Цель: дифференциация звуков С и Ш.
Задачи
- Образовательные: закреплять навык правильного произношения звуков С и Ш, учить различать звуки на слух и в произношении, уточнить понятия “времена года”, закрепить понятия “звуки-буквы”.
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза, формировать стойкий образ букв на письме, развивать слуховое внимание, артикуляционную и мелкую моторику, развивать память, развивать понимание предложных и логико-грамматических конструкций
- Воспитательные: воспитывать мотивацию к учебе, положительное отношение к знаниям.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картины с изображением времен года, предметные картинки, тетради, картинки с буквами, конверты со словами, неваляшка, труба, погремушка, колокольчик, свистулька.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра “Что звучит?”
Для игры используются звучащие предметы (игрушки): неваляшка, труба, погремушка, колокольчик, свистулька. Логопед предлагает детям прослушать и запомнить звучание каждого предмета, затем на слух (без зрительной опоры) определить, что звучит.
2. Артикуляционная гимнастика.
Выполняются упражнения: “Улыбка”, “Трубочка”, “Иголочка”, “Лопатка”, “Часики”, “Качели”, “Лошадка”, “Грибок”.
3. Пальчиковая гимнастика (упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел (от того и потолстел)
4. Загадки.
(На доску выставляется картинка с изображением времени года - зима)
- Сейчас я вам загадаю загадки, а картинка поможет вам отгадать их.
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
(Санки)
Носят меня - все ребятишки.
Носят девчонки и носят мальчишки.
На голове я привычно сижу,
Пользу большую я им приношу.
(Шапка)
- В какое время года используются оба эти предмета? (Зимой)
(На доску выставляется картинка с изображением зимы)
- Какое время года изображено на картинке? (Зима)
- Время года, которое изображено на картинке совпадает с временем года, которое у нас сейчас? (Нет)
- Почему? (На картинке зима, а сейчас весна)
- А какие ещё времена года вы знаете? (Осень и лето)
- Всего у нас четыре времени года: весна, зима, осень и лето. Времена года следуют друг за другом. После зимы идет весна (Логопед выставляет картинки с изображением времен года), потом лето и осень.
- Сейчас я буду говорить предложения, а вы угадайте, где правильные:
* Зима следует за весной * Весна следует за зимой * Лето перед весной * За осенью зима
- А сейчас внимательно рассмотрите картинку с изображением зимы и постарайтесь запомнить всё, что на ней нарисовано. В конце занятия мы к ней ещё вернемся.
- Кто мне назовет слова, которые мы отгадывали. (Санки и шапка)
(Логопед выставляет на доску картинки-отгадки).
- Давайте определим, какой первый звук в словах шапка и санки. (С и Ш)
5. Новая тема.
Логопед сообщает, что на занятии дети будут различать, слушать, сравнивать звуки С и Ш.
Уточняется характеристика звуков и разница в артикуляции; используется прием попеременного произнесения звуков. На доску вывешиваются профили звуков. Совместно с логопедом дети повторяют, что звуки С и Ш согласные, Ш - всегда твердый, а С - мягкий и твёрдый. Говорится, что звуки обозначаются на письме буквами (ЭС и ША). Логопед записывает тему занятия на доске.
6. Воспроизведение слоговых рядов.
Логопед произносит, дети повторяют.
ша-са-ша су-су-су – серый волк живет в лесу са-са-ша ши-ши-ши - зашумели камыши ша-ша-са со-со-со – покатилось колесо са-ша-ша ше-ше-ше - сидит кошка в шалаше
7. Выделение звуков С и Ш из слогов.
(Детям раздаются карточки, на которых наклеены буквы ЭС и ША из бархатной бумаги)
- Сейчас я вам буду говорить слоги, если в слоге вы услышите звук С, то пальчиком обводите букву ЭС, если услышите звук Ш, то обводите букву ША.
Варианты слогов: са, ша, шу, ши, су, сы, ше, шо, со, шла, сли, шло, ска, шко, шка, спа, шпа, шпу, слё, шти.
8. Игра “Наоборот” с мячом.
Логопед называет слоги и слова со звуком С, ребенок называет с Ш, перекидывая мяч.
са-ша ас-аш ста-шта аст-ашт сутки- шутки со- шо ос-ош сто-што ост-ошт усы- уши су-шу ус-уш сту-шту уст-ушт скала- шкала сы-ши ыс- ыш сты-шты ыст-ышт вас- ваш сэ-ше басня- башня
9. Работа со словами.
Логопед выставляет на доску картинки с изображением сумки и мешка, детям раздает предметные картинки.
- Посмотрите, какие у нас на доске предметы (сумка и мешок). У вас на столах картинки в них есть звуки С и Ш. Как вы думаете, какие картинки мы положим в сумку, а какие в мешок? (Положим картинки со звуком С в сумку, со звуком Ш в мешок).
Дети по очереди выходят к доске, кладут картинки. Отвечают полными предложениями “Я кладу картинку с совой в сумку, потому что там есть звук С”.
Предметные картинки: санки, сова, носок, поднос, шапка, машина, шуба и т.д.
10. Работа со схемами.
- Мы с вами наполнили мешок и сумку. А теперь будем определять место звуков в слове (начало, середина, конец). Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.
1). В тетрадях предварительно логопед подготавливает схемы слов.
Логопед показывает картинку, называет слово. Дети определяют место звука в словах (используются слова из предыдущего задания).
2). У доски проводится полный звуковой разбор двух слов. Два ребенка вызываются к доске, остальные работают за партами.
11. Разминка. (Выполняется 2-3 раза)
Слон сильнее трех коров,
Толще бегемот трех львов,
Лошадь быстрее пяти лягушат,
Выше жираф четырех медвежат.
- А теперь давайте вспомним нашу разминку, назовите слова, в которых есть звуки С или Ш (Лошадь, лягушата, слон и т.д.)
13. Работа с предложением.
1). - А теперь давайте вспомним картинку, которую мы запоминали вначале занятия.
Дети отвечают на вопросы полными предложениями.
- Сколько детей было на картинке? (На картинке был один ребенок.)
- Кто это был? (Был нарисован мальчик.)
- Кого вез мальчик на санках? (Мальчик вез на санках собаку.)
- Где сидела сорока? (Сорока сидела на снеговике.)
- На картинке был дом? (На картинке был нарисован дом.)
- Что было нарисовано ближе мальчик или дом? (Ближе был нарисован мальчик.)
- А теперь проверим, на какие вопросы вы ответили правильно.
Логопед выставляет картинку на доску, комментирует, что отгадали дети.
2). Логопед раздает детям по два конверта. В каждом конверте находятся слова.
- Возьмите первый конверт. В нем даны слова. Вам нужно из этих слов составить предложение: разложить слова в правильном порядке.
- Кто сделал, берите второй конверт. Составляйте предложение.
- Читаем предложения по очереди, определяем, какое предложение подходит к картинке, в нем говориться о зиме, называем время года другого предложения.
14. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня изучали? (С и Ш)
- Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть наши звуки С и Ш.
Литература.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: Гном и Д, 2001.