Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами краеведения

Разделы: Начальная школа


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность  – целенаправленный процесс развития личности, воспитания – гражданина и патриота, посредством реализации дополнительных  образовательных программ. Внеурочная деятельность даёт   возможность ребёнку  проявить и развить свои интересы на основе свободного выбора.

Старинные  русские города богаты интересной историей и самобытной культурой, природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы.

В результате внеурочной    деятельности у учащихся формируется  представление об историческом  прошлом,  сохраняются традиции, воспитывается уважение к  людям, которые живут рядом. Дети учатся  бережно относиться к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Происходит развитие личности ребенка путем активизации познавательных способностей, формируется устойчивый интерес к исторической науке и краеведению в частности.

Для реализации программ внеурочной деятельности используются различные  формы работы : беседы, экскурсии, практические занятия, игры, выставки, концерты, исследовательские проекты, конкурсы.

Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках,  различных учреждениях и предприятиях города, в парках и скверах, рядом с памятниками истории и культуры.
Дети узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения. Знакомятся с окружающим их социальным миром, встречаются с очевидцами исторических событий, знакомятся с интересными людьми. Формируется позитивное отношение школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности. Активизируются межличностные отношения.

В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, показать уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своему родному краю. Учащиеся приобретают опыт исследовательской  деятельности, готовят публичные выступления, участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах, концертах, соревнованиях, выставках, школьного, муниципального и регионального уровня.

При подготовке проектов учащиеся:

  • учатся осуществлять поиск необходимой информации с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
  • осуществляют запись выборочной информации о себе и окружающем мире, используя  ИКТ;
  • учатся выражать речь в устной и письменной форме.

Оценка достижений обучающихся происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” поступают результаты исследований, проекты, творческие работы, награды.

В конце года  для родителей проводят творческие отчёты по курсу внеурочной  деятельности.

Одним из важных направлений  внеурочной деятельности является спортивно-оздоровительное.

На  внеурочных занятиях есть большие возможности проводить,  игры, соревнования, праздники на свежем воздухе, организовывать встречи со спортсменами, посещать спортивные мероприятия в родном городе.

Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, формировать здоровый образ жизни.

Внеурочная деятельность способствует воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Отечеству.

Программа внеурочной деятельности имеет все условия для системы преемственности деятельности школьников в начальной и средней школе.

Российский академик Д.С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к  родному  краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”.