Цели урока:
- Обучающие:
- Роль Ч.Дарвина в изучении искусственного отбора.
- Роль наследственной изменчивости при искусственном отборе.
- Понятия сорт, порода и их взаимосвязь с понятием вид.
- Обучение умениям ставить проблему и творчески искать ответ.
- Развивающие:
- Развивать логическое мышление, информационную культуру;
- Развивать и совершенствовать умение работать с источниками информации, анализировать ее и делать выводы; развитие креативных умений.
- Воспитывающие: воспитать интерес к научному познанию окружающего мира.
Задачи:
- Не давать готовые факты, а выйти на выделение основных положений учения Ч.Дарвина путем постановки проблемных вопросов.
- Привлечь учащихся к самостоятельной работе по поиску идей, выдвижению гипотез на предложенные вопросы об искусственном отборе.
- Развитие умений и навыков работы с компьютерными программами.
- Развитие коммуникативных умений – вести дискуссию, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.
- Закрепить умения работать на компьютере.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Техническое оборудование: Компьютеры, проектор, экран
План урока:
- Организация работы учащихся на занятие.
- Введение в тему.
- Актуализация знаний учащихся.
- Изучение нового материала.
- Выполнение лабораторной работы.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока, целей, задач.
2. Введение в тему.
Основной труд Ч.Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь”, в корне изменивший представление о живой природе, появился в 1859 году.
Дарвин вернулся из кругосветного путешествия убежденным сторонником изменяемости видов под влиянием условий обитания.
Данные многих наук это подтверждали.
Однако никто не наблюдал превращение одних видов в другие.
Поэтому Дарвин сосредоточил свои усилия на раскрытии механизма эволюционного процесса.
С этой целью он обратился к практике с/х Англии.
Английские фермеры к этому времени вывели множество новых пород животных и сортов культурных растений.
3. Актуализация знаний.
Внимание на экран. Посмотрим глазами Дарвина на достижения сегодняшних селекционеров. Это лишь некоторые формы, существующих ныне пород животных (слайды с рисунками пород кур и кроликов).
Изучение нового материала.
Общие черты пород (сортов) домашних животных (растений)
В ходе одомашнивания животные и растения претерпевали глубокие изменения. Чарльз Дарвин отметил: “что все группы одомашненных животных и растений обладают тремя общими свойствами”.
1-я черта
Каждая группа включает множество пород или сортов, то есть обладает большим разнообразием. Во времена Дарвина существовало 150 видов голубей, 350 пород собак, 120 сортов пшеницы. Проследив историю некоторых пород, Дарвин выяснил, что они произошли от одного или нескольких, но не более двух-трех диких предков. Так, он полагал, что все породы голубей происходят от дикого скалистого голубя. Все виды кур – от дикой курицы. А предками крупного рогатого скота были два вида туров. Предками собаки считались волк и шакал.
2-я черта
Прирученные животные (введенные в культуру растения) резко отличаются как между собой, так и от дикого прародителя. Например, из дикой капусты человеком были получены: цветная, брюссельская, кочанная, савойская, кольраби и другие, совсем не похожие на себя сорта.
Дикая капуста (слева) и сортовая капуста (справа)
Породы собак так сильно отличаются, что их можно принять за различные виды.
3-я черта
Все домашние породы животных и сорта растений строго приспособлены к нуждам человека. У них развиты те органы, которые используются в сельскохозяйственной практике человеком, из-за чего они слабо приспособлены для жизни в дикой природе. Например, фениксовые куры, выведенные в Японии, чрезвычайно декоративны. Но очевидно, что такие птицы не смогут существовать в дикой природе и не смогут спастись от хищника, и погибнут на воле. На основе этих наблюдений Дарвин пришел к выводу, что человек не только отбирал из дикой природы интересующие его виды, но и изменял их в нужном направлении, то есть осуществлял искусственный отбор.
Вопрос:
- Какие свойства живых организмов лежат в основе создания пород и сортов? (наследственная изменчивость, мутация)
- Сформулировать вывод: что такое искусственный отбор?
Искусственный отбор – это создание новых пород домашних животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами на основе наследственной изменчивости.
Лабораторная работа: "Выявление изменчивости у особей одного вида".
Цель: Сформировать понятие изменчивости организмов, научиться находить признаки наследственной изменчивости у представителей разных сортов растений и пород животных.
Ход работы
1. Рассмотреть предлагаемые изображения организмов, принадлежащих к одному виду. Выделить особенности внешнего строения, общие для всех представителей одного вида, а также особенности строения, по которым они различаются.
2. Проанализировать, по каким признакам проводился отбор, в результате которого были сформированы указанные в таблице сорта и породы.
3. Для контроля знаний дать ответы на тестовые вопросы.
4. Сделать вывод из проделанной работы.
Лабораторная работа выполняется в компьютерном классе или на уроках информатики по теме “Работа с биологическими моделями” с использованием электронного образовательного ресурса, размещенного по адресу: http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=183:2009-08-30-10-45-51&catid=45:10&Itemid=106,
Подведение итогов урока.
Вопросы:
- Почему так много различных сортов растений и пород животных?
- Каким образом образовались разные породы животных и сорта растений?
- Каждый сорт или порода
Дополнительные рекомендованные ссылки:
- Википедия (Источник).
- Википедия (Источник).
Список литературы
- Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2014.
- Беляев Д. К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2014. – 304 с.
- Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и др. – 5-е изд., стереотип. – Дрофа, 2012. – 388 с.
- Агафонова И. Б., Захарова Е. Т., Сивоглазов В. И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2012. – 384 с.