Одним из эффективных способов решения проблемы полноценного восприятия литературного произведения является организация взаимодействия читательской и зрительской деятельности на уроках литературы. Современные дети предпочитают книге изобразительный ряд, поэтому возможно превратить кинематограф из соперника литературы в её союзника. Развивая чувства и воображение читателя-школьника, глубину понимания содержания произведения и оценку его художественного своеобразия, изучение литературы в школе призвано сформировать ценностные ориентиры обучающихся: отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, самому себе. Просмотр фильма не отменяет прочтение оригинала, а только дополняет и расширяет возможности учебного предмета. Фильм «оживляет» книгу [4].
В 11-м классе обучающиеся продолжают знакомство с творчеством М.М.Пришвина – повестью-сказкой «Корабельная чаща» (1954). В 1978 году по мотивам его произведений режиссёром Ю.Егоровым был снят фильм «Ветер странствий» (продолжительность 01:18:57) [6].
В ходе его просмотра одиннадцатиклассникам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Объяснить смысл названия фильма.
- В чём символизм эпизода с падением срубленного дерева?
- Объяснить смысл названия 1-й главы.
- Каким было отношение в деревне к «ленинградским»?
- Как вы понимаете фразу: «Почему же одни? Люди кругом»? Кто и при каких обстоятельствах её произносит?
- Что умеют делать Настя и Митраша по хозяйству?
- Объяснить смысл названия 2-й главы.
- Зачем дети пошли в лес?
- Почему волка прозвали Серым Помещиком?
- Каким вернулся Митраша из леса?
- Объяснить смысл названия 3-й главы.
- О чём говорили в госпитале Весёлкин и его друг?
- Что такое «щука»?
- Какую притчу рассказывает детям «пинжак» Платон? В чём её смысл?
- Объяснить смысл названия 4-й главы.
- Почему дедушка Анисим не хочет рубить чащу?
- Что отличает Настю и Митрашу от их современных сверстников?
- Какова роль личного примера в воспитании человека?
- Какие проблемы подняты в фильме? [Материалы для учителя]
Материал можно использовать также при подготовке к написанию сочинения-рассуждения (позиция 25 ЕГЭ по русскому языку) при подборе аргументов.
Источники.
- Корабельная чаща: экспедиция в заповедный лес по местам Михаила Пришвина http://ru-travel.livejournal.com/31438124.html
- Литература. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч.2/ Под ред. В.П.Журавлёва. - 13-е изд. М.: Просвещение, 2008. С. 131-145.
- Пришвин М.М. Корабельная чаща. Спб: Лениздат, 2014.
- Том 6. Осударева дорога. Корабельная чаща – Михаил Михайлович Пришвин. Комментарии https://rutlib.com/book/21455/p/20
- Узбекова М.П. Кино на уроках литературы// III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием http://econf.rae.ru/article/4825
- «Ветер странствий» - фильм о трудном военном детстве http://gazeta-priziv.ru/novosti/kultura/-veter-stranstvii-film-o-trudnom-voennom-detstve.html
- Фильм «Ветер странствий» (1978). Полная версия https://www.youtube.com/watch?v=uLpz7z6lvQs
Материалы для учителя
- «Ветер странствий». Странствие (синонимы – странствование, путешествие) – продолжительное путешествие по отдалённым местам. Мобилизованные солдаты, в том числе и Василий Весёлкин, покидают родной дом, и поезд увозит их на фронт. Настя и Митраша отправляются в неизведанный, полный опасностей путь к своему отцу, находящемуся на излечении в госпитале. Ленинградских детей на самолёте доставляют в деревню. Ветер как символ перемен, неспокойствия – всех сорвал с насиженных мест.
- Эпизод с падением срубленной ели и поднятым ею облаком снежной пыли символичен и перекликается со «словом правды»: «Стойте все вместе за правду, не гонитесь в одиночку каждый за своим счастьем». Осиротел лес, потеряв дерево; осиротели дети, потеряв мать и отца; осиротеет страна, если потеряет Корабельную чащу. Символическая градация идёт по нарастающей.
- «Сироты». Лес, лишившийся ели (остался пень). Настя и Митраша, ленинградские дети, потерявшие родителей.
- В целом в деревне к «ленинградским» отнеслись с сочувствием. Несмотря на трудности военного времени, их разобрали по семьям. Много детей разместили в доме Весёлкиных. Настя и Митраша даже сдружились с одним мальчиком. Детей объединило общее горе. Была в деревне одна пожилая женщина, которая восприняла приезд «чужих» негативно. Но таких в деревнях никогда не любили: вот и Митраша отказывается выполнять заказ женщины и разламывает почти уже готовый бочонок, не пожалев даже собственных сил и времени, затраченных на его изготовление.
- Фразу: «Почему же одни? Люди кругом!» - сначала произносит в разговоре с лётчицей учитель, объясняя, что они все помогают Насте и Митраше, а потом – ленинградский мальчик, когда Настя переживает за детей, зная, что они с Митрашей уйдут надолго. На протяжении всего фильма совершенно чужие, незнакомые люди искренне помогают брату и сестре, опекают их, относятся к ним, словно к своим детям или внукам. Символ страны как одной большой семьи.
- Настя и Митраша достаточно самостоятельны и многому успели научиться у своих родителей. Настя – маленькая, но настоящая хозяйка – заботливая, внимательная: содержит в чистоте дом (убирает, моет полы), гладит, штопает, готовит, старается сглаживать возможные из-за упрямства брата конфликтные ситуации; Митраша – «мужичок в мешочке», не по возрасту серьёзен, умеет ориентироваться по компасу, владеет ружьём и багром, выполняет заказы односельчан – делает бочки, косовища и др. Мастер на все руки, хозяин.
- «Нечаянные радости». Во-первых – Митраше удалось выбраться из Слепой Елани – это его второй день рождения; во-вторых – убит матёрый волк Серый Помещик, досаждавший всей округе; в-третьих – пришло письмо от отца: жив, ранен, лежит в госпитале. Все эти события произошли внезапно, неожиданно.
- Настя и Митраша пошли в лес за брусникой для ленинградских детей.
- Серый Помещик – прозвище волка, скорее всего, пошло от стариков-охотников, заставших крепостное право. Помещик – безраздельный хозяин земли и всего, что на ней находится. Так и матёрый волк считался хозяином леса. Серый – окрас шерсти.
- Для Митраши поход в лес за брусникой стал своего рода «испытанием на храбрость», как сказал ему потом лесник Михалыч. Ушёл в лес ребёнком – вернулся взрослым. Поплатившись за своё упрямство и чуть не погибнув, Митраша научился ценить собственную и чужую жизнь («Значит, со зверюшкой беда. И со мной так было»), прислушиваться к мнению других.
- «Двойная радуга». Радугу на небе видят брат с сестрой, когда едут в последнем вагоне товарняка. И такая же радуга у них в душе: отец жив, и скоро они увидятся.
- В госпитале сержант Весёлкин и его друг Мануйло рассуждали на извечную тему: «Где ж она, правда истинная про человека?» - «У дерева и в бурю, и в ясность один путь – к солнцу, как у человека – к счастью. Только одни прямо идут по правде, как ствол, а другие – как сучкИ» (ясность можно сопоставить с мирным временем, бурю – с военным; человека – с деревом: кто-то сразу своей цели достигает, а у кого-то путь этот извилист). – «В наших местах то ж про то ж, только сказывают по-другому: мол, не гонитесь в одиночку за счастьем, а стойте дружно за правду, как вот чаща Корабельная…» (ср. со сказкой Л.Толстого «Отец и сыновья»).
Также Весёлкин упрекает друга в малодушии, в том, что тот не хочет бороться: «Человек ты или букашка какая?! Что ты ползаешь по нашим болячкам, ползаешь, как насекомое какое-то вредное?!. Таёжник, промысловик! К любимому делу вернуться не хочешь!.. Потому что шаг нужно сделать по направлению к своему счастью. Понимаю, что трудно, понимаю, что край уже, но сделать усилие это надо, необходимо! Иначе покатимся в своей жизни с горы вниз…» - «Щука» - тип плота, который применяли при водном хранении древесины.
- «Пинжак» Платон рассказывает детям притчу про человека по прозванию Журавль. «Прилетают в эту красоту по весне великое множество журавлей. Трубят, танцы свои журавлиные танцуют, пару выбирают. И всегда найдётся среди них один такой одинокий журавль, который бродит с утра до ночи по болоту и не трубит, как все, а свистит… Пару себе найти не может. Вот так вот жил человек, распевал, а как бросила его жена, он теперь только свистит…Она прекрасная была, как всё здесь кругом. Ну вот он и решил: раз у них такая прекрасная любовь (женщина эта красивей, чем самое красивое в этих местах место), то и жить ей надо в особой красоте. Построил он дом – резной, каких и не видывали, поселил, оторвал от людей, а она взяла - и ушла… Он себя в этой любви любил, свою красоту утверждал, этим её и унизил. Вот она и ушла…» Притчу о настоящей и мнимой любви, об эгоизме, о взаимоотношениях людей. Слушая такие притчи, дети исподволь (без назидания) приобщаются к народной мудрости, воспитываются в духе народных традиций.
- «Корабельная чаща». «У нас тут леса всё черные… Но есть одно диво-дивное. Сперва, значит, под ногами ковёр-беломошник голубым серебром отливает. А за им, значит, бор сосновый. Но это ишо не то. А за ним – речка тёмная, бежит, заманывает. А уж за этой речкой вдруг – мать честная, стена лесная! Вот деревья в том лесу: глянешь кверху – они верхушками самое небо подпирают, будто кивают оттуда: «Здравствуй, мол, друг, здравствуй!». Корабельная чаща – строевой лес. В былые времена такие деревья шли на изготовление мачт для парусного флота. Во время Великой Отечественной войны из них делали авиационную фанеру.
- Дедушка Анисим считает, что «рубить её нехорошо». Сталкиваются две позиции: Весёлкин считает, что ради победы (чтоб быстрее кончилась война) рощу можно срубить на авиационный материал; Анисим не живёт сиюминутными целями. «Так деревья дружно стоят! Упасть нельзя. Одинокое дерево от ветра падает… Вот и я своим сыновьям там указывал: «Стойте дружно за правду, не гонитесь в одиночку за счастьем». – «Правда не в словах, а в делах… Было время, я тоже над каждой ёлочкой трясся… Ну где тебе знать, какая она сейчас, мера добра и зла? Я за эти три года такого нахлебался – тебе за всю жизнь не снилось…» - «У меня три сына в танке сгорело…». Для Анисима добро и зло всегда одинаковы, это надвременные понятия. Глубже – Корабельная чаща становится символом малой родины и Родины большой. В притче о чаще скрыта национальная идея. Срубив чащу, можно добиться сиюминутной «выгоды», но потерять навсегда эту идею, сплачивающую людей в самые тяжёлые времена.
- Настя и Митраша не по возрасту самостоятельные, рассудительные. Им присущи отзывчивость, обострённое чувство справедливости, смелость, открытость. В них нет инфальтильности, цинизма, чёрствости, прагматизма. Они не «живут» в виртуальном мире, общаются с реальными людьми и миром природы. Они не ищут «экстрима» - он неотъемлемая часть их повседневной жизни, в борьбе за существование.
- Роль личного примера в воспитании человека велика. Все, с кем приходится сталкиваться по сюжету Насте и Митраше: «пинжак» Платон, охотница Фаина, таёжник Кузьма, - дают детям уроки добра, внимательности, чуткости, отзывчивости, бескорыстия, бесстрашия своим образом жизни, который для них так же естествен, как для птицы полёт. Весёлкин-старший своим упорством мотивирует друга: «Он смог – и я смогу!» Дедушка Анисим, наоборот, спокойствием и мудростью «охлаждает пыл» солдата.
- Проблемы семейных отношений, воспитания (проблема отцов и детей, проблема воспитания подрастающего поколения, проблема роли детства в становлении личности человека, проблема воспитания умения противостоять трудностям).
Философские проблемы (проблема добра и зла, проблема силы человеческого духа, проблема смысла жизни, проблема существования вечных ценностей в контексте времени).
Нравственно-этические проблемы (проблема активной жизненной позиции, проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи другому человеку; проблема выбора, который приходится делать человеку; проблема отношений с другими людьми, проблема отношения человека к своему делу, проблема истинной любви и дружбы).
Экологические проблемы (проблема восприятия природы, её красоты; проблема взаимоотношений человека и природы).
Патриотические проблемы (проблема исторической памяти, проблема любви к Родине).