В программе для начальных классов по физической культуре ведущее место занимают подвижные игры. Ведь подвижные игры в школе это есть ни что иное, как средство физического воспитания детей, и как игровой метод. Известный педагог П.Ф. Лесгафт подчёркивал, что игра, есть упражнения, с помощью которых ребёнок готовится к жизни.
Игровой метод придаёт учебному процессу привлекательную игровую форму с введением одного или нескольких игровых элементов. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые ситуации, соревнования с соблюдением правил игры, для достижения определенной цели.
Игра становится доступным средством, которое способствует быстрому овладению знаниями, умением и навыками по предмету “физическая культура”.
При проведении уроков в начальных классах, мне необходимо учитывать, что урок должен быть интересным, содержательным. Проводить с оптимальной нагрузкой, на высоком эмоциональном уровне. Использовать на уроке большой арсенал современных методов и приёмов обучения. Обучение двигательным действиям с учетом возрастных особенностей, а так же их заинтересованности. Самое главное не допускать формализма в работе. Использовать разнообразные формы обучения и естественно, добиваться результативности и воспитательного потенциала каждого урока.
Я считаю, что осуществить все эти задачи помогают именно подвижные игры и игры сюжетного характера.
Когда я готовлюсь к такому уроку, мне приходится тщательно продумать все этапы проведения урока, просмотреть специальную литературу, подобрать игры, которые соответствуют данной теме, какие наглядности, т.е. плакаты, инвентарь понадобится для этих игр и как расставить в зале оборудование и спортивный инвентарь. Когда подбираю игры, то стараюсь выбрать те, которые детям больше нравятся и наиболее им интересны.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Подвижные игры на уроках физического воспитания имеют большое оздоровительное значение для детей. Самое главное - это укрепление здоровья ребёнка. Содействие правильному телесному развитию. Вместе с тем отличается большая частота сердечных сокращений и более быстрый кровоток. Оживлённая деятельность сердечно-сосудистой системы соответствует более интенсивному обмену веществ, который мы наблюдаем у детей и который объясняется различными причинами: ростом и увеличением массы тела, большой подвижностью детей, формируется правильная осанка и форма позвоночника. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких, особенно полезны для здоровья подвижные игры на свежем воздухе, а в снежную погоду, игры на снегу.
Воспитательное значение подвижных игр.
Проводя подвижные игры с учащимися, передо мной раскрывается характер ребёнка, его умение переживать за свою команду, сопереживать за другую, как повышается работоспособность в экстремальной ситуации. Например, игра “Укради красное знамя” воспитывает патриотизм, взаимопомощь. Если это командная игра - проявляется и воспитывается коллективизм, класс сплачивается, появляются добрые отношения друг с другом. Если это игра, в условия которой входит “взяться за руки” девочке с мальчиком, то подвижные игры прекрасно устраняют комплекс во взаимоотношениях. Приятно видеть, как появляется азарт и это естественно способствует хорошей подготовке соревнованиям между классами рождается заинтересованность к соревнованиям. Желание не подвести свой маленький коллектив.
Подвижные игры дают превосходный стимул для участия всех учащихся класса в занятиях физкультурой. Они продуктивнее занимаются, лучше воспринимают материал, спокойно ведут себя на уроке.
Открытый урок.
Тема: “Методика проведения уроков физкультуры с использованием сюжетно-ролевой игры.”
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Формировать навык бега.
- Воспитывать быстроту и ловкость.
- Воспитывать выносливость и сообразительность,
ИНВЕНТАРЬ: обручи, скамейки, мячи, флажки.
Подготовительная часть (10 минут).
1. Построение, постановка задач урока.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы отправимся и побываем в “мире животных”.
Дети идут в колонну по одному в обход по залу.
УЧИТЕЛЬ: По дороге вы должны быть очень внимательны, особенно когда будем переходить улицы, (показывает детям красный флажок или говорит словами “красный”).
1. ДЕТИ: останавливаются.
УЧИТЕЛЬ: показывает желтый флажок или говорит “желтый”.
ДЕТИ: шагают на месте.
УЧИТЕЛЬ: показывает зелёный флажок или говорит “зелёный”.
ДЕТИ: продолжают ходьбу.
Подходят к гимнастической скамейке и разводят руки в стороны.
УЧИТЕЛЬ:
Чтоб попасть к животным в гости
Надо речку перейти
Нам поможет в этом мостик
Лучше средства не найти.
2. ДЕТИ идут по гимнастической скамейке друг за другом и подходят к обручам, лежащим на полу на расстоянии 30 см друг от друга.
УЧИТЕЛЬ; Много в царстве у животных разных кочек и пеньков, и сейчас преграды эти дружно мы перешагнём.
3. ДЕТИ ступают в середину обруча и перешагивают с высоким подниманием бедра и подходят к низким обручам на подставках.
УЧИТЕЛЬ: И совсем чуть-чуть осталось находиться нам в пути остаётся нам всего лишь сквозь пещеру перейти,
4. ДЕТИ, нагнувшись, переходят сквозь обручи друг за другом и выходят на небольшую часть зала, где разбросаны самодельные мячики.
УЧИТЕЛЬ: Плохо, что идем мы в гости а подарков не несём так давайте мы зверятам вкусных ягод наберём.
5. ДЕТИ начинают собирать мячики, наклоняясь за каждым мячом не сгибая колени. УЧИТЕЛЬ ходит с корзиной, а дети бросают туда мячики и выстраиваются в колонну по одному и подходят снова к скамейке.
УЧИТЕЛЬ: Пастух в лесу трубит в рожок, пугается русак. Сейчас он сделает прыжок,
ДЕТИ вместе: Мы тоже можем так!
6. и выполняют прыжки через скамейку змейкой друг за другом. Отходят от скамейки.
УЧИТЕЛЬ: Смотри скорей, который час, тик-так, тик-так, тик-так, налево - раз? Направо - раз!
ДЕТИ вместе: мы тоже можем так.
7. Выполняют наклоны в стороны, руки на пояс.
УЧИТЕЛЬ: Чтоб стать похожим на орла и напугать собак, петух расправил два крыла
ДЕТИ вместе: Мы тоже можем так.
8. и выполняют маховые движения руками вверх и вниз плавно, имитируя крылья.
УЧИТЕЛЬ: Под ногами мягко что-то. Ой! Попали мы в болото, повернёмся мы кругом и быстрей назад бегом.
9. И бегут в противоположную сторону в колонну по одному.
УЧИТЕЛЬ: А в трущобе этой, чтобы много шишек не набить в полуприседе придётся нам немножко походить.
10. ДЕТИ идут в полуприседе друг за другом в колонну по одному.
УЧИТЕЛЬ: Ну вот мы и пришли,
А сейчас мы вместе со зверями поиграем в игры.
Основная часть урока. (23 минуты).
Первую игру мы поиграем с медвежатами:
11. Игра “Два медведя”
На противоположных сторонах зала на расстоянии 10 м. ставим скамейки или чертим линии и отмечаем “дом” и “лес”. Выбираем двух водящих - “медвежат”. Остальные играющие - “дети”. Ребята располагаются в шеренгу за линией “дом”, а в середине площадки - “медведи”.
Медведи обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые,
Два медведя удалые
Один из них, указывая на себя, говорит:
Я медведь - острый зуб.
Другой:
Я медведь - чуткий нюх.
Ребята хором говорят:
Нет смелей нас детей,
Не боимся медведей!
После этих слов, ребята из “дома” бегут в “лес”, за черту на другую сторону, если стоит скамейка, то перепрыгивают через нее.
Медведи ловят их. Осаленные дети останавливаются и идут в “берлогу” к “медведям”. Затем ребята снова говорят свои слова и перебегают “домой”. После двух перебежек меняют “медведей”, которые больше всех осалили детей.
Наградить победивших “медведей” (самые ловкие и быстрые).
12. “По своим норам”,
По сигналу учителя “ВОЛКИ” - все “зайцы” - дети бегут в норы, в каждую нору по 2 человека.
Оставшиеся без “норы” – выходят. Каждый раз, убирая по одному обручу, пока не останется два победителя.
Наградить победителей (самый быстрый).
13. А сейчас мы узнаем, кто из вас знает и умеет отличать домашних животных от лесных и диких. Класс выстраивается в одну линию. Учитель выкрикивает или показывает карточки лесных зверей или домашних животных по одной, а дети бегут туда, где висит вывеска “дом”, если это домашнее животное, и бегут туда, где вывеска “лес”, если это дикое животное.
Наградить победителей (самый сообразительный или самый умный).
14. Заключительная часть. (7 минут)
УЧИТЕЛЬ: Да! Очень весело и интересно в “мире животных”, но нам пора возвращаться домой.
Построение в одну колонну, ходьба по залу с выполнением упражнений на дыхание.
УЧИТЕЛЬ:
С вами вместе мы гуляли,
Все преграды перешли,
Со зверями поиграли,
Чудно время провели.
А теперь вместе с утятами потанцуем их любимый танец.
Звучит музыка “Веселые утята”. После танца организованный выход из зала.
Влияние подвижных игр на физическое развитие детей.
Проведя наблюдения за первыми классами, и выбрав, по моему мнению, один из самых физически слабых, класс 1 Д, я провела небольшое исследование: как подвижные игры влияют на физическое развитие детей.
Прыжки в длину с места (рисунок 1)
- 1 кл. – 20 м
- 2 кл. – 22,5 м
- 3 кл – 25 м
Подтягивание, (мальчики) (рисунок 2)
- 1 кл. – 5 раз
- 2 кл. – 20 раз
- 3 кл – 25 раз
Метание малого мяча, в цель с 6 метров (5 попаданий) ( рисунок 3)
- 1 кл. – 7 раз
- 2 кл. – 28 раз
- 3 кл – 40 раз
Челночный бег 3 X 10 м. ( рисунок 4)
- 1 кл. – 16,5 с.
- 2 кл. – 12,5 с.
- 3 кл – 10 с.
Вис на перекладине, согнув локти (девочки) ( рисунок 5)
- 1 кл. – 25 с.
- 2 кл. – 45 с.
- 3 кл – 50 с.
Выводы.
- Подсчитав общее количество результатов, всего класса по четырём видам, составлены графики.
- Глядя на них можно сделать вывод, что за год у большинства учащихся, даже физически слабых, благодаря подвижным играм, улучшаются спортивные результаты, повышается интерес к физкультуре, к физическим упражнениям и тем самым улучшается успеваемость в целом.