В процессе обучения каждый школьник должен овладеть определённой суммой знаний и приобрести умения самостоятельного учебного труда с использованием познавательного интереса и активности.
Методический подход к развитию познания заключается в показе образца действий, повторении его школьниками, применении этих способов действий с некоторой помощью учителя, например, по инструкции или по аналогичным заданиям, а затем при самостоятельном выполнении ими учебных заданий.
В программах по химии и биологии заложено обучение учащихся некоторым приёмам мышления: сравнению, выделению главного, обобщению, классификации и систематизации, а это используется при выполнении самостоятельных заданий и работ.
Большое значение в развивающем обучении имеют самостоятельные работы, где предусмотрены вопросы сравнения веществ и явлений по двум и нескольким признакам, выявление главных признаков изучаемых понятий или объектов.
Задания для самостоятельного выполнения применяют для проверки сформированности знаний (например, подтверждают понятия новыми примерами, объясняют ход решения задачи, химического эксперимента), для выявления умений устанавливать связи (например, между разными системами знаний в разных видах деятельности по химии, физике, биологии, математике), для проверки умения самостоятельного применения знаний в различных ситуациях.
На уроках химии используются знания обучающихся при выполнении заданий разного вида. Так, при изучении условий прохождения реакций ионного обмена можно применять следующие задания:
1) указать несколько способов получения сульфата бария,
2) объяснить условия протекания реакции,
3) назвать вещества, необходимые для проведения опытов,
4) спрогнозировать продукты реакции.
В теме «Оксиды. Кислород. Горение» на уроке «Оксиды» обучающиеся выполняют задания по взаимодействию кислорода с простыми веществами (фосфором, серой, углем, железом), пишут уравнения реакций. При рассмотрении вопроса об оксидах записываются уравнения реакций по свойствам оксидов. Ученики самостоятельно делают обобщающие выводы: при горении сложных и простых веществ получаются оксиды. Они указывают также, чем оксиды похожи – отмечают состав данных соединений. Овладение понятиями «оксиды» и «окисление» достигается и контролируется с помощью упражнений на уроках и в аналогичных домашних заданиях. Задания выполняются самостоятельно под контролем учителя с дальнейшей проверкой выполнения.
Примеры заданий:
1. Выпишите формулы оксидов из предложенного ряда веществ:
2. Составьте уравнения реакции горения метана и окисления сульфида магния.
3. Составьте уравнения следующих превращений:
Запишите значения определений «оксиды» и «реакции окисления», «окислитель», «восстановитель».
На уроке по теме «Кислород, его применение» закрепляются умения обучающихся применять знания при выполнении дифференцированных заданий.
Примеры заданий:
1. Запишите формулы известных вам оксидов.
2. Составьте уравнения, где в качестве исходных веществ выступают оксиды.
3. Составьте уравнения реакций получения оксидов из простых или сложных веществ.
На уроках «Состав воздуха», «Условия горения» применяются упражнения, где предлагается сделать предположения о способах применения оксидов на основе изучения их состава и свойств.
В курсе химии 9 класса используются задания для самостоятельного выполнения по реакциям электролитической диссоциации, ионному обмену, реакциям окисления - восстановления для проверки знаний, при работе с новым материалом, для закрепления и контроля знаний. Это применяется в темах о химической связи, свойствам металлов, процессов, связанных с металлами, об аммиаке, азотной кислоте, соединениях углерода, кремния, азота.
В 10 и 11 классах задания для самостоятельных работ применяются для формирования умений объяснять, прогнозировать свойства веществ. Школьники учатся самостоятельно объяснять связь строения и свойств органических веществ, их получения и применения в народном хозяйстве.
В курсе химии используются задания для развития химического языка.
1. Задания, позволяющие записывать знаки химических элементов, формулы веществ, читать записи уравнений реакций и разъяснять их смысл.
2. Задания, которые учат называть вещества, составлять уравнения химических реакций.
3. Задания по применению знаний химического языка и решению задач, опытов, прогнозу состава, строения, свойств, получения веществ.
Используются задания практического выполнения по плану или инструкции.
Очень большое значение имеют задания дидактического материала в биологии для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся. На занятиях используются задания, которые содержат вопросы, требующие при ответе на них анализа, сравнения, доказательства, формулирования определений, таблицы (в некоторых заданиях показаны примерные образцы их заполнения учащимися) и схемы, задачи, тексты, которые необходимо проанализировать, сделать выводы.
С целью лучшего усвоения знаний применяются задания:
1) для организации работы с учебником на уроке при изучении нового материала;
2) для закрепления и проверки усвоения знаний;
3) для организации самостоятельной работы дома.
При выполнении заданий для организации работы с учебником при изучении нового материала обращается внимание школьников на развитие умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умений находить ответы на вопросы в тексте параграфов, объяснять рисунки и схемы, выявлять главное в положениях теории. Задания помогают ученикам объяснять явления, проводить сравнения, делать выводы.
Задания для проверки знаний используются для самостоятельного выполнения при работе с материалом, трудным для усвоения, для получения дополнительной информации, обобщения знаний.
Задания для организации самостоятельной работы школьников применяются для использования дополнительной информации, обобщения знаний, развития самостоятельности в наблюдениях.
Задания для организации работы с учебником на уроке при изучении нового материала
Задание 1.
Заполните таблицу.
Роль К.Линнея в биологии.
Годы жизни учёного | Значение его работ |
Чем представления К.Линнея отличаются от современных взглядов |
|
|
|
Задание 2.
Заполните таблицу.
Роль Жана-Батиста Ламарка в биологии.
Годы жизни учёного |
Значение его работ |
Чем представления Ж.Б. Ламарка отличаются от современных представлений |
|
|
|
В чём противоречивость взглядов Ламарка на живую природу?
Задание 3.
Заполните таблицу.
Роль Ч.Дарвина в биологии.
Годы жизни учёного |
Какие работы написал, их значение |
Какие явления и законы были открыты? |
|
|
|
Задания для закрепления и проверки усвоения знаний.
Задание 1. В работе «Происхождение видов» Ч.Дарвин рассмотрел факторы, благоприятствующие искусственному отбору. Какие из перечисленных факторов он отметил и почему? Малочисленность породы, свободное скрещивание, устранение скрещивания, хороший уход за организмами, плохой уход за организмами, большой период времени, не большой период времени?
Задание 2. Основной путь наращивания производства зерна – повсеместное повышение урожайности. Какой преимущественно фактор (изменчивость, наследственность, искусственный отбор) может обеспечить этот подъём? Объясните ответ.
Задание 3. Какое значение для науки и практики имела дарвиновская теория искусственного отбора?
Задание 4. Какие из жидкостей проводят электрический ток:
а) вода дистиллированная,
б) вода водопроводная,
в) раствор серной кислоты?
Ответ объясните, используйте текст параграфа. Выпишите примеры заряженных частиц катионов и анионов; объясните, чем они отличаются между собой?
Задания для организации самостоятельной работы.
Задание 1. На рисунке 2 учебника изображены галапагосские вьюрки, описанные Ч. Дарвиным во время путешествия на корабле «Бигль». Составьте текст, поясняющий данный рисунок.
Задание 2. Заполните таблицу.
Рудименты и атавизмы у человека.
Рудиментарные органы | Атавистические проявления и признаки |
|
|
Задание 3. Пронаблюдайте изменения, происходящие в природе, с наступлением зимы, отметьте их в таблице.
Факторы внешней среды, имеющие ведущее значение | Примеры приспособлений растений |
Примеры приспособлений животных |
|
|
|
Задание 4. Объясните значение терминов по теме «Основы экологии», записи оформите в таблицу.
Термины к теме «Основы экологии».
Термины | Определение термина |
Значение в природе |
1. Экология |
|
|
2. Экологические факторы |
|
|
3. Оптимальный фактор |
|
|
4. Ограничивающий фактор |
|
|
5. Анабиоз |
|
|
6. «Биологические часы» |
|
|
Задание 5. Опишите:
1) физические,
2) химические свойства СО2;
3) применение СО2;
4) нахождение в природе.
Задание 6. Дать характеристику элементу № 16 по плану:
1. Название элемента, его порядковый номер.
2. Номер периода.
3. Номер группы, подгруппы.
4. Металл или неметалл.
5. Высший оксид.
6. Имеет ли летучее соединение с водородом?
7. Строение атома: заряд ядра атома, число протонов и нейтронов, количество орбиталей, общее число электронов, их расположение на орбиталях, число электронов на внешней орбитали, является ли внешняя орбиталь завершённой или нет?
Особое место в обучении занимают задания практического характера в химии и биологии. Эксперимент позволяет школьникам следить за ходом явления, повторять его. В процессе наблюдений, при самостоятельном выполнении опытов ученики лучше запоминают материал о свойствах веществ, приобретают умения работать самостоятельно, пользуясь планом или инструкцией, оформляют результаты работ.
На уроках химии и биологии используются самостоятельные работы по подготовке сообщений, докладов, рефератов, творческих работ по изучаемым и предложенным темам. При их подготовке обучающиеся используют дополнительную литературу, работают с текстом книги, составляют таблицы, схемы, рисунки, делают выводы, выделяют главную мысль в тексте. Такая форма работы используется в разделах разных наук. Например, при изучении деятельности учёных, при изучении законов и теорий, открытии химических элементов, при выяснении роли экологических факторов в природе; строении и жизнедеятельности организмов и т.д.
Итак, на результаты выполняемых работ школьниками влияют степень подготовленности к обучению, желание обучаться новому, участвовать в познавательной деятельности, самодисциплина и интерес к предметам.