Образовательная область «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- развивать фонематический слух;
- определять позицию звука в слове.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
- учить доводить начатое дело до конца.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- закрепить артикуляцию и характеристику звуков «С», «СЬ»;
- познакомить с буквой «С».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- выкладывать букву «С» камешками.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- воспитывать усидчивость, развитие внимания, памяти, мышления;
- развивать общую, мелкую моторику.
Цель: автоматизация звуков (с), (сь), знакомство с буквой «С» на лексическом материале «Транспорт».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Автоматизировать произношение звуков (с), (сь) в речи, закреплять знания о механизме образования звуков, дифференцировать свистящие звуки по признаку твёрдости-мягкости; определять наличие звука в словах, совершенствовать навыки звукового анализа, обогащать словарный запас по теме «Транспорт», формировать умение строить связное высказывание, познакомить с графическим обозначением буквы «С» (профилактика оптической дисграфии).
Коррекционно-развивающие:
Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза; артикуляционной и общей моторики, творческого воображения.
Развивать графо-моторные навыки, связную речь, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность. Воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты:
- ребёнок автоматизирует в речи свистящие звуки, дифференцирует их по признаку твёрдости-мягкости, знакомится с графическим образом буквы «С»;
- может выделять звук на фоне слова;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обогащает словарный запас по теме «Транспорт», учится давать развёрнутые, связные высказывания.
Оборудование и материал: картинки по теме «Транспорт», камешки «Марблс», видеоролик «Виды транспорта», картина природы с набором предметных картинок трёх видов транспорта, шарики и камешки для пальчикового массажа, трафареты с буквой «С», песенка о свистящих звуках.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Мотивационно-целевой этап.
(В зале на полу лежит ковёр с дорожной разметкой. На нём стоит сундучок.)
Дети с логопедом заходят в зал.
Логопед:
- Дети, посмотрите, здесь что-то спрятано. Вы хотите узнать, что там лежит? Как вы думаете, что в сундучке? Можете задавать мне вопросы.
(Это летает? Это едет по дороге?)
(Дети отгадывают, что в сундуке – машины.)
Открываем сундучок. Что в нём оказалось? (самосвал, такси, велосипед, скорая помощь.)
- Как назвать это одним словом? (Это транспорт.)
- Для чего нужен транспорт? (Транспорт нужен, например, для путешествий.)
- Вы хотите отправиться в путешествие? Я вас приглашаю в страну звуков.
- Как вы думаете, к каким знакомым нам звукам мы поедем? Назовите ещё раз эти машины и прислушайтесь, какие звуки повторяются.
– Правильно, мы поедем к звукам «С», «Сь».
- Зачем мы путешествуем по Стране звуков? (Мы путешествуем по Стране звуков, чтобы не путать их в словах и правильно выговаривать.)
- На каком транспорте можно поехать?
- Садимся в автобус и в путь!
2. Проблемная ситуация.
- Ребята, наш автобус не едет. Как вы думаете, что случилось? (У автобуса спустили колёса.) Что же делать? (Дети предлагают варианты.)
- Можно накачать колёса, но у нас нет насоса, и мы не умеем это делать. (Дети предлагают вызвать мастера.)
Логопед: У меня есть знакомый мастер- Самоделкин. Позвоним ему? (Логопед звонит и вызывает мастера- Самоделкина.)
3. Ориентировочный этап.
Самоделкин здоровается, спрашивает, что случилось. Накачивает с детьми колесо автобуса насосом.
Логопед: Дети, вы услышали что-то знакомое? (Дети говорят, что насос издаёт звук «С».)
Самоделкин: - А что это за звук?
Логопед:
- Давайте расскажем мастеру всё, что мы знаем о звуке «С», но сначала разомнём наши губы и язык.
- Какие упражнения для звука (С) мы знаем? Ксюша, проведи гимнастику. (Дети выполняют упр. «Лягушка и слоник», «Горка», «Насос». (Артикуляция звука.)
- Кто расскажет Самоделкину про звук (С)? Дети дают характеристику звуку «С»: согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Какой звук похож на «С» (Сь)? Чем похож? Чем отличается?
Самоделкин приглашает детей к себе в гости, чтобы найти в его мастерской слова с нашими любимыми звуками.
Логопед:
- Ребята, вы хотите помочь Самоделкину? Тогда отправляемся в путь и узнаем секрет звуков (С) и (Сь).
4. Поисково-исследовательский этап.
Логопед:
Усаживайтесь удобнее, автобус отправляется!
Ребенок рассказывает стихотворение
- Все вошли? Закрылась дверь.
Пассажиры мы теперь!
Логопед: - А кто же будет водителем? (Этому надо специально учиться, иметь права.)
Самоделкин садится за руль.
Логопед: Ребята, чтобы было веселее ехать, послушайте песенку и запомните слова со звуком «С». (Включается видеоклип.)
- Какие машины со звуком «С» вы запомнили? Как они называются одним словом? (Транспорт.)
- Вот мы и приехали. (Заставка мастерской Самоделкина.)
Дифференциация звуков «С», «Сь». Игра «Гаражи».
Самоделкин приглашает в свою мастерскую.
Логопед:
- Самоделкин, у тебя очень много всего интересного. Ребята, как выдумаете, для чего Самоделкину гаражи?
- Чем отличаются гаражи? Какой секрет мы знаем? Чем мы можем помочь Самоделкину? (Мы можем расставить машины в гаражи: в синий - с твёрдым звуком «С», в зелёный – с мягким «Сь».)
(Дети парами расставляют машины, комментируя свои действия: в слове «самосвал» звук «с» твёрдый, ставлю в синий гараж и т.д. Один ребёнок говорит, а другой ставит машину в гараж.)
Физкультминутка.
Проводит Самоделкин.
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)
Накачаем колесо С С С
И поедем далеко (руки перед собой)Др-Др-Др
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Автоматизация звуков в предложениях.
Самоделкин просит о помощи: у него есть картина. Чего в ней не хватает?
Самоделкин раздаёт картинки детям.
Логопед: Что это за картинки? (Это транспорт). Какой он бывает? (Воздушный, наземный, водный.) Вы хотите помочь Самоделкину расставить картинки по местам?
Дети по одному прикрепляют картинки с транспортом на картину и составляют предложения. (По вопросам логопеда.)
- Где летит самолёт? (Самолёт летит в небе.)
- Где плывёт парусник? (Парусник плывёт по реке.)
- Где едет самосвал? (Самосвал едет по дороге).
Самоделкин благодарит детей и напоминает о трёх видах транспорта.
5. Продуктивная деятельность.
Логопед: Ребята, что ещё интересного вы заметили в мастерской? (Дети замечают шарики.)
- Самоделкин, для чего тебе эти шарики?
Логопед: Ребята, как можно поиграть шариками? (Дети предлагают сделать массаж.)
- Самоделкин, хочешь с нами размять руки, а мы тебя научим песенке.)
(Включается песенка, дети и взрослые выполняют массаж ладоней.)
Буква «ЭС».
Логопед: Когда мы пели песню, на экране появились буквы. Самоделкин, а какая твоя любимая буква?
Самоделкин: Пусть ребята отгадают, на какую букву начинается моё имя.
Логопед: Дети, кто из вас знает букву «ЭС»? Найдите её (дети выбирают букву из ряда предложенных.) Как вы думаете, почему Самоделкина так зовут? (Он сам всё делает.)
- А мы может тоже что-то делать своими руками? Посмотрите по сторонам, какой подарок можно сделать Самоделкину? (Выложить букву «эс» камешками.)
(Дети делают подарок Самоделкину.)
Дети замечают, что буква наполовину синяя, наполовину – зелёная.
Логопед: - Ребята, помните, в начале путешествия я сказала, что у звуков «С» и «Сь» есть секрет? Вы его отгадали? (Оба звука обозначаются буквой «С»).
- На что похожа буква ЭС? В следующий раз мы поедем в Буквоград. Что можно сделать с буквой? (Её можно написать, прочитать слоги и слова, составить слоги из разрезной азбуки.)
Самоделкин благодарит детей за подарки, дарит свой подарок и прощается.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
Логопед:
- Спасибо, Самоделкин, до свидания! Садимся в автобус, нам пора возвращаться в детский сад. (Включается видео «Едем в детский сад.)
- Вам понравилось путешествие?
- Что понравилось больше всего?
- Что повторили? (Мы повторили звуки с, сь; виды транспорта.)
- Что нового узнали? (Мы узнали, что буква эс обозначает два звука.)
Вот мы и приехали в детский сад. (Заставка детского сада.)
- Устали намного? Сделаем глубокий вдох и выдох.
- Ребята, вы все молодцы! Какое у вас настроение? Если хорошее, возьмите весёлый смайлик, если вам не понравилось – грустный.
- Как приятно с хорошим настроением возвращаться в свой любимый детский сад! Скажем гостям: «До свидания!».