Развитие креативной компетентности современного учителя-логопеда в процессе создания новых творческих продуктов: технология «De petits chefs d'oeuvre» («маленькие шедевры»)

Разделы: Информатика, Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Логопедия, Коррекционная педагогика, Дополнительное образование


В настоящее время неотъемлемой частью педагогической деятельности является умение творчески решать возникающие повседневные задачи. Инновационное образование актуализирует запрос на раскрытие творческого потенциала каждого педагога. Креативность, мобильность, инициативность требуются от каждого. “Моё представление, образ, его творческое обновление, индивидуальное создание и последующее преобразование длиною в целую жизнь” - вот кредо, которое выбирает думающий современный педагог.

Рождение нового понятия “креативная компетентность” явилось велением времени. “Созидание, сотворение”, вот что означает в латинском языке слово “creation”. “Творческий, созидательный” - так переводится с английского языка слово “creative”. В конечном итоге, это творческая сила или способность видеть передовые тенденции и переосмысливать традиционные образцы, создавая новые.

Дошкольное образование – первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной, выверенной, организации учебного процесса.

В связи с имеющимися проблемами в области дошкольного образования был разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).  В общих положениях закона о принятии ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, согласно которым:

Ребенок должен полноценно проживать все этапы детства – младенческий, ранний и дошкольный возраст. На каждом этапе важно динамическое развитие.

Процесс обучения и вся образовательная деятельность в целом должна строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Особенностью данного подхода также является то, что ребенок сам принимает активное участие в выборе содержания образовательного процесса.

  • Ребенок – полноценный участник образовательных отношений. Исходя из этого, между детьми и взрослыми (педагогами) должно быть полное содействие и сотрудничество.
  • Во всех видах деятельности должна поощряться инициатива детей.
  • Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна сотрудничать с семьёй.
  • Детей дошкольного возраста необходимо активно приобщать к социальным и культурным нормам, а также к семейным и общественным традициям.
  • Процесс обучения следует организовывать таким образом, чтобы у ребенка формировался познавательный интерес к различным видам деятельности.
  • Условия, требования и методы дошкольного образования должны соответствовать возрасту детей и особенностям их развития.

Итак, идеальная реализация дошкольного образования заключается в следующем: ребенок должен получить гармоничное всестороннее развитие с учётом его индивидуальных особенностей, при этом каждый этап обучения должен вызывать интерес и заканчиваться презентацией достигнутых успехов.

В 2014 году, в самом начале работы по внедрению ФГОС ДО, в муниципальном образовательном учреждении “Детский сад № 21 Советского района Волгограда”, была создана “Школа правильной речи”, в рамках которой работают кружок “Язык родной, дружи со мной”, творческая студия, логопедический и консультационный пункты. В основу программной деятельности “Школы” заложены наши авторские инновационные технологии обследования речевого развития ребёнка с помощью компьютерных технологий и средств (опыт работы выдвинут на соискание премии города-героя Волгограда в области образования – 2013) и презентации результатов на разных этапах работы “De petits chefs-d'?uvre”. Педагогическая рефлексия, развитие и рост средствами кино- творений” (опыт работы выдвинут на соискание премии города-героя Волгограда – 2017). А также пропедевтический курс основных понятий русского языка (Епифанова О.В. “Занимательный русский для дошкольников и младших школьников / Волгоград: Экстремум, 2006).

В “Школе” формируются коммуникативные компетенции детей, развивается их речь. Работа осуществляется в сотрудничестве с семьями воспитанников. Дети активно приобщаются к социальным и культурным нормам, а также к общественным и семейным традициям и ценностям. Процесс обучения и презентации результатов работы организуется с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Между детьми и педагогом формируется взаимопонимание, доверие. Происходит оптимизация процесса, переход от логопедического воздействия к логопедическому взаимодействию, повышение его результативности и продуктивности.

Наш девиз “Красивая речь – достояние нации”. Наш слоган:

“Слушать и внимать – друг друга понимать,
Красиво говорить – успешным в жизни быть,
Правильно писать – всегда преуспевать,
Полюбить читать – многое узнать,
Мечтать, творить – мир собственный открыть!”

Интенсивное развитие нашей Школы и кружка пришлось на годы, объявленные президентом России Владимиром Владимировичем Путиным “Годом культуры в России” (2014), “Годом литературы” (2015) и “Годом Российского кино” (2016). И это, во многом, помогло раскрыть потенциал наших учащихся и воспитанников.

Запечатлеть быстро убегающие мгновения дошкольного детства, расти, развиваться, совершенствоваться и добиваться успехов помогла наша технология, название которой “Маленькие шедевры” – “de petits chefs-d'?uvre”. Состоит оно из французских слов со следующим значением:

  1. сhefs (фр.) сущ m, pl – руководство
  2. oeuvre (фр.) сущ f –
  1. произведение, работа, дело, творчество, сочинение, творение
  2. (travail, ouvrage, re'alisation)

создание

строительство, сооружение, постройка

  1. (re'alisation, ouvrage)

детище

Для себя мы переводим название так: “Произведение творения”, “Создание детища”, “Сооружение творческой постройки”, “Руководство творческим делом”, “Сотворчество”.

Как родилась наша технология?

В ноябре 2014 года, за победой в конкурсе дигитальных (цифровых) технологий “Истории успеха - I”, от редакции “Психологической газеты” и Института практической психологии “Иматон” последовала награда – бесплатное обучение педагога дополнительного образования, учителя-логопеда МОУ “Детский сад № 21” О.В. Епифановой по программе повышения квалификации “Фототерапия. Использование фотографии в психологическом консультировании и психотерапии”. Руководитель программы – доктор медицинских наук, председатель Арттерапевтической ассоциации Копытин А.И. Изучив материалы курса, мы ещё раз удостоверились в том, что при работе с воспитанником в детском саду можно и нужно использовать семейный альбом или просто альбом личных фотографий. Как специальный приём формирования педагогической рефлексии с помощью цифрового фотоаппарата и web-камеры создали в логопедическом кабинете компьютерный фото-архив. Стали придумывать и воплощать с каждым ребёнком и его родителями дигитальные истории. Первой большой работой стал проект “Новогодние традиции моей семьи” (2014-15 уч. год). Затем была работа “Мы у дедушки спросили, что такое герб России”, выросшая в проект “С чего начинается “Родина...” (Здоровье и экология” 2016 № 11 (153))

Цель технологии в осуществлении психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и самоопределения воспитанников детского сада, в том числе, детей с речевыми нарушениями; нарушениями коммуникативной и когнитивной функций речи, формирование их общей культуры, повышение духовности, подготовка к участию в различных просветительских программах и акциях, конкурсах и фестивалях.

Видеоролики, видеоклипы, озвученные слайд-шоу семейных фотографий, буктрейлеры, созданные на киностудии Windows в программе Movie Maker – это и есть маленькие шедевры, “de petits chefs-d'?uvre”.

  1. Видеоклип, видеоролик или просто клип (от англ. clip) – непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Искусство съёмки и монтажа видеоклипов выделяют как отдельный короткометражный подвид киноискусства. По сравнению с короткометражным кино, клипы обычно имеют более “дробный” монтаж, и в них более часто используются спецэффекты.
  2. Буктрейлер (англ. booktrailer) – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. [1]

Приложение, с помощью которого мы работаем – киностудия Windows или Windows Movie Maker, Live Movie Maker – позволяет создавать и редактировать видеоролики. Редактор разработан для простого создания видеоклипа, в состав которого входят снятые на видеокамеру ролики, записанный на цифровой диктофон голос, музыка, фотографии, видеоэффекты и переходы. Эта фирменная программа для обработки видео разработана компанией Microsoft, прежде всего, для новичков. Несмотря на это, редактор пользуется большой популярностью, так как обладает интуитивно понятным интерфейсом и не требует особых знаний при обработке медиа - файлов.

Пакет программы довольно прост в использовании и, в первую очередь, рассчитан на создание любительских фильмов. Однако простота не является недостатком, скорее наоборот. Утверждают, что как редактор видео программа слабовата, но для создания наших продуктов подходит великолепно. Создание, монтирование и демонстрация фильмов непосредственно на домашнем компьютере – это то, что может делать пользователь – педагог, родитель – выполняя простые операции мышью.

Разработчиками были предусмотрены все необходимые инструменты для добавления заставок, а также вставки подписей и субтитров. Это позволяет оформить видео различными графическими эффектами, что довольно удобно в случае необходимости передать определенную атмосферу и стиль. Стоит отметить, что сохранение готовых роликов осуществляется в форматах WMV и AVI. Есть возможность изменения уровня громкости на любом отрезке воспроизводимого контента. Особенностью этой программы является автоматическое добавление названий и титров. Примечательно, что в приложении предусмотрена опция записи медиа- файла прямо с web-камеры.

Помимо этого, возможно добавление специальных эффектов, дикторского текста и музыки. После создания клипа, пользователь может сохранить его на жестком диске, записать на CD или CD-R диск, показать в домашнем кинотеатре, разослать родителям, друзьям и знакомым по E-mail, опубликовать в глобальной сети Интернет, разместить в социальных сетях, на видохостинги “Rutube”, “YoTube”. Также имеется функция переноса на DVD-камеру посредством стандартных инструментов операционной системы Windows.

Обрабатывать видео в Movie Maker достаточно просто. Изначально необходимо импортировать нужные компоненты: изображения, аудио и видео. При этом нужно помнить, что загрузка объемных файлов может занимать много времени.

Импортированное видео разбивается на отдельные фрагменты, которые пользователь может перемещать на полотно раскадровки. После загрузки всех элементов, можно приступать к оформлению ролика – добавлять уникальные эффекты и переходы. [2]. Видеоролики, созданные в этой программе, имеют оптимальный “вес” и не занимают много места.

А ещё эти ролики так нравятся ребятам! Дома они говорят с гордостью: “Мы снимаем КИНО!”. Родители верят и ждут наших маленьких шедевров, что бы радоваться вместе с нами:

  • “Большое Вам спасибо! Андрею интересны Ваши занятия, и самое главное - виден результат Вашей работы!!!” (Семён Стаценко, папа Андрея).
  • “Спасибо Вам большое за интересную и занимательную работу с нашими детьми!” (Екатерина Ольхова, мама Миши).
  • “Спасибо за фильм! Получилось здорово!!!” (Юлия Сакунова, мама Вити)
  • “Спасибо! Как здорово получилось!” (Ирина Никишкина, мама Кирилла)
  • “Здравствуйте! Большое Вам спасибо за работу!” (Денис Вершинин, папа Артёма”
  • “Какие вы молодцы, такую интересную работу проводите с детьми. Я для себя узнала много нового. Буду брать с вас пример и ваш опыт перенимать. Спасибо!” (Из комментария к записи “Технология презентации достигнутых результатов “De petits chefs-d'?uvre” на сайте http://infojournal.ru/2016/12/01/texnologiya-prezentacii-dostignutyx-rezultatov-de-petits-chefs-doeuvre/#comments).

Каких только клипов и буктрейлеров нет в нашей коллекции! Тематика очень разнообразна, названия интересны. А. Шибаев “Родной язык мой русский, как Родина родной”, “Бедный ослик” Французская народная песенка, “Баю-баю-баиньки” Русские народные колыбельные песенки, Г. Сапгир “Людоед и принцесса, или Всё наоборот”, Г. Сапгир “Небылицы в лицах”, М. Лермонтов “Бородино”, М. Яснов “Фотограф”, А. Неснов “Мой путь в чтении”, О. Епифанова “Добрый друг наш диктофон”, Русские народные загадки “Жар-птица и золотое перо”, С.Тетерин “Мы у дедушки спросили”, С.Лукьяненко “Подарок”, Э. Успенский “Разгром” и многие-многие другие.

Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии работы, является, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка и его наставника; тем самым ускоряет процесс работы над речью, процесс творческого роста. Задумка, замысел, осмысление композиционного решения нового ролика развивает и совершенствует креативные качества педагога, воспитанника и родителя. Мы становимся творцами, авторами; происходит наша профессиональная и личностная самореализация, растёт уровень нашей компетентности. Дети чувствуют этот переход своего наставника в новое качество. Желание взрослого разнообразить деятельность, сделать встречи интересными и познавательными, приводит потенциальных участников педагогического процесса к плодотворному общению, взаимопониманию. Помогает воспроизводить, воссоздавать особенности друг друга, развивая тем самым положительные личностные качества детей. “Творит” отношения педагога, учеников и их родителей в русле сотрудничества.

В целом, способствует оптимизации логопедического взаимодействия, умению правильно оценить имеющиеся ресурсы. Развивает память и творческие способности, воспитывает навыки контроля и самоконтроля, формирует мотивацию постоянного совершенствования, учит рефлексировать, ощущать себя членом единого образовательного пространства, и гражданином великой России.

Исподволь, незаметно с помощью наших проектов, публикаций, роликов, клипов, буктрейлеров создаётся единое открытое информационное пространство организации и имидж нашего детского сада на образовательном пространстве родного города и страны в целом.

Технология “De petits chefs-d'?uvre”. Педагогическая рефлексия, развитие и рост средствами кино- творений” была представлена на мастер-классе в рамках XII Международной конференции по альтернативному образованию “Педагогика искусства и искусство педагогики” (XII International conference on alternative education “Pedagogics and Art of Pedagogics”) 16-19 июня 2016 года в г. Хельсинки, Финляндия. Коллеги из Эстонии ласково называли наши кино- творения “мувиками”. Гости мастер-класса получили возможность продемонстрировать кино- творения своих питомцев. Общение было плодотворным. Участники КонференциАля передали пожелания творческого взросления талантливым юным россиянам из города-героя Волгограда.

28 октября 2016 года в рамках VI Международного семинара “Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии” учитель-логопед и воспитанники кружка провели для гостей творческую мастерскую, посвящённую Году Российского кино. И познакомили участников семинара с педагогической технологией “Маленькие шедевры” – “De petits chefs-d'?uvre”, продемонстрировав специальный набор методов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в коррекционно-педагогическом процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящих всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с минимально допустимой нормой отклонения.

В режиме реального времени на киностудии Windows в программе Movie Maker были записаны на диктофон стихи и созданы новые “мувики” воспитанников кружка “Язык родной, дружи со мной”: Бисингалиевой Миланы “Чёрно-белое кино” (Приложение 1), Коленченко Дарьи “Сильное кино” (Приложение 2), Вершинина Артёма “За двоих” (Приложение 3), Красиковой Алины “Выходной с бабушкой” (Приложение 4), Старых Софии “Петушков в кино” (Приложение 5), Никулиной Влады “Кинобуфет” (Приложение 6), Кадацкого Дмитрия “Я стану актёром” (Приложение 7).

2 ноября 2016 года в кинозал нашего детского сада были приглашены бабушки и дедушки, мамы и папы. “Пойдём в кино!”, так назывался наш праздник, посвящённый году Российского кино, о котором во всех подробностях рассказал позднее в рубрике “Эколошка” Волгоградский журнал “Здоровье и экология” (№ 12 (166), 2016) <Рисунок 1> <Рисунок 2>

Наши кино- творения мы с радостью продемонстрировали участникам секции “Роль гуманитариев в повышении качества духовной жизни общества” на VIII Международной научно-практической конференции “Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве” (Дагестан, Махачкала, 3-6 ноября 2016 года). (Приложение 8, Приложение 9)

Не успели оглянуться, а на пороге – 2017 – год Экологии в России! Чем встретить, чем ознаменовать его? Конечно, проектом “Живи, ёлочка”.

“Вместе с ребятами из старшей группы нашего детского сада решили изучить проблему, узнали всё о живых елях и искусственных ёлочках; обрядах, приметах, в которых фигурируют новогодние красавицы. Выучили загадки, пословицы, поговорки. Рассказали всем о том, какие новогодние традиции есть в наших домах. Девочки и мальчики подкрепили свои рассказы фотографиями семейных праздников. Выучили стихи о лесных и искусственных красавицах. И как всегда сделали фильмы на память о нашем первом в году Экологии проекте “Живи, ёлочка!” Стихотворение Ирины Токмаковой “Живи, Ёлочка” выучил вместе с папой Андрюша Стаценко. Стихотворение Виталия Татаринова “Серебряная ёлочка” выбрала Алёна Тахирова,. А Витя Сакунов, как герой стихотворения Сергея Михалкова “Событие”, решил украсить живую ёлку, но не дома, а на даче: “Не срубленная, целая, красива и крепка! Кто спас, кто разодел её? – Сынишка лесника” (Приложение 10).

А для чего нужно наряжать новогодние ёлки? Вы задумались? А вот наши ребята отвечают на этот вопрос быстро: для того, чтобы Дед Мороз оставил под ними свои подарки! И для того, чтобы загадать под ними желания. Какие? Самые сокровенные! О новых играх и игрушках – для себя! О здоровье – для бабушек и дедушек! О финансовом благополучии – для своих пап! О красоте – для своих мам! Об успехах в учёбе – для старших братьев и сестёр! О том, чтобы рождались в их семьях новые малыши! О мире без войн – для всех нас!” (“Здоровье и экология” 2017, № 2(168)) <Рисунок 3> <Рисунок 4>

Какие клипы к этому проекту у нас получились! Один другого лучше! Приложение То ли ещё будет...

Мы так много читаем с детьми стихов, загадок и сказок, что нам хочется говорить о нашей общей жизни в стенах родного детского сада, о самоценности каждого мгновения дорогого нам детства, о наших делах, проектах, шедеврах, творениях, словами из русских народных сказок: “Жили-были...”

И сами собой сочиняются строки:

“Какое счастье быть, а не казаться,
Природы проявленьям поражаться,
В звезду, травинку, ёлочку влюбляться...
Какое счастье жить!

Какое счастье быть, а не казаться
И в детях постоянно повторяться,
Учить добру, любить их, удивляться –
Какое счастье жить!

Какое счастье быть, а не казаться
Давать ребёнку в жизни окрыляться,
Успешно стартовать и развиваться –
Какое счастье жить!

Какое счастье быть, а не казаться,
В делах своих достойно воплощаться,
Дарить их людям, в жизни не теряться –
Какое счастье жить!

Какое счастье быть, а не казаться,
Любить, творить, дарить и удивляться
И в чьей-то памяти надолго оставаться –
Какое счастье жить...”

Литература.

  1. Киностудия Windows freeanalogs.ru/WindowsMovieMaker [Electronic resource]
  2. Программа Windows movie maker http://uzservis.ru/movi-meyker.html [Electronic resource]