Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме «Перелётные птицы»

Разделы: Логопедия


Цель: Расширение и активизация  словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения работать со схемами, развитие звукового анализа.

Задачи:

- обучающая:

  • активизация и расширение словаря по теме;
  • развитие навыка словообразования;
  • упражнение  в построении  предложений;
  • развитие звукового анализа;

- развивающая:

  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • развитие общей и мелкой моторики;

- воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать  ответы товарищей.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности:

  • совместная деятельность педагога с детьми;

- средства обучения и воспитания:

  • игровые, наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда:

  • сюжетная картинка, картинки с изображением перелетных птиц, письмо, разрезная картинка «Скворец», скворечник (из картона), скворец на палочке, картинки по теме, аудиозапись, цветы, розетки, весеннее дерево, медали с изображением птиц;

Предварительная работа:

  • беседа о перелетных птицах;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение стихов о перелетных птицах;
  • наблюдение за птицами во время прогулок;
  • разучивание пальчиковой игры "Птенчик";
  • подбор  и изготовление материала для занятия.

Ведущая образовательная область:

  • речевая  область, познавательная область, коммуникация, социализация;

Планируемые результаты:

  • активизировать и расширить словарь по теме;
  • научить детей образовывать глаголы от слов – звукоподражаний;
  • научить образовывать сложные слова;
  • закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями;
  • упражнять в образовании предложений с предлогами;
  • закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
  • закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму от существительного и прилагательного;
  • закрепить навык звукового анализа;
  • закрепить умение образовывать слова – антонимы;
  • развить  фонематический слух (различить на слух голоса птиц);
  • развивать логическое мышление.

План деятельности

1. Мотивационно-побудительный этап.

1. Совместная деятельность педагога с детьми:

Упражнение "Мы идём в лес".

В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу весеннем,
Перелётных птиц найдем.

Самостоятельная деятельность детей: дети берутся за руки и за логопедом идут  шагом - «змейкой» между разложенными на полу цветами.

2. Упражнение «Сядет тот, кто повторит ряд слов».

Совместная деятельность педагога с детьми:логопед произносит ряды слов.

Самостоятельная деятельность детей: дети называют ряды слов и отвечают на вопросы.

Сядет тот, кто повторит  ряд слов.
Аист, гусь, пеночка;
Журавль, гусь, трясогузка;
Цапля, соловей, лебедь;
Грач, скворец, кукушка;
Ласточка, удод, иволга;
Пеночка, утка, лебедь;
Соловей, цапля, кукушка;
Трясогузка, аист, чиж.

Кого мы сейчас называли? (Птиц). Какие это птицы? (Это перелётные птицы).    

2. Основной.

Совместная деятельность педагога с детьми:

1. Сюрпризный момент.

– Я сегодня нашла в кабинете письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям  детского сада № 322 группы №4, значит нам. Интересно? (Да). Тогда надо прочитать его?

«Привет, ребята!

Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам письмо, то выполните все задания по порядку».

Ребята, а вы хотите узнать, от кого оно? Тогда  внимательно слушайте задания, а за каждый правильный ответ вы получите птицу.  После занятия все ваши птицы и цветы окажутся на чудесном весеннем дереве.

Самостоятельная деятельность детей: дети слушают и отвечают на вопросы.

2. Беседа о перелётных птицах. 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.

– Откуда прилетают птицы весной? (Из тёплых стран). Почему они улетали? Как вы думаете, почему их называют перелётными? Что общего у птиц? (голова, туловище, шея, крылья, хвост,  клюв, перья, пух, лапы,  грудь). Чем они отличаются? (размером, голосами, опереньем, окраской).

3. Упражнение «Кто, как кричит?» 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.

  • Гусь (что делает?)- … (гогочет).
  • Лебедь - … (трубит).
  • Утка - … (крякает).
  • Журавль - … (курлычет).
  • Аист - … (трещит).
  • Соловей - … (поет).

strong>Упражнение «Кто, где сидит?» 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.
Посмотрите на картинки и ответьте «Кто, где сидит?» 

Ответы детей:

Ласточка сидит на проводе;
Скворец сидит на скворечнике;
Трясогузка сидит на пеньке;
Кукушка сидит на ветке;
Грач стоит на траве;
Пеночка сидит на земле;
Соловей сидит на дереве.

Игра «Путаница».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед произносит предложения со словами с неправильными окончаниями.

Самостоятельная деятельность детей: дети образуют прилагательные от существительных и произносят предложения.

- Этот листок, наверное, попал под дождь! Вы поможете мне разобраться?

Наступил первый весна день. - Наступил первый весенний день.

Дует теплый весна ветер. - Дует теплый весенний ветер.

В небе светит яркое весна солнце. - В небе светит яркое весеннее солнце.

На полянах расцветают первые весна первоцветы. - На полянах расцветают первые весенние первоцветы.

Все птицы поют весна песню. - Все птицы поют весеннюю песню.

Все живое радуется весне. 

6.  Игра «Скажи, какой, скажи какая». 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, образуя сложные слова.

  • У цапли длинные лапы (какая цапля?) - Длиннолапая цапля.
  • У аиста красный клюв (какой аист?) - Красноклювый аист.
  • У лебедя белые крылья (какой лебедь?) - Белокрылый лебедь.
  • У чижа жёлтая грудь (какой чиж?) - Желтогрудый чиж.
  • У ласточки чёрная голова (какая ласточка?) - Черноголовая ласточка.
  • У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка?) - Длиннохвостая трясогузка.

Физкультминутка.

Птенчик в гнездышке проснулся, встрепенулся.
Потянулся.
И головкой покивал, и хвостиком повилял.
По ходу физкультминутки дети выполняют соответствующие тексту движения.
Широко раскрыл он клювик, громко, громко запищал:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи….
Червячка скорей неси.
Мама с папой закружили,
Угощение тащили.
Червячок, блоха и мошка, кушай, кушай, наша крошка.
Пальчиковая зарядка

Птенчик сыт, опять он спит.
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить.

Одна ладошка широко открыта – ротик птенца, пальцы другой руки собраны
вместе – клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую
ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук.

Игра с мячом «Назовите ласково».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, образуя уменьшительно-ласкательную форму от существительного и прилагательного.

  • Пестрая  утка - … (пестренькая уточка).
  • Серая кукушка - … (серенькая кукушечка).
  • Шустрая трясогузка - … (шустренькая трясогузочка).
  • Добрая птица - … (добренькая птичка).
  • Короткий хвост - … (коротенький хвостик).
  • Тонкая шея - … (тоненькая шейка).
  • Белое крыло - … (беленькое крылышко).
  • Острый клюв - … (остренький клювик).

8. Игра «Узнай по голосу». 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед включает аудиозапись с голосами птиц.

Самостоятельная деятельность детей: дети внимательно слушают голоса птиц (аудиозапись), показывают свою картинку с изображением птицы  и говорят, как она называется.

Игра «Скажите наоборот». 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети подбирают  антонимы.

  • У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).
  • Журавль большой, а соловей … (маленький).
  • У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).
  • У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
  • У пеночки хвост короткий, а у трясогузки …(длинный).
  • У соловья серая грудка, а у ласточки …(белая).
  • Аист белый, а грач …(черный).

10. Упражнение «Так бывает или нет»

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, развивают логическое мышление.

- Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц   вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?)  (птенцы).Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов). Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят  гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).

11. Упражнение   «Звуковая дорожка».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед показывает картинку  (журавль, синица, грач, кукушка, чиж, жаворонок, гусь, скворец).

Самостоятельная деятельность детей: дети называет первый звук в слове и обозначают его нужным цветом.

12. Игра «Сложите картинку».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед предлагает детям разрезанную картинку с изображением скворца.

Самостоятельная деятельность детей: дети собирают картинку из частей.

- Переверните карточки с заданиями, сложите картинку, и вы узнаете от кого это письмо.

- Кто же у нас получился? (Скворец). Так значит, это скворец принес нам письмо.

Рефлексивный этап.

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы, совместно с детьми подводит итоги, называет победителей.

Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, подсчитывают количество птиц, наклеивают птиц на весеннее дерево. -

Сегодня мы очень много говорили о перелётных птицах. Чем можно помогать птицам? (подкармливать их зимой, делать им скворечники, и т.д.).

- Посчитайте, сколько у каждого из вас птиц.

Отмечаются трое детей, набравших большее количество птиц (им выдаются медали с изображением птиц).

Дети наклеивают птиц на  весеннее дерево.