Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования имеет требование к результатам обучения дисциплины “Иностранный язык”: “...освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора” [3]. В примерных программах по учебным предметам для начальной школы к одним из предметных результатов обучения относится языковая компетенция (владения языковыми средствами). Понятие “языковая компетенция” является синонимом понятию “лингвистической компетенции” и обучающийся в начальной школе овладевает системой сведений на элементарном уровне: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом, осваивают первоначальные грамматические явления английского языка [4]. В учебниках английского языка учебный материал даётся уже в готовом виде как “шаблон” или “конструкция”, которую обучающиеся должны хорошо заучить. Учителю приходится быть очень креативным, чтобы через универсальные учебные действия добиться предметного результата. Перед учителем стоит задача дать не просто готовые знания по предмету, а научить обучающихся добывать самостоятельно эти знания, то есть научить учиться.
Возникает вопрос: “Каким образом формируются понятия на начальном этапе?” Всем известно, что в науке существует два способа формирования понятий: индуктивный и дедуктивный. Индуктивный подход это переход от частного к общему: единичные слова обобщаются в лингвистические определения, например, run, write, jump, skip – глаголы. Противоположный индуктивному дедуктивный подход, это значит переход от общего к частному. При формировании лингвистических представлений можно использовать индуктивный или дедуктивный способ. В учебном процессе чаще всего используется индуктивный способ формирования понятия, однако, не всегда просто вывести грамматические правила, иногда приходится заучивать понятия. В основе логических универсальных действий лежат эти же способы формирования понятий [2].
Предлагаю возможный вариант фрагмента урока направленный на формирование элементарных лингвистических представлений о понятиях раздела “Грамматика”. Данный фрагмент разработан на материале учебника Enjoy English, 4 класс, автор Биболетова М.З. (урок № 46) [1]. Урок первичного предъявления новых знаний. Цель урока: организовать деятельность обучающихся по формулированию правила употребления неопределённых местоимений some, any, no в рамках темы “Покупки”.
1. Действия учителя: Посмотрите на картинку. Что ест слоненок на завтрак? О чем мы сегодня будем говорить?
Действия обучающихся: (Называют слова с картинки). Отвечают на вопросы (1 балл).
2. Действия учителя: На какие 2 группы можно разделить слова на доске? Чем они отличаются?
Sweet, bread, chocolate, juice, water, orange, cheese, cake.
Действия обучающихся: Высказывают предположения (1 балл).
3.
Действия учителя: Заполните таблицу, используя слова с доски, как можно назвать каждую колонку? | Действия обучающихся (4 балла): заполняют таблицу | ||||||||
|
4. Действия учителя: Дополните меньшую группу, чтобы в обеих колонках было одинаковое количество слов.
Действия обучающихся: дополняют таблицу (2 балла):
Исчисляемые | Неисчисляемые |
sweet(s) orange(s) cake (s) apple (s) banana(s) |
bread chocolate juice water cheese |
5. Действия учителя: На какие 3 группы можно разделить следующие предложения?
1) There is some bread at home.
2) There are some sweets on the table.
3) Is there any bread at home?
4) Is there any chocolate at home?
5) There isn’t any bread.
6) There is no bread.
Действия обучающихся (2 балла):
There is some bread at home. There are some sweets on the table. |
Is there any bread at home? Is there any chocolate at home? |
There isn’t any bread. There is no bread. |
6. Действия учителя: Как можно назвать каждую группу предложений?
Действия обучающихся (1 балл):
Повеств. | Вопрос. | Отриц. |
There is some bread at home. There are some sweets on the table. |
Is there any bread at home? | There isn’t any bread. There is no bread. |
7. Действия учителя: В каких предложениях используются местоимения some, any, no? Заполните таблицу:
Действия обучающихся (2 баллa):
Повеств. | Вопр. | Отриц. |
some | any | any no |
8. Действия учителя: Когда употребляются местоимения some, any, no?
Действия обучающихся (1 балл): Местоимения some употребляются в повествовательных предложениях, местоимения any, no употребляются в отрицательных, местоимение any также используют в вопросительных предложениях, чтобы указать некоторое количество предметов. Исчисляемые существительные при этом будут во множественном числе, а неисчисляемые – в единственном.
9. Действия учителя: Заполните пропуски в предложениях.
1) There is ______cheese at home.
2) There are _____oranges on the table.
3) Is there _____ juice at home?
4) There isn’t _____ chocolate.
5) There is ______ water.
Действия обучающихся (1 балл):
1) There is some cheese at home.
2) There are some oranges on the table.
3) Is there any juice at home?
4) There isn’t any chocolate.
5) There is no water.
10. Действия учителя: Составьте 4 предложения, используя местоимения some, any, no, чтобы рассказать, какие продукты обычно есть у вас дома, а каких нет.
Действия обучающихся (2 балла):
Примерные ответы:
1) There is some bread and butter at home.
2) There is some fruit at home.
3) There isn’t any chocolate at home.
4) There is no ham at home.
11. Действия учителя: Спросите у соседа, что у него есть дома из продуктов.
Действия обучающихся (3 балла):
Примерные вопросы и ответы:
1) Is there any bread at home? – Yes, there is. There is some bread at home.
2) Is there any milk at home? – Yes, there is. There is some milk at home.
3) Are there any bananas at home? – No, there aren’t. There aren’t any bananas at home.
4) Are there any carrots at home? – Yes, there are. There are some carrots at home.
12. Действия учителя: Что нового вы сегодня узнали?
Действия обучающихся: собственные высказывания.
За каждое выполненное задание обучающиеся получают баллы, максимальное количество 17 баллов.
С помощью заданий, основанных на индуктивном или дедуктивном способе формирования понятия, можно формировать лингвистические понятия у обучающихся, так как происходит установление причинно-следственных связей и выведение следствий. Обучающиеся анализируют объекты с целью выделения существенных признаков, сравнивают, подводят сами под определённое понятие, строят логическую цепь рассуждений. Думаю, что разработка учителем такого типа заданий, необходима для того, чтобы добиться предметных результатов с помощью логических универсальных учебных действий.
Литература.
- Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский язык с удовольствием Enjoy English: учебник для 4 кл. общеобраз.учрежд./ М.З Биболетова., О.А Денисенко., Н.Н. Трубанева. Обнинск: Титул, 2011. – 144с.
- Мартынец М.С. Достижение планируемых результатов по английскому языку в начальной школе: методические рекомендации под научн. Ред. Г.В. Раицкой / М.С. Мартынец. – Красноярск, 2016. – 68 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года “Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования” с изменениями и дополнениями от 26.11.2010г., 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.2015г., 31.12.2015 г.
- Примерные программы по учебным предметам Начальная школа В 2 ч. Ч. 2. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. 231 с. С.127-226 (иностранный язык).