Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну звуков»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Образовательная область «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- развивать фонематический слух;

- определять позицию звука в слове.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

- учить доводить начатое дело до конца.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- закрепить артикуляцию и характеристику звуков «С», «СЬ»;

- познакомить с буквой «С».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- выкладывать букву «С» камешками.

Образовательная область «Физическое развитие»:

- воспитывать усидчивость, развитие внимания, памяти, мышления;

- развивать общую, мелкую моторику.

Цель: автоматизация  звуков (с), (сь), знакомство с буквой «С» на лексическом материале «Транспорт».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
Автоматизировать произношение звуков (с), (сь) в речи, закреплять знания о механизме образования звуков, дифференцировать свистящие звуки по признаку твёрдости-мягкости;  определять наличие звука в словах, совершенствовать навыки звукового анализа, обогащать словарный запас по теме «Транспорт», формировать умение строить связное высказывание, познакомить с графическим обозначением буквы «С» (профилактика оптической дисграфии).

Коррекционно-развивающие:

Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза; артикуляционной и общей моторики, творческого воображения.

Развивать графо-моторные навыки, связную речь, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность. Воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты:

  • ребёнок автоматизирует в речи свистящие звуки, дифференцирует их по признаку твёрдости-мягкости, знакомится с графическим образом буквы «С»;
  • может выделять звук на фоне слова;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обогащает словарный запас по теме «Транспорт», учится давать развёрнутые, связные высказывания.

Оборудование и материал: картинки по теме «Транспорт», камешки «Марблс»,  видеоролик «Виды транспорта», картина природы с набором предметных картинок трёх видов транспорта, шарики и камешки для пальчикового массажа, трафареты с буквой «С», песенка о свистящих звуках.

Ход непосредственно  образовательной деятельности

1. Мотивационно-целевой этап.

(В зале на полу лежит ковёр с дорожной разметкой. На нём стоит сундучок.)  

Дети с логопедом заходят в зал.

Логопед:

- Дети, посмотрите, здесь что-то спрятано. Вы хотите узнать, что там лежит? Как вы думаете, что в сундучке? Можете задавать мне вопросы.

(Это летает? Это едет по дороге?)

(Дети отгадывают, что в сундуке – машины.)   

Открываем сундучок. Что в нём оказалось? (самосвал, такси, велосипед, скорая помощь.)

- Как назвать это одним словом? (Это транспорт.)  

- Для чего нужен транспорт? (Транспорт нужен, например, для путешествий.)

- Вы хотите отправиться в путешествие? Я вас приглашаю в страну звуков.                                      

- Как вы думаете, к каким знакомым нам звукам мы поедем? Назовите ещё раз эти машины и прислушайтесь, какие звуки повторяются.

– Правильно, мы поедем к звукам «С», «Сь».

- Зачем мы путешествуем по Стране звуков? (Мы путешествуем по Стране звуков, чтобы не путать их в словах и правильно выговаривать.)

- На каком транспорте можно поехать?

- Садимся в автобус и в путь!

2. Проблемная ситуация.

- Ребята, наш автобус не едет. Как вы думаете, что случилось? (У автобуса спустили колёса.) Что же делать? (Дети предлагают варианты.)                                                   
- Можно накачать колёса, но у нас нет насоса, и мы не умеем это делать. (Дети предлагают вызвать мастера.)               

Логопед:  У меня есть знакомый мастер- Самоделкин. Позвоним ему? (Логопед звонит и вызывает мастера- Самоделкина.)

3. Ориентировочный этап.

Самоделкин здоровается, спрашивает, что случилось. Накачивает с детьми колесо автобуса насосом.

Логопед:   Дети, вы услышали что-то знакомое? (Дети говорят, что насос издаёт звук «С».)

Самоделкин: - А что это за звук?

Логопед:

- Давайте расскажем мастеру всё, что мы знаем о звуке «С», но сначала разомнём наши губы и язык.

- Какие упражнения для звука (С) мы знаем? Ксюша, проведи гимнастику. (Дети выполняют упр. «Лягушка и слоник», «Горка», «Насос». (Артикуляция звука.)

- Кто расскажет Самоделкину про звук (С)? Дети дают характеристику звуку «С»: согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Какой звук похож на «С»  (Сь)? Чем похож? Чем отличается?                                                      

Самоделкин приглашает детей к себе в гости, чтобы найти в его мастерской слова с нашими любимыми звуками.

Логопед:
- Ребята, вы хотите помочь Самоделкину?  Тогда отправляемся в путь и узнаем секрет звуков (С) и (Сь).

4. Поисково-исследовательский этап.

Логопед:

Усаживайтесь удобнее, автобус отправляется!     

Ребенок рассказывает стихотворение

- Все вошли? Закрылась дверь.
Пассажиры мы теперь!

Логопед: - А кто же будет водителем? (Этому надо специально учиться, иметь права.)

Самоделкин садится за руль.

Логопед: Ребята, чтобы было веселее ехать, послушайте песенку и запомните слова со звуком «С». (Включается видеоклип.)

- Какие машины со звуком «С» вы запомнили? Как они называются одним словом? (Транспорт.)

- Вот мы и приехали. (Заставка мастерской Самоделкина.)

Дифференциация звуков «С», «Сь». Игра «Гаражи».

Самоделкин приглашает в свою мастерскую.

Логопед:

- Самоделкин, у тебя очень много всего интересного. Ребята, как выдумаете, для чего Самоделкину гаражи? 

- Чем отличаются гаражи? Какой секрет мы знаем? Чем мы можем помочь Самоделкину? (Мы можем расставить машины в гаражи: в синий - с твёрдым звуком «С», в зелёный – с мягким «Сь».)

(Дети парами расставляют машины, комментируя свои действия: в слове «самосвал» звук «с» твёрдый, ставлю в синий гараж и т.д. Один ребёнок говорит, а другой ставит машину в гараж.)

Физкультминутка.

Проводит Самоделкин.

Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой 
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)
Накачаем колесо С С С
И поедем далеко (руки перед собой)Др-Др-Др
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой 

Автоматизация звуков в предложениях.

Самоделкин просит о помощи: у него есть картина. Чего в ней не хватает?      

Самоделкин раздаёт картинки детям.

Логопед: Что это за картинки? (Это транспорт). Какой он бывает? (Воздушный, наземный, водный.) Вы хотите помочь Самоделкину расставить картинки по местам?

Дети по одному прикрепляют картинки с транспортом на картину и составляют предложения. (По вопросам логопеда.)

- Где летит самолёт? (Самолёт летит в небе.)

- Где плывёт парусник? (Парусник плывёт по реке.)

- Где едет самосвал? (Самосвал едет по дороге).

Самоделкин благодарит детей и напоминает о трёх видах транспорта.

5. Продуктивная деятельность.

Логопед:  Ребята, что ещё интересного вы заметили в мастерской? (Дети замечают шарики.)

- Самоделкин, для чего тебе эти шарики?

Логопед:  Ребята, как можно поиграть шариками? (Дети предлагают сделать массаж.)

- Самоделкин, хочешь с нами размять руки, а мы тебя научим песенке.)

(Включается песенка, дети и взрослые выполняют массаж ладоней.)

Буква «ЭС».

Логопед:  Когда мы пели песню, на экране появились буквы. Самоделкин, а какая твоя любимая буква?

Самоделкин: Пусть ребята отгадают, на какую букву начинается моё имя.

Логопед:  Дети, кто из вас знает букву «ЭС»? Найдите её (дети выбирают букву из ряда предложенных.) Как вы думаете, почему Самоделкина так зовут? (Он сам всё делает.) 

- А мы может тоже что-то делать своими руками? Посмотрите по сторонам, какой подарок можно сделать Самоделкину? (Выложить букву «эс» камешками.)

(Дети делают подарок Самоделкину.)

Дети замечают, что буква наполовину синяя, наполовину – зелёная.

Логопед: - Ребята, помните, в начале путешествия я сказала, что у звуков «С» и «Сь» есть секрет? Вы его отгадали? (Оба звука обозначаются буквой «С»).

- На что похожа буква ЭС? В следующий раз мы поедем в Буквоград. Что можно сделать с буквой? (Её можно написать, прочитать слоги и слова, составить слоги из разрезной азбуки.)

Самоделкин благодарит детей за подарки, дарит свой подарок и прощается.

6. Рефлексивно-оценочный этап.

Логопед:

- Спасибо, Самоделкин, до свидания! Садимся в автобус, нам пора возвращаться в детский сад. (Включается видео «Едем в детский сад.)

- Вам понравилось путешествие?

- Что понравилось больше всего?

- Что повторили? (Мы повторили звуки с, сь; виды транспорта.)

- Что нового узнали? (Мы узнали, что буква эс обозначает два звука.)

 Вот мы и приехали в детский сад. (Заставка детского сада.)

- Устали намного? Сделаем глубокий вдох и выдох.

- Ребята, вы все молодцы! Какое у вас настроение? Если хорошее, возьмите весёлый смайлик, если вам не понравилось – грустный.

- Как приятно с хорошим настроением возвращаться в свой любимый детский сад! Скажем гостям: «До свидания!».