Задачи.
- Дать понятие исторического жанра в изобразительном искусстве и определить причины, по которым художники разных времен и народов обращались к исторической теме, определить значение произведений исторического жанра.
- Развить умения и навыки при работе с графическими и живописными материалами в процессе создания эскиза на историческую тему.
- Развить эстетическое отношение к действительности, эмоционально- ценностное восприятие произведений художников и уважение к работе мастеров.
Оборудование.
- Репродукции картин, скульптур с изображениями произведений:
- И.Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Бурлаки на Волге”, “Иван Грозный и сын его Иван”; В.И.Суриков “Утро стрелецкой казни”, “Боярыня Морозова”, “Переход Суворова через Альпы”, В.Васнецов “Царь Иван Грозный”; М.М. Антокольский “Иван Грозный” О. Роден “Граждане Кале”; П.Д. Корин “Александр Невский”; А.Дейнека “Оборона Севастополя”, Рембрант Ван Рейн “Ночной дозор”; Ж.Л.Давид “Клятва Горациев” и др.
- Образцы рисунков и таблиц педагога.
- Детские работы.
- Музыкальные фрагменты произведений М.Мусоргского, А. Лядова.
- Компьютер, проектор. Презентация к уроку “Исторический жанр. Процесс создания картины”. (Приложение 1)
Материалы.
- Бумага, картон, карандаш, кисти, акварель, сангина, сепия, восковые мелки.
Задание.
- Зарисовки и эскизы для создания коллективной композиции на историческую тему.
План проведения уроков.
Урок 1
I. Организационный момент.
II. Объявление темы урока. Определение задач урока.
III. Исторический жанр в изобразительном искусстве. Знакомство с новым материалом, беседа с просмотром презентации.
IV. Обсуждение произведений художников. Изобразительный анализ композиции картины.
Урок 2
I. Процесс создания художественного произведения. Этапы работы над картиной.
II. Практическая работа
- показ учителем приемов работы с графическими материалами
-создание учащимися эскиза-идеи на историческую тему.
III. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.
Урок 1
I. Организационный момент.
II. Объявление темы урока. Определение задач урока
III. Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Исторический жанр посвящается изображению значимых исторических событий, явлений, военных деятелей. В основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если современниками признано их историческое значение.
Он часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историко-бытовые изображения), портретом (деятели прошлого, портретно- исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Но особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии (сражения, битвы), военные события.
Исторический жанр может быть представлен и в живописи, и в скульптуре и в графике (ученики рассматривают репродукции, иллюстрации в книгах, слайды презентации, учитель называет авторов и названия картин и скульптур). (Приложение 1)
Истоки возникновения исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных событиях переплетались с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте - рельефы и росписи стен на темы битв, походов, путешествий, побед правителя и его войска. В древней Греции – мифические темы и образы на вазах, на рельефах, в Риме - рельефные изображения сцен венных триумфов. В средневековой Европе религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальным событиям придавался священный смысл (рисунки ковров, миниатюры).
Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе (14-16 века), чему способствовала вся культура гуманизма и пробуждение интереса к историческим знаниям (настенные росписи с изображением битв и реальных событий).
К 17 веку в искусстве уже окончательно оформились жанры (особенно- с появлением станкового искусства) и исторический жанр занял ведущие позиции в классицизме. Утвердилось мнение, что этот жанр - высокий, включающий и исторические сюжеты, и религиозно- мифологические сюжеты. Композиции представляли античных героев и властвующих монархов (показ репродукций.).
В России исторический жанр получил развитие в 18-19 вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями. Особая роль принадлежала большой по размеру тематической картине, скульптурным памятникам и портретам на тему войны 1812 г. Выдающимися мастерами исторической живописи были К.Брюллов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.М. Васнецов, Н.Н.Ге и другие (показ репродукций).
В 19-20 веках художники в произведениях исторического жанра отразили события многих революций, борьбу с фашизмом, события освободительных движений в разных странах
(О.Роден, П.Пикассо, М.Греков, А.А. Дейнека, П.Д. Корецкий и др.) (Приложение 1)
IV. Обсуждение произведений художников. Изобразительный анализ композиции картины.
Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.
Три произведения исторического жанра: скульптура М.М. Антокольского “Иван Грозный”, портрет В.Васнецова “Царь Иван Грозный” и картина И.Репина “Иван Грозный и сын его Иван”.
Они показывают нам одного человека- Ивана Грозного, находящегося в разных жизненных ситуациях, изображенного с разных позиций авторов произведений.
На портрете В.Васнецова- это великий царь, правитель, властный человек, а на картине И.Репина царь испуган, охвачен ужасом. Это видно и по выражению лица, по жестам.
Это уже не властелин и самодержец, а просто человек, отец, совершивший под влиянием эмоций убийство собственного сына, осознавший это и раскаявшийся.
Картина показывает страшную сцену, но призывает к милосердию и добру.
В этом великая сила искусства: через противоречие дойти до души человеческой и донести призыв о добре и сострадании.
Следующая работа-скульптура М.М. Антокольского “Иван Грозный”. Здесь герой как будто уставший, состарившийся и уже не такой грозный. Здесь – другой образ царя (хотя рука все еще сжата в кулак), он с опущенной головой, постаревший, в раздумье.
Три произведения и три разных образа одного человека. Сила искусства помогает понять не только, что и как изображено, но и задуматься о себе и своих поступках.
Почему художники обращаются к историческим событиям?
На всех картинах изображены реальные исторические события. Художникам это очень интересно - путешествовать по миру и по временам. Зритель вместе с художником начинает тоже путешествовать и узнает, как жили люди, какие события происходили, за что боролись и какие были герои, какие вещи и предметы окружали людей, узнают об архитектуре и природе. Кроме того, художник доносит до зрителей свое собственное мнение и отношение к изображаемому событию. Мы ощущаем это через характеры героев картины. Все изображение, словно живое, и мы переживаем прошлое как в жизни. Видим людей, их отношения, задумываемся о смысле событий, о смысле побед и поражений, о том, почему люди совершают подвиги. А страдают люди и совершают подвиги для того, чтобы защитить своих близких, страну, Родину. Такие люди- герои, им хочется подражать, быть такими же смелыми, отважными, решительными.
Художники своими работами учат нас добру, мужеству, героизму, красоте поступков человека. Каждая картина, скульптура доносит до нас не только реальные исторические события (хотя и это тоже важно), но и образ, прочувствованный автором (подтекст), который говорит часто даже сильнее изображения: в композиции, в движении, в цвете.
Урок 2
I. Процесс создания художественного произведения. Этапы работы над картиной.
Вспомним, как создается художественный образ. Еще раз убеждаемся в том, что изображаемое событие художник словно “пропускает” через себя, проживает его и доносит до зрителей нечто важное о своем времени, о взаимоотношениях людей, о смысле жизни. Поэтому, когда мы общаемся с подлинным искусством, мы начинаем ощущать идею и замысел автора, начинаем размышлять, и часто находим для себя ответы на жизненные вопросы, учимся милосердию, мужеству, состраданию.
Что ценного в искусстве исторического жанра? Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.
С чего же начинается картина? Как ее создать?
Можно взять холст, бумагу и сразу рисовать, писать маслом. Но, возможно, захочется что-то исправить, поменять местами фигуры или сделать что-либо крупнее. Нет, сразу писать картину нельзя. Нужно сначала подготовиться. Необходимо все продумать.
Итак, у художника есть идея- образ, который автор продумывал в течение некоторого времени. Этот образ художник сначала воплощает в быстрых набросках-образных зарисовках карандашом, углем, даже цветом. Это первое впечатление, которое автор желает зафиксировать, чтобы в дальнейшем разработать до целой картины. Таких набросков- образов может быть и несколько. Далее автор делает эскиз-идею, эскиз-образ. Таких эскизов также может быть несколько, потому что художник постоянно ищет лучшее, более выразительное материальное воплощение своего незримого образа. Автор может менять местами фигуры и предметы, что-то выносить на первый план, что-то - отодвигать на дальний план, то есть ищет выразительную композицию. Но в процессе работы и этот вариант может исправляться и переделываться, потому что внутреннее представление художника меняется. Изменения могут быть и в композиции - в соответствии с замыслом, идеей. Постоянно помнить о многообразии любой ситуации.
Вот теперь автор начинает собирать материал, необходимый для создания картины, большого полотна.
Художнику нужно знать, как выглядят персонажи, в чем они одеты, что у них в руках, что окружает героев картины. Нужно собрать большой материал, провести большую поисковую работу:
- изучить материальной культуры времени, того, что делает картину убедительной (предметы быта, оружие, костюмы, архитектура);
- найти образы героев картины (наброски, зарисовки, этюды с натуры);
- найти подходящие пейзажи, интерьеры, архитектурные фрагменты, связанные с выбранной темой, то есть исторический фон картины.
Подобная работа может продолжаться не один месяц, даже не один год.
После сбора материала художник собирает и обобщает свои сведения в композицию - рождается разработанный эскиз, который также может дорабатываться автором (показ материалов к картине).
Теперь по эскизу мастер создает картину, продумывая колорит, освещение, контрастные сопоставления, композицию.
Работа некоторых художников над своими произведениями иногда занимает несколько лет (В.Васнецов, И. Репин, В.Суриков). Даже в итоговом процессе создания картины, автор может вносить изменения в полотно в соответствии с видением своей идеи.
Итак, процесс работы над картиной может содержать следующие этапы:
1.Эскиз – образ будущей картины, которую художник увидел “внутренним зрением”.
2.Изучение материальной культуры времени.
3.Поиск образов героев.
4.Поиск среды, в которой происходит действие.
5.Эскиз-композиция.
6.Работа над итоговым произведением.
Это еще не конечный этап. Для кого создается картина?
Конечно, зрители должны посмотреть произведение, оно обязательно оставит в душе определенный след. Особенное значение имеет то, кого и с каким чувством изображал автор, важно отношение художника к изображаемому.
Великая сила искусства помогает понять не только, что и как изображено, но и задуматься о себе, своих поступках.
II. Творческое задание. Работа над эскизом композиции.
Сегодня нам предстоит создать эскиз-идею вашей будущей картины. Мы послушаем музыку М. Мусоргского, и воображение подскажет сюжеты работ.
Помним о том, что можно в эскизе объединять исторический жанр с другими жанрами, выполнять исторический портрет, исторический пейзаж, создать эскиз с историко-бытовым или батальным сюжетом.
Можно применять графические материалы (сангина, карандаш, фломастер), использовать выразительность техники восковых мелков в сочетании с акварелью.
Звучит музыка, учитель показывает приемы работы на доске.
Учащиеся приступают к работе.
Проходя по классу, учитель помогает ученикам выбрать сюжет рисунка, объясняет, дополняет, помогает.
После завершения работы эскизы на историческую тему помещаются на стенд.
III. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.
Художникам всегда интересна история. Искусство дает возможность побывать в прошлом и художнику, и зрителям. Но очень важно, что можно не только узнавать, как жили в прошлом люди, что их окружало, но и пережить эти события вместе с автором, почувствовать характер, эмоции героев, их внутренний мир. Произведения мастеров всегда учат различать добро и зло, сопереживать героям, учат милосердию и состраданию, зовут на подвиги, вдохновляют на благороднее поступки.
Работы детей оцениваются, после чего ученики могут по выполненным эскизам собирать материал к коллективной работе на историческую тему.
Источники информации:
1. Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989.
2. Азбука русской живописи. Н. Астахова, Л.Жукова. “Белый город”. Москва.2007.
3. Человек в мировой художественной культуре. Ю.Солодовников.8,9 класс “Просвещение”. Москва.2005.
4. Русские художники. В.Артемов. “Росмэн”. Москва.2003.
5. Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей.7 класс “Учитель”. Волгоград.2006.
7. Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно-методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.2012.
8. Сайты: www.bibliotekar.ru, www.museum.ru, www.iskusstvo.info.