Час общения, посвященный морально-этическим традициям российской армии.
Время проведения – 60 мин.
Цели: расширить представление студентов о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у ребят, как будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.
Структура проведения внеклассного мероприятия:
- Вступительное слово.
- Интерактивная беседа по теме “Что ты знаешь о службе в В.С России?”.
- Работа с понятиями.
- Информационный блок “Кодекс чести”.
а) “Да, были люди в наше время...”
б) Презентация студентов “Воины в наших семьях” - Дискуссия по теме “"Честь имею!"- уже неактуально?”.
- Заключительное слово.
- Подведение итогов.
Подготовительная работа: посещение музея “История комитета, солдатской славы и материнской памяти” (23.02.2013г.); распределить тексты информационного блока между выступающими, собрать информацию о родственниках студентов УАТК группы А2-12 принимавших участие в сражениях Великой Отечественной войны.
Оформление: презентация классного часа, задания для работы с понятиями; “честь мундира”; “поле чести”; “суд чести”; “кодекс чести”; “жизнь - Отечеству, честь - никому”; костюмы, презентация студентов УАТК группы А2-12 о родственниках принимавших участие в сражениях Великой Отечественной войны.
Честь - это стремление быть
благородным, высшим существом
по внутренним достоинствам, совершать поступки,
достойные славы, без всякого принуждения извне
и без всякого другого вознаграждения,
кроме одобрения своей совести.
П.А. Румянцев
Ход классного часа
1. Вступительное слово
Классный руководитель. Наша встреча - Час общения, посвященный морально-этическим традициям российской армии. И тема нашей встречи: “ Честь имею!” Сегодня мы общаемся для того чтобы расширить ваше представление о службе в армии, об этических традициях русского воинства. Мы общаемся для того чтобы у вас сформировалась позитивная оценка таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга. Чтобы у вас развивалось положительное отношение к военной службе; воспитывалось уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; чтобы у вас пробуждалось как у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.
Вся тысячелетняя история России - это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами “честь” и “доблесть”, “мужество” и “слава”. Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? Какие события истории России вызывают такие ассоциации? Знаете ли вы о Днях воинской славы России? (Студенты отвечают.) (2 февраля – День воинской славы России – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943); 8- февраля – День памяти героя-антифашиста: 15февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день в 1989 г. Завершился вывод советских войск из Афганистана; 17февраля – День транспортной полиции; 23 февраля – День защитников Отечества; 24 февраля – День Флага РБ; в этом году 70 лет Дню снятия блокады г. Ленинграда (1944);
2. Интерактивная беседа по теме “Что ты знаешь о службе в ВС России?”
Классный руководитель. Что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии? (Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма...)
- Какими способами пытаются получить отсрочку от армии? (Высказывания студентов.)
- Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России можно получить профессию офицера? (в России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.)
- Знаете ли вы, какой срок службы по призыву? (12 месяцев.)
- Можно ли еще сократить этот срок? (Специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить.)
- Какая часть Вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая - за счет призывников? (2/3 по контракту, 1/3 призывники.)
- Принимают ли участие в боях в горячих точках военнослужащие, взятые по призыву? (Нет.)
- Почему современному призывнику необходимы: высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость? (На вооружении российской Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.)
3. Работа с понятиями
Классный руководитель. Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова “честь” - это “достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы”
По В.Далю, “честь” - это “внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. Предлагаю уточнить смысл понятия “честь”.
Первая группа, поясните, что означает понятие “честь мундира”. Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)
Вторая группа, поясните, что такое “поле чести”. Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)
Третья группа, что такое суд “офицерской чести”? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.)
Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: “Жизнь Отечеству. Честь - никому!”. Как понимать это выражение?
(Ответ группы.)
Классный руководитель. Пятая группа, поясните, что стоит за понятием “кодекс чести”. (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)
(В течение 5 мин. дети обсуждают ответы.)
4. Информационный блок “Кодекс чести”
Классный руководитель. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству “верой и правдой”, “по долгу и чести”. И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось. Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: “...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности”.
- “Дух чести, служения и верности” - что входит в это понятие? Небольшая историческая справка, которую подготовили наши ребята.
- “Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы...” Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина... О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди.
- Прусский король Фридрих II: “Русского солдата мало убить, его надо повалить”.
- Наполеон: “Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир”.
- Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: “Подражайте русским, для них нет ничего невозможного”.
- Но лучше всех высказался о русском солдате А.В. Суворов - всего два слова: “Чудо-богатыри!”
Верность присяге, верность долгу, патриотизм - вот что всегда отличало русского воина.
Несколько примеров из истории:
- 1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв I великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.
- 1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11-ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.
- 1854г. Адмирал Владимир Корнилов организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: “Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество”.
- 1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера “Варяг”, оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.
- 1904 г. Малый миноносец “Стерегущий” против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.
- 1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение - бутылки с “горючкой”, гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева - никого. Могли разбежаться - и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа и будь, что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!
Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?
Классный руководитель. Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам? (Студенты высказываются.)
Не секрет, что сегодня в России отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского “Кодекса чести”.
Честь имею
Классный руководитель. Где же записаны эти правила чести? Как они передавались из поколения в поколение? Об этом расскажут наши студенты в своих рассказах о воинах в их семьях. (презентация, рассказ ребят.)
- Выступление...(5мин)
- Выступление...(5 мин)
- Выступление.. “Кобелев Александр” (5 мин)
- Выступление.. Чембарисова А.Б. (5 мин)
5. Дискуссия по теме “"Честь имею!" - уже неактуально?”
Классный руководитель. Давайте обсудим, актуально ли сейчас для нашей армии понятие “честь имею”?
Сначала попробуйте объяснить такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы, а с другой - огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища. О чем это говорит?
- Славные традиции нашей армии - они сохраняются сегодня?
- Знаете ли вы героев, защитников современной России?
- Изменилось ли в современной российской армии представление о чести, долге?
- В горячих точках сейчас служат только контрактники. Что заставляет современных ребят идти на войну, подвергать свою жизнь опасности?
- Как бы отреагировал офицер царской армии на оскорбление ветерана?
- Как мы сегодня относимся к ветеранам?
- Как мы относимся к тем, кто уклоняется от службы в армии?
- Как мы относимся к своей истории? Почему не даем отпор тем, кто поливает грязью нашу историю, оскорбляет наши святыни?
- Как вы можете охарактеризовать нравственное состояние современного российского общества?
- Есть такая поговорка: “Каждый народ получает то правительство, которое он заслуживает”. Можно ли сказать, что каждый народ получает ту армию, которую он заслуживает?
Может ли в безнравственном обществе быть нравственная армия? Актуально ли сегодня выражение “честь имею!”?
(Высказывания ребят.)
6. Заключительное слово
Классный руководитель. “Кто пойдет воевать за Россию?” - так назвали свой репортаж из горячей точки на Кавказе два корреспондента журнала “Русский репортер”. Послушайте отрывок из этого репортажа.
...Сегодня армия в России если и срез, то только небольшой части общества - не самой социально успешной. Это парни, которые в Москве бывали максимум по разу. Им непонятны термины “гламур” и “готично”. Они не умеют складно говорить и вряд ли отличат Маркеса от Борхеса. В уличном конфликте они всегда ударят первыми, а после третьей рюмки будут делить мир на понюхавших пороха и “шпаков”... У них своя, понятная система ценностей.
Именно эти пахнущие потом и гуталином люди вытащили на своих плечах две чеченские кампании и вытащат - не дай бог, конечно, - новую войну.
А вот и их наставник. Молодой ветеран Анатолий Лебедь. Кадровый офицер, окончил вертолетное училище, служил в Афганистане. В Чечню пошел добровольцем. В 2003 г. в горах под Улус-Кертом он подорвался на мине. В госпитале отрезали ногу. Потом обратно - в Чечню.
...Мы говорим с ним на аэродроме в Киржаче, где Анатолий прыгает с парашютом вместе со своими солдатами. Трижды кавалер ордена Красной Звезды, дважды кавалер ордена Мужества, Герой России, он невысок ростом и мускулист. Совсем не похож на доброго дядю-офицера - скорее, на черта. У него обритый наголо череп, франтоватая стриженая бородка и черная “Мазда-б”. Есть в этом одноногом человеке что-то пугающее и притягательное одновременно. Такие люди - вне привычных социальных отношений. С ними бесполезно говорить про мораль и про деньги. Их трудно представить в мирной жизни. И трудно представить мирную жизнь без них, воюющих где-то на окраинах страны.
Тебе, видно, все это нравится?
Не знаю, - смеется он.
Квартира, семья есть?
Семья есть, квартиру пока не дают.
Нет обиды на государство?
Да ладно, - отмахивается он, - чего там государство! Государство вон - парни стоят. Вот за них и воюю. Надо успеть их научить, чтобы не мычали, когда им глотки режут. Ну и за народ - за бабушек, за бомжей, чтобы не издевались над ними. Надо думать о тех, кто рядом, тогда и получается нормальная работа. Это наверху пускай предают - хоть нас, хоть себя, хоть родных своих, нам главное - задачу свою выполнять. У каждого свой бой в жизни, у кого-то он уже был, у кого-то еще впереди...
Авторы репортажа рассказывают о людях, которые стесняются громких слов о патриотизме, долге, чести. Но читая об их службе, мы понимаем, что эти понятия в России еще не обесценились.
В названии этого репортажа поставлен вопрос: “Кто пойдет воевать за Россию?” Вы можете на него ответить?
(Высказывания ребят.)
7. Подведение итогов
Классный руководитель. Какие факты вас поразили? О чем вы уже знали? Что заставит задуматься?
Список литературы.
- Скобелев М.Д. Воспитание войск / О долге и чести воинской в Российской армии // Собрание материалов, документов и статей. М.: Воениздат,1991.
- Рашидов О., Бабченко А. Кто пойдет воевать за Россию? // Русский репортер. 06.09.2007.
- Штучный С.А. Патриотизм-источник духовных сил воина // http://referat.nnbd.ru/referatc88bo60a.html.