Цели:
- дать понятие о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям;
- расширить и углубить знания о жизни птиц зимой;
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи:
- Образовательные: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает; показать связь учебного материала по окружающему миру со знаниями по другим дисциплинам ( математика, русский язык, литературное чтение ).
- Развивающие: формирование творческих способностей учащихся, развитие речи, мышления, воображения, формирование исследовательских способностей.
- Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, животным.
УУД:
- Личностные УУД: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг, делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
УМК «Перспектива»: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир. 2 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.
Материальное обеспечение: компьютер, проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданиями, карточки с текстом-описанием для работы в группах, иллюстрации зверей: лиса, ласка, лось, заяц, полёвки и мыши, кабан, волк.
Ход урока
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | ||
Прозвенел звонок,– Сегодня на нашем уроке гости, давайте с ними поздороваемся. Тихонько сели. Слайд 1. |
Учитель приветствует детей, настраивает их на урок. | Слушают учителя, настраиваются на урок, приветствуют гостей, садятся. |
II. Актуализация знаний | ||
– Какое сейчас время года? Назовите признаки зимы. Слайд 2. – Кто напомнит, какие слова называются однокоренными? – А теперь я попрошу вас подобрать к слову «зима» однокоренные слова. – Как животные готовятся к зиме? Слайд 3. – Какие животные впадают в спячку? – Какие животные делают на зиму запасы? – Предлагаю решить задачу про белок. Слайд 4. – Одна белка на зиму приготовила 25 грибов, а вторая белка – 38 грибов. У какой белки запасов больше и на сколько? – Скажите, а для чего белка делает запасы? – Не только белкам надо пережить холодную зиму, но и другим животным. |
Учитель проводит фронтальный опрос. Записывает однокоренные слова на доске. |
Дети отвечают на вопросы. Подбирают однокоренные слова. Отвечают: – Животные впадают в спячку, линяют, делают запасы на зиму. Дети читают задачу, устно решают задачу и аргументируют своё решение и ответ. – Чтобы пережить зиму. |
III. Сообщение темы урока | ||
– Как вы думаете, о чём или о ком сегодня должны узнать на уроке? – Сегодня мы продолжим разговор о зиме и отправимся в лес. Тема урока звучит так «Зимняя жизнь птиц и зверей». Слайд 5. – Какие ставим задачи? (узнаем, как разные птицы и звери приспосабливаются к трудным зимним условиям) |
Формулирует тему урока. | Читают тему урока. Формулируют цели и задачи урока под руководством учителя. |
IV. Работа над новым материалом | ||
– Назовите птиц, которые изображены на слайде? Слайд 6. – Что вы можете о них сказать? – Так как же птицы зимуют? – Давайте откроем учебник и прочитаем текст. Работа по учебнику: стр. 32-33 «Вместе легче». Слайд 7. – Почему эти птицы собрались вместе? (Потому что стайкой им легче прокормиться. Найдет одна птичка корм – на ее голос спешат другие). – С какой самой маленькой зимующей птицей вы познакомились? – Что вы знаете о такой птице как КЛЁСТ? Слайд 8. – Давайте прочитаем текст «Клёст». Слайд 9. – Почему клесты выводят птенцов зимой? – Как люди могут помочь птицам зимой? – Как вы помогаете птицам? Расскажите. Слайд 10. – Какие кормушки можно сделать? – Куда вешать кормушку? – Можно повесить кормушку на балконе. Тогда высможете наблюдать за интересными сценками птичьей жизни, да и подсыпать корм в такую кормушку вы сможете в любое удобное время. – Можно разместить кормушку для птиц во дворе своего дома, удобно прикрепив на ветке любого дерева. – Чем можно подкармливать птиц? (Можно подкармливать семенами, несоленым салом, белым хлебом. Ржаные крошки для птиц не годятся, закисая в зобу у птицы, приводят к её гибели.) |
Организует работу по учебнику, беседу о прочитанных текстах. | – Зимующие птицы. Ответы детей. Чтение текста учащимися. Отвечают на вопросы. Высказывают свои знания о клестах. Чтение текста. Отвечают на вопросы. Рассказывают о том, как помогают птицам зимой. |
V. Физминутка | ||
– Мы познакомились с жизнью птиц зимой. А теперь немного отдохнем. Слайд 11.
|
Организует физминутку | Выполняют команды учителя |
VI. Работа над новым материалом (продолжение) | ||
– Ребята, назовите животных, которых мы вспомнили на нашей физминутке? – Как вы думаете, для чего и о чем мы с вами сейчас будем говорить? – Назовите зверей по картинке? Слайд 12. – Чем зимняя шерсть зверей отличается от летней? – Про зайца говорят в народе: Бел, потому и цел. Слайд 13. – А как они проводят зиму? – Сейчас вы будете работать в группах. Вам необходимо поработать с текстом: прочитать его и данную информацию изобразить в виде кластера, подготовить сообщение об одном из зверей. Слайд 14. – Зимой звери добывают корм, чтобы выжить. По питанию они делятся на травоядные, хищники и всеядные. – Предлагаю выполнить задание «Распредели животных по типу питания». Слайд 15. |
Организует фронтальную работу. Организует работу над пословицей. Организует работу в группах. Организует самостоятельную работу и взаимопроверку. |
Отвечают на вопросы учителя. Объясняют смысл пословицы. Работа в группах: чтение текста, составление кластера. Самостоятельная работа. Выступление групп. Самостоятельно выполняют задание, взаимопроверка. |
VII. Рефлексия | ||
– Что нового вы узнали на уроке? Слайд 16. – Давайте вспомним, про жизнь, каких птиц и зверей мы с вами говорили на уроке. – Выполните задание: Узнайте зверя по описанию. Слайд 17. |
Организует рефлексию. Организует самостоятельную работу, проверку. |
Отвечают на вопросы. Сопоставляют название с текстом. Проверка. |
VIII. Самооценка работы на уроке | ||
– Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке. | Организует работу учащихся. | Оценивают свою работу на уроке, используя оценочную линеечку. |
IX. Домашнее задание | ||
– По учебнику прочитать текст – с.32-35, подготовить сообщение о зимней жизни птицы или зверя, о котором не говорили на уроке. Слайд 18. | Объясняет задание | Записывают задание |
X. Оценивание работы учащихся на уроке | ||
– Спасибо за работу.Урок окончен. Слайд 19. |