Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация “Персональный компьютер”
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Обучающие:
- систематизировать представления об основных устройствах компьютера и их функциях.
Воспитательные:
- формирование системного мышления;
- восприятия компьютера как инструмента информационной деятельности человека;
Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие творческой активности учащихся, логического мышления;
- развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, классифицировать.
Планируемые образовательные результаты
- предметные – знание основных устройств персонального компьютера и их актуальных характеристик;
- метапредметные – понимание назначения основных устройств персонального компьютера;
- личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом.
Решаемые учебные задачи:
1) систематизация знаний учащихся об основных устройствах персонального компьютера;
2) рассмотрение основных качественных и количественных характеристик устройств персонального компьютера (по состоянию на текущий период времени);
3) развитие представлений о компьютере как инструменте выхода в Интернет.
Основные понятия, изучаемые на уроке: персональный компьютер; системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память; жесткий диск; внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение.
Организационные формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение: учебник для 8 класса / Л.Л.Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие:
- Здравствуйте. Я рада видеть вас. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось до конца урока. Итак, начнем.
(приложение 1, слайд 1 – 3)
1 столбик учитель читает, а во 2 и 3 столбике учащимся нужно вставить слова в рифму.
Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Выдающийся французский философ, писатель и мыслитель Жан Жак Руссо утверждал: “Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению...”. Сегодня вы попытаетесь почувствовать себя великими людьми, доказать, что вы умные дети. (слайд 4)
2. Проверка дом. задания.
Учащимся предлагается кроссворд на карточках, ключевым словом которого является слово “компьютер”
По горизонтали.
1.Главное устройство ввода информации в компьютер.
2. Тот, с кого “списали” компьютер.
3. То, с чем работает компьютер.
4. Центральное устройство компьютера.
5. Там хранятся данные.
6. Синоним (второе название) жесткого диска.
7. Печатающее устройство.
8. Последовательность команд, которые надо выполнить компьютеру над данными.
Проверка – поменялись карточками, по цепочке
3. Сообщение темы урока.
- Скажите, так о чем мы сегодня будем говорить?
- Сформулируйте тему урока. (Персональный компьютер) (слайд 5)
- Что означает слово “персональный”?
4. Изложение теоретического материала.
- Тема урока “Персональный компьютер”. Запишите тему урока в тетрадь.
Персональные компьютеры (ПК) появились не так уж и давно, но распространились очень быстро и сейчас ими уже никого не удивишь. ПК объединяет в себе функции мощного калькулятора, пишущей машинки, станции связи, игрушки, также и аудио - видеоцентра. Кроме того, ПК, после своего появления, является основным инструментом для издательско-полиграфических производств. А что означает слово “компьютер”? (вычислитель)- На какие две группы можно разделить все устройства, входящие в состав ПК? (ввода, вывода)
- Какое устройство является главным в составе ПК? (системный блок) Почему? (потому что в его состав входит много устройств, к нему подключаются все остальные устройства)
(слайд 6, часть 1)
- Сейчас вы прочитаете в учебнике о том, что же находится внутри системного блока. (работа с учебником с. 61 – 62)
(слайд 6, часть 2)
- Перед вами находится системный бок (предварительно системный блок необходимо разобрать). Найдите, покажите в нем основные устройства: материнская плата, процессор, оперативная память, жесткий диск, дисковод, видеокарта, звуковая карта, блок питания, порты. На карточках подпишите названия найденных вами устройств.
- А теперь давайте посмотрим видеофрагмент и проверим, правильно ли вы указали составные части системного блока. (показ видеофрагмента “Мир информатики” 2 год обучения или показ флеш-ролика “Составляющие системного блока”) (приложение 2)
Рассказ учителя о внешних устройствах: клавиатура, мышь, монитор, принтер (слайд 7-11)
Рассказ ученика о дополнительных устройствах (слайд 12, часть 1).
Для ввода в компьютер всевозможных графических изображений и текстов непосредственно с бумажного оригинала используется сканер.
Ввод звуковой информации в компьютер осуществляется через микрофон, подключённый к звуковой карте.
Для вывода звуковой информации используются акустические колонки или наушники, которые подключаются к звуковой плате.
- Покажите эти устройства в классе.
- Ребята, а как вы думаете, какой минимальный набор устройств обеспечит вам работу на ПК? (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) (слайд 12, часть 2)
- Что нужно делать, если вы захотите, например, сочинять музыку? Или создавать фильмы? (подключать новые устройства)
- Как они будут подключаться? (к системному блоку)
- Значит, подключая новое устройство, мы с вами наращиваем систему устройств компьютера. Такое подключение имеет название “открытая архитектура”. Давайте посмотрим ролик “Открытая архитектура компьютера” (приложение 3)
Физпауза (последнее упражнение - моргание) (слайд 13 – 22)
5. Первичное закрепление.
Учитель сообщает о том, что такое ребус. Объясняет правила отгадывания ребусов. (слайд 23)
1. “Муравьишкины ребусы” (приложение 4, вариант 1: ребус 1, 2, 4, 7)
2. Задания из рабочей тетради №73, 74, 75 (приложение 5)
3. Выполнение Интерактивного теста на ПК (приложение 6).
6. Итоги урока.
- Возвращаясь к высказыванию Ж.Ж. Руссо скажите, почувствовали вы себя великими людьми?
Притча (слайд 24)
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: - Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: ”А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я добросовестно выполнял свою работу“
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием и
он ответил “А я принимал участие в строительстве Храма”
- Чем же сегодня занимался каждый из вас?
- Ребята! Кто из вас на уроке “возил проклятые камни”? (поднимите желтые карточки)
- Кто работал добросовестно? (поднимите зелёные)
- А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (поднимите красные карточки).
7. Рефлексия (слайд 25)
- Наш урок подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
- сегодня я узнал...
- было интересно...
- было трудно...
- я выполнял задания...
- я понял, что...
- теперь я могу...
- я почувствовал, что...
- я приобрел...
- я научился...
- у меня получилось ...
- я смог...
- я попробую...
- меня удивило...
- урок дал мне для жизни...
- мне захотелось...
8. Выставление оценок
9. Д.з.: п. 2.2, творческое задание: придумать ребусы по теме “Компьютер”, инд. задания (тем, у кого дома есть Интернет): РТ №80 (приложение 5)