Народно-прикладное искусство в коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разделы: Коррекционная педагогика


Группа продленного дня, в которой мы работаем, состоит из 15 детей. Дети  VI вида с сопутствующими осложнениями. Все они имеют речевые нарушения.

В ходе обследования, которое происходило в сентябре месяце, выяснилось, что

  • 90% детей страдает недоразвитием общей и мелкой моторики, нарушением  пространственной ориентировки;
  • 40% - недоразвитием слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
  • 80% - недоразвитием лексической стороны речи, т.е. низкий уровень представлений об окружающем, а также недоразвитием грамматической стороны речи.

Кроме того, следует отметить  несформированность психических процессов, таких, как внимание, восприятие, воображение, память, воля. Отсюда характерна значительная моторная неловкость, неусидчивость, быстрая истощаемость, утомляемость, отвлекаемость, нетерпеливость и заторможенность.

В связи с данными обследования была построена коррекционная работа. Одним из путей коррекции детей была выбрана арттерапия, вопросы которые рассматриваются в трудах психологов и педагогов.

Рисование является составной частью изобразительного искусства, которое используя цвет, форму, позволяет вести коррекционную работу. Оно  благотворно воздействует на эмоциональное состояние ребенка; также прослеживается его воздействие на стабилизацию психических процессов. Для более эффективной коррекции было выбрано русское народное изобразительное искусство, которое сильно образами, красками, смелостью, и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала воспитывает в детях чувство прекрасного. К тому же оно чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам.

Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по  замыслу и поэтому они легко воспринимаются детьми.
Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве: смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы. И все это близко и доступно детям.

Поэтому знакомство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с искусством Гжели стало для нас не случайным. Как вам известно, в изделиях гжельских мастеров используются сине-голубые цвета. Издавна считалось, что оттенки синего цвета успокаивают и расслабляют, служат для восстановления сил, выражают стремление к гармонии, связаны с самоанализом и самоуглублением. Данная работа позволила решить целый ряд коррекционных задач:

  • исправление и совершенствование речи детей;
  • развитие координации движений, мелкой моторики руки, пространственной ориентировки;   
  • снятие нервно-психического напряжения, развитие волевых качеств;
  • воспитание интереса к народно-прикладному искусству.

Вся работа проводилась в 3 этапа.

1 этап – Вводный.

Включал в себя знакомство детей с искусством гжельских мастеров, детям сообщались краткие сведения об истории гжельского промысла, характерных особенностях изделий, проводилось рассматривание репродукций, открыток с изображением произведений Гжели.

2 этап – Основной.

Включал в себя знакомство с элементами орнамента. С этой целью проводились занятия:

  • гжельский узор в полосе;
  • аппликация «Гжельская роза»;
  • рисование «Гжельская роза»;
  • роспись в форме.

Были проведены не только занятия по ИЗО – деятельности, но и  целый ряд занятий по развитию познавательных способностей и речи, т.е. рассматривание, сравнение и описание орнамента, предметов Гжели.

3  этап – Работа по замыслу.

Дети расписывали изделия из папье-маше, создавали композиции на разнообразные темы, например: «Сказочные паруса», «Подводное царство».

На каждом этапе осуществлялась целенаправленная коррекционная работа:

  • в лексику вводились слово по данной теме; детей учили рассказывать о назначении предмета, описывать ход своей работы над рисунком, изделием, подбирая глаголы – действия (например – рисовать, лепить), определенные формы слов (ведро – ведерко, Гжель – гжельский), признаки (длинный – короткий, узкий – широкий), при этом используя свои знания о цвете, форме (например, определить геометрическую форму в предметах обихода: тарелка, блюдце – форма гжельских изделий).
  • большое внимание уделялось развитию мелкой моторики, пространственной ориентировке на плоскости листа. Для этого использовалась специальная пальчиковая гимнастика (так например, для систематической тренировки тонких движений пальцев рук учим проводить карандашом линию от начала лабиринта до выхода из него; проводим 8-10 прямых линий, вырезать очерченный круг, прорисовка элементов в воздухе кистью, пальцем).

Для большей эффективности занятий проводились с использованием игровых приемов:

  • обыгрывание игрушек (мастер и мастерица), т.е. обучение каким-либо действиям;
  • обыгрывание рисунка (составить сказку, историю по рисунку), это направлено на анализ, оценку детских работ и  развитие воображения;
  • прием, когда изобразительная деятельность на занятии организуется по типу аналогичной деятельности взрослых, т.е. дети берут на себя роль художников.

Своеобразным итогом проделанной работы стал вечер досуга «Город Мастеров», где дети смогли обобщить, систематизировать полученные знания и применить их на практике.

Предварительные результаты занятий показывают, что народно-прикладное искусство является одним из  элементов в системе коррекционного обучения и воспитания детей VI вида. Проделанная работа еще раз подтвердила вышеуказанные утверждения и помогла решить ряд коррекционных задач.

У детей выработалось положительное отношение к занятиям, интерес к ним, что способствовало развитие волевых качеств. Дети научились расслабляться, т.е. снимать напряжение,  стали лучше оперировать предложениями, составлять рассказы, описывать, пересказывать.
Теперь мы можем с уверенностью сказать, что работая с детьми, страдающими нарушением опорно-двигательного аппарата, возможно и нужно использовать в их коррекции народно-прикладное искусство.