Все победы в жизни начинаются с победы над собой.
Страх – нормальное человеческое чувство. Он может проявиться и перед реальной для человека опасностью, и перед чем-то неизведанным, незнакомым. Страх в плавании существует, сомнений нет. От него можно избавиться, если заставить себя побороть это чувство, преодолеть те многократно повторяющиеся “страшные” обстоятельства и в результате вырабатывается эмоциональная устойчивость к стрессу. На мой взгляд, этот подход должен использоваться и при обучении плаванию для воспитания психического спокойствия на воде.
По многолетним наблюдениям, могу с уверенностью сказать, что на поведение ребенка сильно влияет информация из внешнего мира. Если учесть, что дети слышат от взрослых “страшные” рассказы о гибели людей на воде, то в их сознании программируется: На воде опасно! Тонут! Раз это случается с другими, может случиться и со мной! Именно в детские годы у многих закладывается фундамент водобоязни. В.М. Бехтерев писал: “Вряд ли нужно говорить, что эмоция страха особенно вредна для здоровья ребенка… Беспомощный ребенок, по природе своей есть существо боязливое, стесняющееся. Всеми зависящими средствами необходимо вселять в него чувство бодрости, даже смелости, поясняя лишь в случае нужды, как и в чем надо быть осторожным”. Дети еще плохо управляют своей психикой, и об этом порой забывают взрослые, сея в сознании ребенка страхи, неуверенность в своих силах, это с годами приведет к тому, что вырастет нерешительная и боязливая личность. Важно помнить, бесстрашие к воде не возникнет в какой-то один момент. Как показывает статистика, самым эффективным средством предупреждений несчастных случаев на воде является обучение плаванию, соблюдению правил поведения на воде в любом водоеме и при любой погоде. Каждому: и взрослым, и детям нужно приложить максимум усилий силы воли и терпения. Нужно с детства убеждать детей, что они сильнее воды, не должны ее бояться.
На этапе начального обучения плаванию (2-4 года), прежде всего, должны быть включены приемы, помогающие ребенку адаптироваться к водной среде. Приучать их к простейшим передвижениям и продвижениям: по одному, группой, вдоль бортика, по кругу, на носочках и с высоким подниманием колен (игровой прием “Маленькие и большие ножки”); убегать и догонять в заданном или произвольном направлении (игровой прием “Ловишки”); прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед (“Веселые лягушки”, “Лошадки”). Далее дети должны освоить погружение под воду, задержав дыхание. Вот некоторые упражнения с элементами игры:
“Посмотри в колечко”
Дети стоят в воде по одному. В руках разноцветные колечки. По команде инструктора: “Посмотрите через колечко в воду, как через стеклышко”, - дети наклоняются и опускают лицо в воду.
“Сомбреро”
Дети стоят на дне. На воде плавает маленький надувной круг.
Играющие по очереди подходят к "шляпе" и нырнув под нее при вставании пытаются надеть ее на голову.
“Шапка невидимка”
Дети стоят в воде по одному. В руках разноцветные колечки.
По команде инструктора: “ Взяли в руки шапки-невидимки, подняли высоко над головой, вижу всех ребят. А теперь, одели и спрятались” (приседают под воду).
“Спрячься от жучка”
Дети стоят в парах, держась за колечко, подпрыгивают в воде, проговаривая стихотворение. Когда жучок появляется, нужно спрятаться от него под воду, не отпуская руки с колечком.
Жучок-паучок вышел на охоту.
Не зевай, поспевай, прячься под воду.
“Кораллы”
Дети стоят на дне бассейна, разделившись на две команды. На дно кидаются 20 тонущих предметов, окрашенных в два цвета - эти предметы считаются “кораллами”. Две команды по сигналу взрослого ныряют на дно и достают свои предметы. Команда, извлекшая со дна за одну попытку большее количество предметов - своего цвета, побеждает.
“Достань колечко со дна!”
Дети стоят у бортика. Инструктор, бросает в воду тонущие колечки и произносит:
Солнышко, солнышко, погуляй у речки!
Солнышко, солнышко, раскидай колечки!
Дети:
Мы колечки соберем, разноцветные возьмем!
Покатаем, поиграем – и назад тебе вернем!
После слов, дети передвигаются по бассейну, отыскивают на дне колечки, достают их и приносят инструктору.
Когда ныряние с опущенным в воду лицом и открытыми глазами станет уже привычкой, можно переходить к обучению выдохам в воду. Надо сказать, что большинство детей плохо владеют дыханием: вдох, как правило, носит судорожный характер, выдох слабый, неуверенный, иногда сталкиваешься с проблемой “хлебания” воды, что приводит к появлению кашля и рвоты. Существует огромное количество упражнений и игровых приемов позволяющих научить детей не пугаться сбитого дыхания, уметь успокоиться и преодолеть это состояние, координировать вдох и выдох в воду.
Приведу несколько примеров:
“Морской ветерок”
На воде плавают теннисные разноцветные шарики. Инструктор произносит:
Ветер по морю гуляет,
Шарик по волнам гоняет,
Чуть задует посильней-
Шарик поплывет быстрей.
Ребенку предлагается наклониться вперед и спрятать плечи под воду так, чтобы его подбородок касался поверхности воды. Пусть он сильно подует в сторону игрушки, при выдохе губы должны быть в виде “трубочки”. Дуть нужно до тех пор, пока в легких не останется воздуха, трогать шарики руками нельзя. (Делаем сильный ветер)
“Пройди под мостом”
Дети стоят на дне бассейна друг за другом, на поверхности воды плавает пенопластовый нудлс. Инструктор предлагает “пройти под мостом”. Дети идут друг за другом, подныривая под нудлс, не касаясь руками, и ртом выполняют выдох.
Используя всевозможные поддерживающие средства, важно научить ребенка всплывать и держаться в воде в горизонтальном положении (назовем это статическое плавание) и опускать лицо в воду.
“Морские звездочки”
Дети стоят в рассыпную в воде, держа в прямых руках нудлс. Инструктор предлагает задержав дыхание, лечь, опустить лицо в воду, поднять и выпрямить ноги, руками держаться за плавающий нудлс. Лежать без движений. (Вариант 2: выполнять в парах)
“Кто дальше?”
В руки детям дается любой плавающий предмет. По сигналу инструктора, оттолкнувшись от пола бассейна, дети выполняют скольжение (ногами шевелить нельзя) и выдох в воду. Тоже можно выполнять с доской за головой и лежа на спине.
Разучивая позу отдыха на спине, сначала можно отработать положение тела на суше: лечь на спину, слегка развести ноги и руки в стороны; расслабить мускулатуру; дышать спокойно, размеренно (вдох короткий, глубокий, выдох - задержанный, медленный). Важно обращать внимание на правильность положения тела ребенка на воде и предупреждать ошибки, допускаемые при лежании на спине: чрезмерно выставляются кисти рук, локти, живот из воды; не достаточно опущена голова; мышцы напряжены. Навык статического плавания дает ребенку возможность отдыха в воде, особенно необходимого в минуты психической напряженности или возникшей апатии от однообразных движений, или усталости мышц.
Повторенное многократно одно и тоже упражнение и действие всегда приводит к успеху, к радости ощущения победы над непреодолимым.
Важно помнить, в обучении плаванию необходимо постепенное усложнение заданий и проигрывание разных ситуаций сначала на суше, затем в воде.
Дальнейшее обучение плаванию (4-6 лет) начинается с освоения элементов техники плавания спортивными способами с вариантами дыхания. Вначале разучиваются движения руками способами: брасс, дельфин, кроль на груди, кроль на спине. Затем разучиваются движения ногами в последовательности: кроль на спине, кроль на груди, дельфин, брасс. На базе разученных элементов спортивных способов формируются сочетания движений руками и ногами с вариантами дыхания в облегченных способах плавания. Например, руки брасс - ноги кроль на груди с произвольным дыханием; руки брасс - ноги дельфин с выдохом в воду и др. Особое внимание обращается на медленное плавание с удлиненной паузой скольжения, направленное на изучение согласования движений с дыханием. Для стабилизации устойчивого навыка в отдельных периодах обучения ведется в воде углубленное разучивание, совершенствование, как отдельных элементов техники, так и полного согласования движений одним из облегченных и спортивных способов плавания.
При нахождении в воде, ребенок может попасть в сложные условия. Для психологической стабильности и безопасности, важно познакомить детей и с элементами прикладного плавания. В специально созданных игровых ситуациях детей учат принимать решения и действовать, оказывая посильную помощь на воде; плавать на одних руках, или плыть при помощи только ног, не помогая себе руками; плавать в темноте; плавать через холодный поток, не поддаваться панике.
“Доставь письмо”
Ребятам предлагается переплыть реку, держа в руке над водой письмо (игрушку), чтобы оно не намокло.
“Транспортировка куклы”
Аккуратно поддерживая за подбородок и голову так, чтобы лицо находилось над водой, транспортирует куклу к противоположному бортику.
“Плавание в одежде”
Если ребенок оказался в одежде в воде и до берега недалеко, то можно попытаться доплыть, не снимая одежды или избавиться от лишнего груза.
“Кусок бревна, доска”
Использовать как поддерживающее средство. Обхватив бревно или доску руками продвигаться с помощью ног способом “брасс” или “кроль”.
“Через водоросли”
На дне бассейна при помощи груза закрепляются любые искусственные растения, которые стесняют движения пловца. Детям объясняется задача: проплыть, освободившись от растений.
В заключение хотелось сказать, что бесстрашие на воде не возникает само собой. Предстоит упорная психологическая борьба и постоянные физические тренировки. Одному ребенку может понадобиться всего несколько недель, а другому несколько месяцев, чтобы выработать положительное эмоциональное состояние к водной среде. Освободившись от страха перед водной средой, обретя непотопляемость, подружившись и полюбив по-настоящему воду, каждый ребенок сможет овладеть основами плавания и совершенствовать свои умения.