В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: вышли в свет ФГОС ДО, появляются новые программы дошкольного образования, разрабатываются оригинальные методические материалы.
Но на фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка, формированию компонентов коммуникативной деятельности - неречевым средствам общения и умению организовать своё общение с другими детьми не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития.
Формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания так как, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Большую роль в общении играет невербальная коммуникация так как, её сигналы несут гораздо больше информации, чем вербальные.
Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют мимика и пантомимика, жесты и интонация.
Мимика - это координированные движения мышц лица, чувства, эмоции.
Пантомимика - выразительные движения человека его походка, осанка, позы, которые передают его психическое состояние переживания, отношения к тем или иным явлениям.
Жест - выразительные движения рук, служащие одним из средств уточнения речевой коммуникации.
Большинство форм неречевого поведения являются, приобретенными, человек учится им на протяжении жизни, наследуя от природы лишь первичные выражения эмоций. Приблизительно к шести годам ребёнок овладевает языком лица (мимикой), овладение жестами происходит гораздо дольше.
Отсутствие мимики, жестов, поз у собеседника или их неадекватное использование отрицательно влияет на результат общения.
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни слепых и слабовидящих детей. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения.
Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности, овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. В результате слабовидящие дети в возрасте 5-6 лет не владеют неречевыми способами общения даже на уровне трёхлетних зрячих детей.
Наблюдая за поведением слабовидящих детей начиная со второй младшей группы, за их движениями, эмоциями в повседневной бытовой деятельности, в общении со сверстниками, в игре был установлен тот факт, что уровень сформированности невербального общения гораздо ниже, чем у детей с нормальным зрением. Все выразительные движения этих детей, жесты, пантомимика в весьма ослаблены, упрощены и смазаны, а мимика лица маловыразительна и вялая.
Исходя из вышесказанного дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения.
В рамках этой деятельности решались следующие коррекционно-развивающие задачи:
- развивать у детей мышцы лица и тела участвующие в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений.
- учить детей восприятию мимических и жестовых движений, а так же схем лица, тела и их воспроизведению.
- формировать у детей умение определять значение мимики, жеста и позы на сюжетной картине выделять и воспроизводить её.
Коррекционная работа по формированию неречевых средств общения является для детей с патологией зрения основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений, поэтому требуются специальные занятия по формированию этих навыков. Руководствуясь программой и методическими рекомендациями В.З.Денискиной по формированию неречевых средств общения у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста, тифлопедагоги разработали цикл занятий.
Сам процесс обучения был разделен на четыре основных этапа:
- снятие напряжения мышц лица и тела или напротив - повышение их тонуса.
- знакомство с мимикой, жестами, позами.
- обучение выразительным движениям лица и тела.
- включение неречевых средств общения в игры, а затем и в повседневную коммуникативную деятельность.
Первоначально было важно правильно организовать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью не только ослабленного зрения, но и с помощью всех сохранных анализаторов. Дети могли с помощью осязания исследовать любое мимическое выражение лица взрослого, при этом любое обследование сопровождалось словесным описанием (состояние удивления - брови приподняты, глаза, и рот широко раскрыты и округлены и т.п). Кроме обследования, знакомя детей с жестами и позами, использовался приём сопряжённых действий, который помог правильно принять нужное положение рук, позу. Обучение новому движению начиналось с сопряжённых действий, затем ребёнок повторял это движение за тифлопедагогом (отражённо), потом по словесной инструкции, а затем самостоятельно.
Прежде чем разученные выразительные движения слабовидящие дети смогут включить в практическую коммуникативную деятельность они должны пройти определённый путь упражнений и усовершенствований в игровой деятельности. Ведь в игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения. Так работу по закреплению навыков неречевого общения целесообразно продолжить через специальные сюжетно-игровые этюды, в которых с помощью своих движений и действий с игрушками дети воссоздают труд и быт взрослых, а также небольшие игры - драматизации, которые побуждали детей к использованию жестов, поз, мимики.
Сформированные у детей навыки служат прекрасной базой, для проведения следующей более сложной работы по формированию неречевых средств общения, таких как умение, определять значение мимики, поз и жестов персонажей сюжетных картин и воспроизведению их эмоционального состояния.
Тифлопедагогами был разработан план мероприятий с целью повышения эффективности работы по данной теме:
- подобрать и изготовить дидактические игры, демонстрационный и дидактический материал по восприятию эмоций, мимики, поз, жестов.
- подобрать и систематизировать различные игры по развитию у детей выразительных движений, общей и мелкой моторики, эмоций, мимики и пантомимики.
- сотрудничать с узкими специалистами ДО с инструктором по физкультуре, с музыкальным руководителем, психологом и конечно воспитателем.
В успешном проведении занятия немаловажную роль играет использование пособий и подбор дидактических игр и упражнений. Учитывая тифлопедагогические требования к наглядному и дидактическому материалу, дидактические игры.
В группах была создана игротека по развитию эмоций, по восприятию поз человека как в цветном, графическом изображении так и в контурном и силуэтном. А так же различные карточки схемы. Кроме того, был подобран игровой материал: шарнирная кукла, рисунки и игрушки-животных в характерных позах, аудиокассеты с музыкальными произведениями, которые помогают детям войти в нужное эмоциональное состояние, диски с видео-материалом. Но основным "дидактическим пособием" являлся тифлопедагог , т.к. при обучении слабовидящих детей неречевым средствам общения взрослый человек становится образцом выражения жеста, позы того или иного состояния. Формирование неречевых средств общения осуществляется в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, с учителем-логопедом. Известно, что выразительные движения человека слагаются из жестов, мимики и поз, но их у слабовидящих детей необходимо сначала выучить и отработать в отдельности и только потом переносить в коммуникативную деятельность. Ведь умение пользоваться невербальными средствами общения, характер мимики и жестов - это индикатор отношения к тем с кем общаешься. От манеры слабовидящими людьми держаться, от умения пользоваться жестовым и мимическим языком в обществе зрячих людей зависит, насколько правильно они будут поняты окружающими.