Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности педагогов-воспитателей и родителей этих детей.
Один из этапов адаптационного периода ребенка с ОВЗ начинается с прихода мамы с ним в группу детского сада. Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Педагог доброжелательно встречает гостей, обращается к малышу по имени (как называют ребёнка дома), на уровне глаз ребёнка: “Ты (имя) пришёл к нам в гости. Мы очень рады!” Так закрепляются их положительные взаимоотношения, установившиеся накануне. Педагог не преминет воспользоваться любой создавшейся ситуацией, чтобы почувствовать новенькому свое расположение к нему: “Слышишь, это для тебя в группе звучит музыка!”
Идеально, если первый раз ребенка приведут в группу в отсутствие других детей, например в вечернее время, когда большинство детей уже ушло из группы домой. Такое посещение позволяет ребенку в спокойной обстановке познакомиться с воспитателями и со всеми новыми для него помещениями. А воспитателю – даст возможность пообщаться с родителем об особенностях этого ребенка:
- особенности двигательной активности (насколько ребенок самостоятелен в передвижении, можно и нужно ли ставить в вертикализатор? Стоять с помощью поручней? Ползать? и т.п.);
- особенности бытового характера (как у ребенка развиты культурно-гигиенические навыки (пользуется ли туалетом, горшком или памперсом; проситься ли в туалет?; спит ли днем и как засыпает?)
- особенности речевого развития и слуха
- особенности личного характера и привычек и т.д.
Результаты этого опроса воспитатель обязательно учтет при составлении плана индивидуальных занятий с ребенком.
При первых посещениях мама и ребенок присаживаются в уголок, откуда видно все в группе. Основная задача мамы в данной ситуации - помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Сидя рядом, она поясняет: “Какая заботливая Татьяна Ивановна! Она следит за цветами”, “Погляди, какой красивый домик для матрешки она сделала. Молодец!” и т.д. Но малышу еще нужно осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале он держится настороженно, следит за тем, чтобы мама была рядом. Не следует торопить его. Пусть привыкает. Эта встреча не последняя. Их количество определится поведением самого малыша. В следующий раз по предложению мамы они вместе могут приблизиться к кукольному игровому уголку , к гаражу с машинками, чтобы лучше рассмотреть все игрушки. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Каждый визит в детский сад длится не более полутора часов. Освоившись, ребенок делает первые попытки самостоятельной игры в группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то вернется к маме. Все чаще задерживается он возле воспитателя, чтобы еще и еще раз утвердиться в добром его отношении к себе.
Хорошо, если на собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.
Один из вариантов (по решению родителей) такой: первую неделю ребенок приходит в детский сад накормленным и остается в группе в течение 2-3 часов ( по желанию ) в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Мама может остаться в групповой комнате, поиграть с ребенком и другими детьми, помочь собрать их на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой.
Воспитатель уже знает, каким игровым материалом можно заинтересовать, увлечь ребенка. Он то назовет малыша ласковым именем, как зовут его дома родные, то ласково обнимет, пригласит поучаствовать в игре. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Ребенок увлечен совместными действиями, все реже его взор обращается к маме. Теперь она на некоторое время (10-15 минут) может выйти незаметно из группы. Если малыш спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокоится, услышав заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. И действительно, ожидание ребенка непродолжительно, поводов для волнения нет. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности, что особенно важно детям с ОВЗ.
Постепенное привыкание.
В течение I-II недель адаптации ребенка родители и воспитатели внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита. При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь - сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет, а на обед и сон возвращается домой. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей.
На II-III неделе ребенок может остаться на дневной сон. Педагог заранее настраивает малыша на то, что его “ждет” кроватка, предлагает принести из дома мягкую игрушку, чтобы она сначала “обжила” кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель, хотя, возможно, он и будет ставить свои условия: “Я спать не буду, только полежу”, на что педагог охотно соглашается. Первый дневной сон в детском саду важен, поэтому педагог (по необходимости) помогает ребенку раздеться, укладывает его, укрывает одеялом, присаживается рядом. Можно тихонько напеть мелодию колыбельной.
Подъем можно провести так, чтобы малыш почувствовал заботу, ласку, доброту воспитателя. Необходимо подойти к ребенку, порадоваться вместе с ним тому, что он проснулся, помочь ему окончательно проснуться. Важно показать ребенку, что его пробуждение встречено с радостью.
Задумывались ли вы над тем, как много бытовых проблем окружает маленького ребенка в детском саду? А ведь он может забыть, где его шкафчик; побояться идти один в туалет; заблудиться среди одинаковых кроваток в спальне; устать работать ложкой, когда супа еще полная тарелка и т.д. Привыкнув дома к заботливым рукам мамы, малыш чувствует себя спокойно, но первые же трудности, с которыми он сталкивается в группе, лишают его уверенности и душевного комфорта. Для детей с ОВЗ адаптационный период проходит еще труднее. В новых условиях даже те ребята, которые сами ели, одевались, пользовались горшком, часто просят кормить их, одевать. В этом проявляется подсознательное желание проверить, готовы ли взрослые заботиться о них. Поэтому никогда не следует отказывать ребенку в помощи. Если он будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет сделать сам все, что умеет и может.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду все режимные процессы выполняются не спеша. Не стоит предъявлять к детям с ОВЗ непосильных для них требований. Обязательным считается соблюдение принципа постепенности. Так, на первом этапе работы с детьми с ОВЗ, зная их особенности, не следует торопить их, чтобы каждый тратил столько времени на прием пищи, одевание, умывание, сколько ему требуется.
В период адаптации важно ежедневно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и чувствуют себя таковыми. В зависимости от возраста и особенностей здоровья ребят игры могут быть различными. Для детей важна возможность приятного физического контакта со взрослыми, ощущение защиты, тепла, ласки. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем.
Случается и такое: когда бурные эмоциональные реакции первых дней адаптации начинают затихать, когда ребенок ведет себя уже спокойнее, играет самостоятельно, длительное время обходится без взрослых, т.е. в значительной степени нормализуются его поведенческие реакции, наступает вдруг такой период, именуемый физиологами истощением адаптационной энергии. Ребенок болезненно начинает воспринимать всякую перемену в окружающей обстановке: заплачет, когда возле него переставят игрушки, или помощник воспитателя (няня), прервав кормление, принесет второе блюдо, меняет халат или в группу входит посторонний человек, или взрослые разговаривают необычно громко и т.д. и т.п. Чтобы его состояние нормализовалось, взрослые должны спокойно, ласково разъяснить ему суть происходящего, дабы предупредить отрицательные эмоции (“Егорушка, я машину переставлю, смотри!”, “Слава, посиди, я сейчас принесу тебе водички”). Совершенно недопустимо в этот период переводить ребенка в другую группу, в другое учреждение, т.к. состояние его резко ухудшится. Были случаи, когда мать, видя страдания ребенка, увозила его в отпуск - в другой город, к бабушке, и т.п., но это не давало положительного результата. Наоборот, ухудшение самочувствия, а по возвращении в детский сад - затягивание адаптационного периода на 3-6 месяцев.
Также воспитатели и специалисты, работающие в группе, которую посещает ребенок, между собой делятся о всех особенностях данного ребенка и приемах, которые давали положительные результаты при его воспитании и проведении игр и занятий.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок (с учетом его особенностей здоровья) с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течение 10-12 дней. Если у ребенка с ОВЗ слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца. Малыш, который дома находился на попечении всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту в условиях детского сада, требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним. Фактически он переходит из рук в руки от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых ребенок может заболеть, т.к. постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а то и дольше.
Среди педагогов действует правило - приходить на работу только с хорошим настроением, т.к. от этого зависит настроение детей. Хорошее настроение и внимание ко всем особенностям здоровья ребенка помогает поддерживать в группе в течение дня спокойную обстановку и создавать комфортный “климат” для детей с ОВЗ – им это необходимо. Ведь на какое-то время педагог заменяет ребенку самого близкого человека - маму, поэтому как и у мамы, у него должны быть ласковые глаза и добрые руки.