Занятие логопеда для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет с ОНР по теме «Родственные слова»

Разделы: Логопедия


(Слайд 2) Презентация.

Цель: сформировать представление о родственных словах;

Задачи:

  • формировать навык морфемного анализа и синтеза;
  • формировать операции слогового, фонемного анализов;
  • научить различать однокоренные и родственные слова;
  • группировать словарь родственных слов в семантических полях;
  • развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения;
  • развитие зрительной и слуховой памяти на линейный ряд;
  • развитие произвольного внимания.

(Слайд 3)

Формирование представлений о родственных словах.

Группировать словарь родственных слов в семантических полях;

«На дереве висят плоды со словами. В корнях дерева находится слово, из которого и появились плоды на дереве."

Путем использования навыков фонемного анализа определяется мотивируемое слово. Для этого нужно подобрать слово к звуковой схеме.

(Слайд 4)

Приглашение к игре.

(Слайд 5)

Определение мотивируемого слова путем использования навыка фонемного анализа;

«Какое же слово лежит в корне дерева? Отгадай его! Чтобы его узнать, мы должны подобрать слово к звуковой схеме.»

(Слайд 6)

- слоговой анализ;

- фонемный анализ: определение первого звука, его характеристика (согласный, твёрдый, звонкий)

СЕНО, ЧАЙ, ВОДА.

(Правильное слово на слайде увеличивается в размере, неправильные – исчезают)

(Слайд 7)

- сформировать навык нахождения производного слова в долговременной памяти;

- работа над семантикой;

- формирование навыка морфемного анализа и синтеза.

«Какие же слова выросли из слова ВОДА? Плоды надо соединить и прочитать слово. Начало всегда одинаковое - ВОД (ВОДО), а конец слов – под деревом, прочитайте их»:

ИЧКА, НЫЙ, ЯНОЙ, ПРОВОДЧИК, РОСЛИ, ВОЗ, ХРАНИЛИЩЕ, ЛАЗ.

(Слайд 8)

«Давайте попробуем отгадать, какие же слова у нас выросли? Для этого вам надо правильно ответить на мой вопрос и подобрать вторую половинку слова.

Как назвать воду ласково? - Вод-ичка. Соедините две половинки. Прочитайте слово.

Какой вы знаете транспорт?-  Вод-ный.

Как называется растение, которое растет под водой? - Водо-росли.

Вода падает с горы ? – Водо - пад

Как называют сказочное существо, которое живет в воде? -  Вод-яной.

Кто воду проводит? -  Водо - проводчик.

Где вода хранится? - Водо - хранилище.

Кто работает (лазает) под водой? - Водо - лаз.

(Слайд 9)

Соединение половинок слов в слова на слайде

(Слайд 10-11)

- закрепить представление о родственных словах.

- научить различать на слух родственные слова в речевом потоке.

«Послушайте стихотворение и назовите родственные слова»:

Там, средь водорослей нежных
Много рыбок безмятежных
А хозяин-водяной
Охраняет их покой. 

На водонапорной башне
Водяной один сидит
И на водные просторы
Строго-строго он глядит

На дворе  мороз трескучий
Вышла Оля на крыльцо
Чтобы нос не обморозить
Закрывай скорей лицо
Я люблю морозный воздух
И мороженое люблю
И зачем нам морозилка
Всё никак я не пойму.

По дороге шли две мышки
И держали в лапках книжки
Шел навстречу им медведь
«Дайте книжку посмотреть».
«Ах. Какой ты книголюб
Нам такой приятель люб
Интересный книжный мир
Нам приятнее, чем сыр».

(Слайд 12)

- развитие мыслительных операций (анализа, обобщения) на материале однокоренных и родственных слов;

- семантический анализ;

(Слайд 13)

«Прочитайте  пары слов.  Отправьте родственное слово к его дереву». (лес, рисунок, море, гора, вода).

«Объясните, почему вы отправили это слово к дереву?»

Морской -морс.
Леска – лесник.
Моряк- морковь.
Водить – водный
Горько – горка
Горный – горюшко
Пригорок – горевать
Рисовать – рисовая.

(Слайд 14 - 15)

«Найди среди картинок те, про которые мы говорили». С какого дерева эти слова? Назовите.»

Водяной, водоросли, водопроводчик, водопад, книголюб, морозилка, моряк.

«Почему отправили к этому дереву?» (Море-вода-мороз-книга)