Движение ученических производственных бригад в 60-80-х - годах прошлого века – это золотая страница в истории образовательных учреждений, целый образовательный и воспитательный пласт в российской педагогике. До настоящего времени они остаются эффективнейшей формой трудовой подготовки сельских школьников, их воспитания и развития в целом.
Изменение социально-экономической ситуации в стране в 90-х годах привело в упадок сельское хозяйство, которое являлось стержнем экономики страны, давало человеку материальные средства существования. Новые социально-политические и экономические отношения, складывающиеся в России, коренным образом изменили цели и задачи и системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Во главу угла ставятся интересы и познавательные потребности развивающейся и самоутверждающейся личности, отвечающей требованиям устойчивого демократического развития общества.
Важной задачей сельской школы всегда была подготовка молодёжи к работе на земле. В условиях становления рыночной экономики речь идёт о возрождении подлинной культуры земледелия и хозяйствования, лучших крестьянских традиций и обычаев. Это особенно важно, если иметь в виду произошедшие в последние годы резкое сокращение структуры.
Поддержка трудовой подготовки школьников нашла яркое выражение в постановлении губернатора Белгородской области № 710 «О самообеспечении сельских школ», в котором не только поставлена задача, но и предусмотрены крупные меры, в том числе материального и финансового порядка, по ее реализации.
Постановление дало новый импульс развитию имеющихся ученических бригад, созданию новых, заставило руководителей школ и предприятий агропромышленного комплекса всерьез заняться проблемами трудовой подготовки учащихся. Надо сказать, что и сама жизнь подталкивала нас к этому.
Село испытывало большие трудности, связанные с переходом к рыночной экономике. Материально - техническая база сильно устарела, не хватало горюче – смазочных материалов и семян сельскохозяйственных культур, резко сократились объемы производства продукции, ее себестоимость остается высокой. Все это привело к существенному ухудшению благосостояния населения, оттоку сельской молодежи в город. В нашей школе сохранили ученическую бригаду, созданную в 1974 году, ее производственную базу, и мы стараемся решать вопросы обучения, воспитания, социальной поддержки не только членов бригады, но и коллектива школы в целом.
В 1988 году было построено новое здание школы, и школа из основной была преобразована в среднюю. В то время только закончилось строительство новой школы. Не хватало ни материалов, ни рабочих рук. Учителю с учениками приходилось выполнять многие работы. Они убирали строительный мусор, проводили покраску и другие работы.
В ученической производственной бригаде учащиеся получают начальную допрофессиональную подготовку по избранным специальностям в области растениеводства. Учащиеся получают как теоретические знания, так и практические навыки и умения, занимаются опытнической и проектной деятельностью, определяются с выбором своей профессии.
Производственная деятельность УПБ органично сочетается с трудовым обучением учащихся школы и социально-культурной деятельностью членов УПБ. Взаимосвязь обучения с трудом, как педагогический процесс, осуществляется в самых различных формах и методах учебно-трудовой деятельности. В обучении раскрываются научные основы техники, технологии, организации и экономики производства, а в процессе труда – проявление на практике изучаемых законов и закономерностей.
Трудовой опыт учащихся, их творческие работы по изучению и овладению передовыми методами производства, в свою очередь, используются в учебном процессе.
Общая методическая структура соединения обучения с трудом включает следующие основные элементы.
- Вычленение из общей суммы знаний по различным предметам тех положений, которые применяют на практике в ученической бригаде.
- Подбор объектов сельскохозяйственного производства и определение содержания труда учащихся, в котором можно применить теоретические знания.
- Определение и постановка перед учащимися основных вопросов для решения проблемных учебно-практических заданий. Установление объема и порядка выполнения задания, организация наблюдений.
- Подведение итогов: проверка учителем промежуточных результатов труда и выполнения задания и подведение окончательных итогов.
Выработка у школьников умений применять теоретические знания на практике предполагает оказание постоянной помощи со стороны учителя. Она может выражаться в текущих и итоговых консультациях, беседах, проведения специальных занятий. Важно при этом сохранить наиболее высокий уровень самостоятельности учащихся при выполнении различных заданий.
Содержание производительного труда ученической бригады определяется в основном программами трудового обучения и производственной практики по выращиванию сельскохозяйственных культур. В процессе обучения мы руководствуемся следующими дидактическими принципами:
- прочность освоения школьниками знаний, умений и навыков;
- связь теории с практикой, научность, наглядность;
- систематичность и последовательность;
- доступность и посильность выполняемого труда для учащихся;
- воспитывающий характер деятельности, сознательность и активность.
Основными направлениями профессионального обучения учащихся в УПБ «Надежда» являются: подготовка водителей транспортных средств категории «В», подготовка трактористов категории «С», агротехническая учеба на базе фермерского хозяйства, занятия в объединениях по профилю. В УПБ работают детские объединения: «Мы и профессия», «Юннат», «Цветоводы», «Исследователь». Специальную теоретическую подготовку учащихся обеспечивают учителя и педагоги с высшим образованием, первой и высшей квалификационными категориями.
Производственная деятельность в бригаде осуществляется круглогодично с полным циклом агротехнических работ, от производства до реализации сельскохозяйственной продукции.
Члены ученической производственной бригады МБОУ «Архангельская СОШ» охвачены исследовательской и проектной работой, требующей неразрывности и взаимосвязи знания, труда, творчества, исследования, поиска. Учебно-исследовательская деятельность расширяет возможности для развития творческого и аналитического мышления, исследовательских способностей, формировании умения видеть и решать задачи и проблемы перспективного развития отраслей производства УПБ.
Учащиеся, овладевают методикой проведения опытов под руководством педагогов школы и специалистов фермерского хозяйства. В 2013 - 2015 годах в УПБ было заложено 15 учебных и полевых опытов по полеводству, овощеводству, садоводству и цветоводству.
Опытническая работа позволяет решить большое количество вопросов, как воспитательных, так и профориентационных, в результате опытнической работы у учащихся вырабатываются навыки наиболее эффективных методов соединения обучения с трудом через практическое изучение и творческое применение школьниками основ технологии на практике сельского хозяйства.
В то же время, следует отметить, что мы понимаем, что в современных условиях важно развивать опытническую работу и допрофессиональную подготовку будущих специалистов на основе использования современных технологий и агротехнических приемов, в тесном взаимодействии с сельскохозяйственными ВУЗами, и работаем в этом направлении. Пока такое взаимодействие осуществляется на основе индивидуальных и групповых консультаций, но в перспективе планируем перейти к договорным отношениям.
В МБОУ «Архангельская СОШ» Губкинского района на базе УПБ с 2011 года организовано и работает творческое объединение учащихся «Исследователь», которым руководит учитель биологии Мартышов Евгений Викторович. Материально техническая база УПБ «Надежда» позволяет создать условия для организации исследовательско–экспериментальной и опытнической работы обучающихся в области растениеводства и агроэкологии.
Приоритетным направлением деятельности объединения «Исследователь» является исследовательско-экспериментальная работа учащихся, широкое использование на занятиях натуральной наглядности, постановка наблюдений, опытов, экспериментов с живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов, организация самостоятельной работы учащихся играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.
На занятиях в объединении члены УПБ приобщаются к научным способам познания мира, осуществляют наблюдение за природными объектами и явлениями. Наиболее удобными для экспериментальной работы с детьми школьного возраста являются растения. Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за растениями способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности. Работая с растениями, дети усваивают трудовые навыки по уходу, пересадке и размножению растений. Эти навыки могут оказаться полезными в повседневной жизни и в будущей профессии.
При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов) данные опытов вносятся в дневники наблюдений. При анализе проведенной работы учащиеся сравнивают результаты опытов и наблюдений. Обработку результатов проводим после окончания опытов на основании записей. После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, учащиеся возвращаются к поставленным задачам и анализируют, как ответили ли на поставленные вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных опытов. Формулируя выводы, помним, что отрицательный результат - тоже результат, и он тоже отражается в выводах.
Следует отметить, что исследовательская деятельность является процессом двусторонним, строящимся как на потребностях учащихся, так и на активном привлечении обучающихся к исследованиям. Интерес к растениям, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразия живой природы, желания стать ее другом. У некоторых учащихся интерес к растениям может появиться в виде любознательности, у других он может быть более глубоким и устойчивым и в этот период важно поддержать возникший интерес и запастись большим усердием и терпением, чтобы достичь желаемого результата. В этот период важна индивидуальная работа учащихся в виде подготовки сообщений и рефератов.
Из педагогического опыта видно, что интерес к работе с растениями учащиеся проявляют с 5-7 класса, т.к. по мнению психологов, естественная потребность осмыслить всякое природное явление длится у детей недолго и этим надо своевременно воспользоваться, потому что позднее приходят новые интересы, иногда очень далекие от изучения природы. Если же любовь к естественным наукам прочна, она будет развиваться и дальше. В этом возрасте учащиеся обладают способностями активно усваивать информацию, происходит активный процесс мышления, словесная информация воспринимается вместе со зрительными образами. Именно в этом возрасте учащиеся самостоятельно стремятся к осуществлению практической работы. При выполнении заданий важно, чтобы учащиеся четко осознали его цель, содержание, последовательность действий, предполагаемый результат (гипотезу).
Темы исследовательской работы формулируются совместно с детьми. Главное, чтобы выбранная нами тема была актуальна в настоящее время и имела практическое значение. Исследовательская работа проводится в течение 2-3 лет, для того чтобы закрепить результат работы, дать оценку работе, просчитать все «+» и «-», т.к. на результат влияют много факторов, таких как температурный режим, влажность воздуха и почвы, погодные условия и даже настроение человека.
С 2012 года в зимнее время проводится исследовательская работа по выгонке цветочно-декоративных культур. Выполнена работа на тему "Влияние характера субстрата на сроки выгонки нарциссов". В данной работе было показано отличие в прохождении фенофаз у растений, выращиваемых в гидропонике и на почвенном субстрате. Наши наблюдения показали, что выгонку нарциссов целесообразно проводить в почвенной смеси. Как оказалось, прохождение фенологических фаз у почвенной культуры нарцисса происходит быстрее, чем у гидропонной культуры, что позволяет при одинаковых сроках закладки получить цветущие растения гораздо раньше. С этим опытом ребята заняли первое место на муниципальном уровне.
Кроме выставки выгоночных культур мы с детьми участвуем в ежегодной конференции школьников, проводимой заповедником "Белогорье" в поселке Борисовка. Были представлены работы «Изучение состояния ценопопуляции адониса весеннего на территории Губкинского района» (2013-2015 год), «Изучение популяции купальницы европейской на территории лесного массива села Архангельское (2014-2016 год).
С 2012 года юные опытники работают по теме "Семенное и вегетативное размножение лаванды узколистной в условиях Губкинского района". Лаванда узколистная перспективна для введения в культуру в средней полосе России. Здесь она проходит полный цикл развития, нормально цветет и плодоносит. Не наблюдается гибели растений в результате зимовки. В опыте освоено семенное размножение растений лаванды узколистной и вегетативное размножение зелеными черенками. Причем второй способ не требует больших материальных затрат, так как лаванда достаточно хорошо размножается зелеными черенками. Кроме этого в работе проведены и описаны эксперименты по изучению фитонцидных свойств эфирного масла лаванды. Данная опытническая работа заняла первое место в региональном этапе конкурса "Юннат" и была представлена на всероссийской конференции "Юннат", где заняла пятое место.
Начиная с 2014 года члены УПБ работают над проблемой изучения влияния деятельности человека на состояние почвенного покрова в пределах села Архангельское. Исследовательская работа «Влияние деятельности человека на свойства черноземов с. Архангельское Губкинского района Белгородской области» принимала участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Шаги в науку – Калуга», где заняла 3 место.
В 2015 году в звене «Цветоводство» провели исследование по проблеме вегетативного размножения калины обыкновенной. Работа заняла первое место на муниципальном этапе конкурса «Юннат».
Проведена работа по постановке опытов в овощеводстве: «Пасынкование томатов, как один из способов повышения урожайности томатов на пришкольном участке», "Влияние обрывания пера на урожайность лука-севка", «Влияние внесения калийных удобрений на урожайность белокочанной капусты», «Влияние предпосевной обработки посадочного материала на урожайность картофеля сорта «Виктория».
Высокая результативность исследовательских работ способствует повышению у обучающихся самооценки, развитию познавательной активности, заинтересованности в сельском хозяйственном производстве. Выработка таких качеств, безусловно, способствует профессиональному самоопределению обучающихся.
Участие в работе бригады делает детей целенаправленными, формирует у них волю к победе, настойчивость, стремление добиваться поставленных целей, закаляет и делает молодежь более жизнеспособной и сильной физически. Исследовательская работа в бригаде способствует соединению обучения с производственным трудом, вызывает потребность в применении знаний в практической деятельности.
В последние два года в УПБ «Надежда» начало развиваться такое перспективное направление деятельности, как плодоводство и декоративное садоводство. Заложен плодово-ягодный сад, на площади 0,2 га высажено 48 шт. саженцев яблонь 24 сортов, как перспективная база для исследовательской работы учащихся УПБ по плодоводству.
Значительное внимание в УПБ уделяется развитию питомника, где выращиваются сеянцы и саженцы деревьев и кустарников, как одно из направлений участия в программе «Зеленая столица», реализуемой на Белгородской области. Выращено в 2015-2016 году 1000 шт. саженцев каштана, калины, акации, дуба.
Планируется расширение площади питомника по выращиванию саженцев плодовых и декоративных культур. Выращенные саженцы будут реализовываться местному населению, т.к. в последнее время увеличился спрос на данный посадочный материал. Кроме этого, начата опытническая работа по плодоводству «Влияние различных подвоев на продуктивность и товарные качества сортов яблонь в условиях села Архангельское Губкинского района»