит в разговоре с лётчицей учитель, объясняя, что они все помогают Насте и Митраше, а потом – ленинградский мальчик, когда Настя переживает за детей, зная, что они с Митрашей уйдут надолго. На протяжении всего фильма совершенно чужие, незнакомые люди искренне помогают брату и сестре, опекают их, относятся к ним, словно к своим детям или внукам. Символ страны как одной большой семьи.
  6. Настя и Митраша достаточно самостоятельны и многому успели научиться у  своих родителей. Настя – маленькая, но настоящая хозяйка – заботливая, внимательная: содержит в чистоте дом (убирает, моет полы), гладит, штопает, готовит, старается сглаживать возможные из-за упрямства брата конфликтные ситуации; Митраша – «мужичок в мешочке», не по возрасту серьёзен, умеет ориентироваться по компасу, владеет ружьём и багром, выполняет заказы односельчан – делает бочки, косовища и др. Мастер на все руки, хозяин.
  7. «Нечаянные радости».  Во-первых – Митраше удалось выбраться из Слепой Елани – это его второй день рождения; во-вторых – убит матёрый волк Серый Помещик, досаждавший всей округе; в-третьих – пришло письмо от отца: жив, ранен, лежит в госпитале. Все эти события произошли внезапно, неожиданно.
  8. Настя и Митраша пошли в лес за брусникой для ленинградских детей.
  9. Серый Помещик – прозвище волка, скорее всего, пошло от стариков-охотников, заставших крепостное право. Помещик – безраздельный хозяин земли и всего, что на ней находится. Так и матёрый волк считался хозяином леса. Серый – окрас шерсти.
  10. Для Митраши поход в лес за брусникой стал своего рода «испытанием на храбрость», как сказал ему потом лесник Михалыч. Ушёл в лес ребёнком – вернулся взрослым. Поплатившись за своё упрямство и чуть не погибнув, Митраша научился ценить собственную и чужую жизнь («Значит, со зверюшкой беда. И со мной так было»), прислушиваться к мнению других.
  11. «Двойная радуга». Радугу на небе видят брат с сестрой, когда едут в последнем вагоне товарняка. И такая же радуга у них в душе: отец жив, и скоро они увидятся.
  12. В госпитале сержант Весёлкин и его друг Мануйло рассуждали на извечную тему: «Где ж она, правда истинная про человека?» -  «У дерева и в бурю, и в ясность один путь – к солнцу, как у человека – к счастью. Только одни прямо идут по правде, как ствол, а другие – как сучкИ» (ясность можно сопоставить с мирным временем, бурю – с военным; человека – с деревом: кто-то сразу своей цели достигает, а у кого-то путь этот извилист). – «В наших местах то ж про то ж, только сказывают по-другому: мол, не гонитесь в одиночку за счастьем, а стойте дружно за правду, как вот чаща Корабельная…» (ср. со сказкой Л.Толстого «Отец и сыновья»).
    Также Весёлкин упрекает друга в малодушии, в том, что тот не хочет бороться: «Человек ты или букашка какая?! Что ты ползаешь по нашим болячкам, ползаешь, как насекомое какое-то вредное?!. Таёжник, промысловик! К любимому делу вернуться не хочешь!.. Потому что шаг нужно сделать по направлению к своему счастью. Понимаю, что трудно, понимаю, что край уже, но сделать усилие это надо, необходимо! Иначе покатимся в своей жизни с горы вниз…»
  13. «Щука» - тип плота, который применяли при водном хранении древесины.
  14. «Пинжак» Платон рассказывает детям притчу про человека по прозванию Журавль. «Прилетают в эту красоту по весне великое множество журавлей. Трубят, танцы свои журавлиные танцуют, пару выбирают. И всегда найдётся среди них один такой одинокий журавль, который бродит с утра до ночи по болоту и не трубит, как все, а свистит… Пару себе найти не может. Вот так вот жил человек, распевал, а как бросила его жена, он теперь только свистит…Она прекрасная была, как всё здесь кругом.  Ну вот он и решил: раз у них такая прекрасная любовь (женщина эта красивей, чем самое красивое в этих местах место), то и жить ей надо в особой красоте. Построил он дом – резной, каких и не видывали, поселил, оторвал от людей, а она взяла  - и ушла… Он себя в этой любви любил, свою красоту утверждал, этим её и унизил. Вот она и ушла…» Притчу о настоящей и мнимой любви, об эгоизме,  о взаимоотношениях людей. Слушая такие притчи, дети исподволь (без назидания) приобщаются к народной мудрости, воспитываются в духе народных традиций.
  15.  «Корабельная чаща».  «У нас тут леса всё черные… Но есть одно диво-дивное. Сперва, значит, под ногами ковёр-беломошник голубым серебром отливает. А за им, значит, бор сосновый. Но это ишо не то. А за ним – речка тёмная, бежит, заманывает. А уж за этой речкой вдруг – мать честная, стена лесная! Вот деревья в том лесу: глянешь кверху – они верхушками самое небо подпирают, будто кивают оттуда: «Здравствуй, мол, друг, здравствуй!». Корабельная чаща – строевой лес. В былые времена такие деревья шли на изготовление мачт для парусного флота. Во время Великой Отечественной войны из них делали  авиационную фанеру.
  16.  Дедушка Анисим считает, что «рубить её нехорошо».  Сталкиваются две позиции: Весёлкин считает, что ради победы (чтоб быстрее кончилась война) рощу можно срубить на авиационный материал; Анисим не живёт сиюминутными целями. «Так деревья дружно стоят! Упасть нельзя. Одинокое дерево от ветра падает…  Вот и я своим сыновьям там указывал: «Стойте дружно за правду,  не гонитесь в одиночку за счастьем». – «Правда не в словах, а в делах… Было время, я тоже над каждой ёлочкой трясся… Ну где тебе знать, какая она сейчас, мера добра и зла? Я за эти три года такого нахлебался – тебе за всю жизнь не снилось…» - «У меня три сына в танке сгорело…». Для Анисима добро и зло всегда одинаковы, это надвременные понятия. Глубже – Корабельная чаща становится символом малой родины и Родины большой. В притче о чаще скрыта национальная идея. Срубив чащу, можно добиться сиюминутной «выгоды», но потерять навсегда эту идею, сплачивающую людей в самые тяжёлые времена.
  17. Настя и Митраша не по возрасту самостоятельные, рассудительные. Им присущи отзывчивость, обострённое чувство справедливости, смелость, открытость. В них нет инфальтильности, цинизма, чёрствости, прагматизма. Они не «живут» в виртуальном мире, общаются с реальными людьми и миром природы. Они не ищут «экстрима» - он неотъемлемая часть их повседневной жизни, в борьбе за существование.
  18. Роль личного примера в воспитании человека велика. Все, с кем приходится сталкиваться по сюжету Насте и Митраше: «пинжак» Платон, охотница Фаина, таёжник Кузьма, - дают детям уроки добра, внимательности, чуткости, отзывчивости, бескорыстия, бесстрашия своим образом жизни, который для них так же естествен, как для птицы полёт. Весёлкин-старший своим упорством мотивирует друга: «Он смог – и я смогу!» Дедушка Анисим, наоборот, спокойствием и мудростью «охлаждает пыл» солдата.
  19. Проблемы семейных отношений, воспитания (проблема отцов и детей, проблема воспитания подрастающего поколения, проблема роли детства в становлении личности человека, проблема воспитания умения противостоять трудностям).
    Философские проблемы (проблема добра и зла, проблема силы человеческого духа, проблема смысла жизни, проблема существования вечных ценностей в контексте времени).
    Нравственно-этические проблемы (проблема активной жизненной позиции, проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи другому человеку; проблема выбора, который приходится делать человеку; проблема отношений с другими людьми, проблема отношения человека к  своему делу, проблема истинной любви и дружбы).
    Экологические проблемы (проблема восприятия природы, её красоты; проблема взаимоотношений человека и природы).
    Патриотические проблемы  (проблема исторической памяти, проблема любви к Родине).