Цели урока:
- обучающие – создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации; формировать опыт творческой деятельности, опыт делового общения;
- развивающие – развивать творческое мышление, память, внимание и наблюдательность; развивать социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии с историей, литературой, биологией, медициной;
- воспитывающие – создать условия для воспитания творческих способностей учащихся, приобщать учащихся к чтению учебной и научно-популярной литературы, что расширяет их кругозор и даст возможность использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методы обучения:
- Принцип деятельности: создать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее, учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике;
- Принцип системности: дать ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого урок проводится на стыке наук: истории, биологии, литературы;
- Принцип минимакса: предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне;
- Принципы психологического комфорта и творчества: создать на уроке доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации, соблюдать принцип творчества и стимулировать творческие подходы к обучению, дать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.
Основные технологии урока:
- Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения
- Технологии оценивания формирует самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки
- Технология продуктивного чтения направлена научиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.
Форма организации познавательной деятельности – дифференцированная групповая работа, в результате которой каждая группа вырабатывает общее мнение по заданной проблеме и делает сообщение об итогах своей работы для всех учащихся, реализуя тем самым идею взаимообучения и индивидуальная работа ученика по заданиям
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, учебная литература: “Химия. Органическая химия. 10 класс”, авторы – Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2012.-192 с.
Оборудование и реактивы: На столах учащихся: пробирки, штатив для пробирок, H2SO4(конц), C2H5OH,CH3COOH, H2O, водяная баня
На демонстрационном столе: образцы косметических и гигиенических средств-гели, шампуни, влажные салфетки, мыла, освежители воздуха, дезодоранты и др
Ход урока
1. Формулировка содержания и развивающей цели урока
2. Мотивационный
Задача данного урока-найти взаимосвязь между строением вещества и его свойствами на основании предложенных заданий
3. Содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока
Вопрос: какая связь между темой урока и представленными на демонстрационном столе предметами? (Запах, аромат)
Звуки мелодии из игры “Что? Где? Когда?” - начало игры
Чем пахнут ремесла?
У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином
Блуза рабочего –маслом машинным.Пахнет кондитер орехом мускатным,
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлою землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
(Джанни Родари)
А теперь - внимание - вопрос: Чем пахнет школа???
(мозговой штурм: духи, пот, аммиак, пища, булочки, лекарства, реактивы, чувство тревоги, страха, радости)
Ответы и слайды презентации групп учащихся по разделам обсуждения: В ходе обсуждения-паузы:
- Коридоры школы
- Спортзал
- Медпункт (познавательная пауза-Знаете ли вы...)
- Столовая
- Школьные кабинеты
- Эксперты (литературная пауза-стихотворение)
Вывод-предложения по усилению(ослаблению) запахов в школе
Подведение итогов обсуждения-синквейн составляет каждая группа
4. Организация познавательной деятельности и сотрудничества между детьми, а также индивидуальной работы каждого ученика.
На столах учащихся-тексты с информацией и заданиями. По первому заданию возможно совместное обсуждение информации и поиск решения
Вариант 1 (+см Приложение-1)
Вещество встречается в растениях, моче, желчи и коже животных. В организме человека ежедневно образуется 400 г этого вещества. Это первая кислота, полученная и использованная человеком. Является сырьем в производстве многих лекарств, красок, растворителей и душистых веществ. Её соли, например, ацетат свинца, применяют в виде 0,5% водных растворов для примочек. В торговле используется название – эссенция (уксусная кислота)
Черный ящик - угадать, что в нем и с чем связано...
“Жидкое вещество, входит в состав фантазийных духов, служит растворителем в лаках для ногтей. Торговое название – "Грушевая эссенция". Используется в приготовлении фруктовых вод и кондитерских изделий” (груша, напиток Дюшес-изоамиловый эфир уксусной кислоты)
Экспериментальная пауза-получение сложного эфира, уравнение реакции этерификации на доске
CH3COOH+ C2H5OH —> CH3COOC2H5 + H2O
H2SO4(конц) - водоотнимающее средство
I - Тесты (индивидуальная работа)
Вариант 1 (+см Приложение-2)
1. Основной составной частью духов и одеколонов является растворитель: а) глицерин б) вода в) этанол г) изоамилацетат
2. Самки обезьян привлекают самцов выделением: а) масляной кислоты б) молочной кислоты в) муравьиной кислоты г) уксусной кислоты
3. Это вещество используют как хороший растворитель: а) формалин б) ацетон в) уксусную кислоту г) метанол
4. Носителями приятных запахов являются: а) карбоновые кислоты б) эфирные масла в) альдегиды г) спирты
II - Даны структурные формулы различных веществ - определить класс органических веществ и выделить функциональную группу (индивидуальная работа)
Вариант 1: (+см Приложение-3)
- структурные формулы
- фенилэтилового спирта (запах розы)
- коричного спирта (запах гиацинта)
- терпинеол (запах сирени)
- линалоол (запах ландыша)
Вывод: Запахом (ароматом) обладают не только сложные эфиры, но и некоторые представители класса альдегидов, спиртов, кетонов, карбоновых кислот и простых эфиров.
Повторение пройденного материала
На протяжении последних уроков были рассмотрены основные представители кислородсодержащих веществ.
1. Перечислить классы веществ (спирты, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты)
2. Дать определение, что такое функциональная группа и назвать их
3. Охарактеризовать физические свойства спиртов, карбоновых кислот
4. Перечислить основные положения теории строения А.М.Бутлерова
Итак, роль душистых веществ в природе очень велика.
Запахи воздействуют на человека с первых дней его жизни, едва почувствует он запах материнского молока; запахи сопровождают человека, и в радости и в горе, и наяву и во сне. Запахи приятные и неприятные окружают нас всюду - в природе, жилье, одежде, да и от нас самих.
Вдыхание душистых веществ оказывает на организм человека весьма значительное физиологическое действие. Они влияют на работоспособность, изменяют мускульную силу, изменяют газообмен, изменяют ритм дыхания и пульса, изменяют температуру кожи, изменяют кровяное и внутричерепное давление, изменяют качество зрения.
Запахи влияют на настроение людей, они могут вызывать состояние возбуждения, оживление, бодрость, успокоенность.
К.Паустовский писал: “Есть некая крепкая связь между такими явлениями, как свет, запах, звук и цвет... Все это вместе рождает особое душевное состояние, то сосредоточенности и печали, то легкости и жизни с ее теплыми ветрами, шумом деревьев, беспредельным гулом океана, милым смехом детей и женщин”.
Учащиеся закрывают на минуту глаза, расслабляются, усаживаются удобнее и обдумывают то, что они делали на уроке. В это время звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского. Затем учащиеся выполняют рефлексивный тест, в случае согласия с утверждением ставят около него знак “+” и выставляют себе оценку за работу на уроке
Рефлексивный тест
1. Я узнал(а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил(а) ответы.
5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Итог урока - Цветик-семицветик (из лепестков цветов(ароматов), обладающий тонизирующим, успокаивающим, противопростудным свойством (роза, цитрусовые, ромашка, герань и др)
Домашнее задание. Параграф 30, стр 128 упр 7,8