(Слайд 2) Презентация.
Цель: сформировать представление о родственных словах;
Задачи:
- формировать навык морфемного анализа и синтеза;
- формировать операции слогового, фонемного анализов;
- научить различать однокоренные и родственные слова;
- группировать словарь родственных слов в семантических полях;
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения;
- развитие зрительной и слуховой памяти на линейный ряд;
- развитие произвольного внимания.
(Слайд 3)
Формирование представлений о родственных словах.
Группировать словарь родственных слов в семантических полях;
«На дереве висят плоды со словами. В корнях дерева находится слово, из которого и появились плоды на дереве."
Путем использования навыков фонемного анализа определяется мотивируемое слово. Для этого нужно подобрать слово к звуковой схеме.
(Слайд 4)
Приглашение к игре.
(Слайд 5)
Определение мотивируемого слова путем использования навыка фонемного анализа;
«Какое же слово лежит в корне дерева? Отгадай его! Чтобы его узнать, мы должны подобрать слово к звуковой схеме.»
(Слайд 6)
- слоговой анализ;
- фонемный анализ: определение первого звука, его характеристика (согласный, твёрдый, звонкий)
СЕНО, ЧАЙ, ВОДА.
(Правильное слово на слайде увеличивается в размере, неправильные – исчезают)
(Слайд 7)
- сформировать навык нахождения производного слова в долговременной памяти;
- работа над семантикой;
- формирование навыка морфемного анализа и синтеза.
«Какие же слова выросли из слова ВОДА? Плоды надо соединить и прочитать слово. Начало всегда одинаковое - ВОД (ВОДО), а конец слов – под деревом, прочитайте их»:
ИЧКА, НЫЙ, ЯНОЙ, ПРОВОДЧИК, РОСЛИ, ВОЗ, ХРАНИЛИЩЕ, ЛАЗ.
(Слайд 8)
«Давайте попробуем отгадать, какие же слова у нас выросли? Для этого вам надо правильно ответить на мой вопрос и подобрать вторую половинку слова.
Как назвать воду ласково? - Вод-ичка. Соедините две половинки. Прочитайте слово.
Какой вы знаете транспорт?- Вод-ный.
Как называется растение, которое растет под водой? - Водо-росли.
Вода падает с горы ? – Водо - пад
Как называют сказочное существо, которое живет в воде? - Вод-яной.
Кто воду проводит? - Водо - проводчик.
Где вода хранится? - Водо - хранилище.
Кто работает (лазает) под водой? - Водо - лаз.
(Слайд 9)
Соединение половинок слов в слова на слайде
(Слайд 10-11)
- закрепить представление о родственных словах.
- научить различать на слух родственные слова в речевом потоке.
«Послушайте стихотворение и назовите родственные слова»:
Там, средь водорослей нежных
Много рыбок безмятежных
А хозяин-водяной
Охраняет их покой.На водонапорной башне
Водяной один сидит
И на водные просторы
Строго-строго он глядитНа дворе мороз трескучий
Вышла Оля на крыльцо
Чтобы нос не обморозить
Закрывай скорей лицо
Я люблю морозный воздух
И мороженое люблю
И зачем нам морозилка
Всё никак я не пойму.По дороге шли две мышки
И держали в лапках книжки
Шел навстречу им медведь
«Дайте книжку посмотреть».
«Ах. Какой ты книголюб
Нам такой приятель люб
Интересный книжный мир
Нам приятнее, чем сыр».
(Слайд 12)
- развитие мыслительных операций (анализа, обобщения) на материале однокоренных и родственных слов;
- семантический анализ;
(Слайд 13)
«Прочитайте пары слов. Отправьте родственное слово к его дереву». (лес, рисунок, море, гора, вода).
«Объясните, почему вы отправили это слово к дереву?»
Морской -морс.
Леска – лесник.
Моряк- морковь.
Водить – водный
Горько – горка
Горный – горюшко
Пригорок – горевать
Рисовать – рисовая.
(Слайд 14 - 15)
«Найди среди картинок те, про которые мы говорили». С какого дерева эти слова? Назовите.»
Водяной, водоросли, водопроводчик, водопад, книголюб, морозилка, моряк.
«Почему отправили к этому дереву?» (Море-вода-мороз-книга)