I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Творческая группа |
Обучающиеся 8-9 классов |
Участники проекта |
Педагоги, обучающиеся, родители |
Идея проекта |
Привлечение внимания детей к вопросам охраны окружающей среды, развитие чувства причастности к решению вопросов сохранения окружающей среды, приобщение к решению экологических проблем, воспитание бережного отношения к объектам живой природы, формирование активной позиции в области охраны окружающей среды, ознакомление с экологической информацией и способами ее подачи. |
Гипотеза |
Если создать экологическую тропу, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры обучающихся. |
Актуальность проекта |
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения экологической грамотности населения. Создание учебной экологической тропы важно и актуально. Экологическое образование сегодня – это часть общегосударственной экологической политики России, основной задачей которой является переход от пассивного, созерцательного экологического сознания к сознанию активному. Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Экологическая тропа – одна из самых современных, передовых, перспективных и творческих форм экологического просвещения и экологического образования обучающихся. Это своеобразный учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс. |
Цель проекта |
Создать учебную экологическую тропу в качестве образовательного, воспитательного, исследовательского, природоохранного, рекреационного и оздоровительного полигона силами педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров. |
Задачи проекта |
|
Методы достижения цели |
Метод исследований, сотрудничества. |
Тип проекта |
Краткосрочный. |
Этапы реализации проекта |
|
Решаемая проблема |
Потребительское отношение к природе. |
Почему эту проблему важно обсуждать и решать |
Экологические тропы занимают значительное место в учебно-воспитательном процессе. Воспитательное значение экологических троп важно в связи с мощными антропогенными нагрузками на природу и нарушением правовых норм природопользования. На экологической тропе создаются условия для разностороннего воспитания – эстетического, этического, научного, а это главное условие для формирования экологической культуры. |
Что даст участие в проекте |
Руководитель проекта усовершенствует умения дифференцированно подходить к обучению ребят, включится в исследовательскую деятельность, откроет для себя новое, как в содержании преподавания предмета, так и в методике его преподавания. |
Взаимодействие с социальными партнерами |
Администрация сельского поселения, волонтеры. |
Требуемые ресурсы |
Информационные, финансовые. |
Ожидаемые результаты проекта |
|
Критерии оценки результативности проекта (продукт) |
Качественные: создана учебная экологическая тропа, оформлен маршрут, создан паспорт учебной экологической тропы. |
II. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Пояснительная записка
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения. Учебная экологическая тропа позволяет развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию, требующую больших затрат времени, а иногда и денег. Школьные тропы безопасны, поскольку находятся рядом. Чтобы выйти на подобную тропу, не нужно, например, переходить автодороги. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов.
Цель учебной экологической тропы: создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать исследовательские навыки, творческие способности, формировать экологическую культуру личности, экологическое сознание через практический опыт природопользования.
Задачи учебной экологической тропы:
- Обучающие: закрепление, углубление и расширение знаний по экологии и смежным дисциплинам (биологии, географии, химии); освоение обучающимися приемов и методов полевых и лабораторных исследований.
- Воспитывающие: эстетическое воспитание, воспитание осознанной экологически правильной мотивации в поведении и деятельности.
- Развивающие: освоение школьниками основ научного творчества (статистическая и математическая обработка данных, их анализ, интерпретация, собственное научное исследование, написание докладов и статей, работа с документами, с литературой, создание проектов, выступление на различных детских научных конференциях, слетах и т.д.).
Местонахождение: Смоленская область, Рославльский район, с. Екимовичи.
Землепользователь: СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; администрация Екимовичского сельского поселения.
Протяжённость: 1 км.
Назначение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание экологической культуры.
Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – крыльцо школы-интерната, затем движение по территории школы-интерната – лиственница, клумба, школьный парк, яблоневый сад, выход за территорию школы-интерната по улице Школьной в сельский парк, затем по улице Кооперативной к реке Болдачевка, далее – вдоль реки по улице Набережной выход на улицу Октябрьская к оврагу и возвращение на территорию школы-интерната. Завершает маршрут остановки «Сирень», «Липовая».
Количество экскурсионных объектов на маршруте: 13.
Направление маршрута:территория школы-интерната – территория села – территория школы-интерната.
Тип учебной тропы: кольцевой.
Экскурсионные объекты: лиственница, клумба, школьный парк, яблоневый сад, сельский парк, муравейник, пойма, речка, овраг, несанкционированная свалка, сирень, липа.
Основные объекты на тропе:
- остановка №1 – «Начало тропы»;
- остановка №2 – «Лиственница»;
- остановка №3 – «Цветочно-декоративная»;
- остановка №4 – «Школьный парк»;
- остановка №5 – «Школьный яблоневый сад»;
- остановка №6 – «Сельский парк»;
- остановка №7 – «Муравейник»;
- остановка №8 – «Пойменная»;
- остановка №9 – «Речная»;
- остановка №10 – «Овраг»;
- остановка №11 – «Несанкционированная свалка»;
- остановка №12 – «Сирень»;
- остановка №13 – «Липовая».
Состояние учебной экологической тропы: в стадии разработки.
Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, практическая деятельность, внеклассные мероприятия, отдых, свободное посещение
а) виды и характер пользования: для проведения занятий с обучающимися разных возрастных групп: 1-4 классы – для уроков окружающего мира (первичное ознакомление с природой родного края).
- 5-9 классы – для закрепления знаний школьной программы по биологии, географии; практические и лабораторные работы; для внеклассных мероприятий; внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла.
- 10-11 классы – для уроков общей биологии, географии, индивидуальной исследовательской деятельности, научно-практической деятельности, разработки проектов по географии и биологии.
Учебная экологическая тропа может использоваться воспитателями и школьными учителями для проведения экскурсий. Экскурсии также рассчитаны на разные возрастные категории обучающихся. В зависимости от времени года состояние живой природы меняется, поэтому разработанная экологическая тропа учитывает фенологические изменения в природе
б) запрещается: загрязнение, заезд автомашин, выпас скота, распашка, сенокошение, уничтожение природных объектов.
Необходимые мероприятия: благоустройство территории, установка щитов и знаков.
Маршрут разработан (кем и когда) – Е.А. Волковой – учителем географии, творческой группой обучающихся 8-9 классов в 2016-2017 учебном году.
Экскурсоводы: педагоги школы-интерната, обучающиеся 9 класса.
Маршрут тропы утвержден: директором школы-интерната.
Режим использования: весна, лето, осень.
Руководитель экологической тропы: Е.А. Волкова.
Дата открытия тропы: май 2017 г.
Ответственный за охрану тропы: воспитанники, руководитель проекта.
Приложения:
а) карта-схема маршрута;
б) описание экскурсионных объектов;
в) правила поведения на экологической тропе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев С.В. Практикум по экологии. – М., «МДС», 1996.
- Высоцкая М.В. Биология и экология 10-11 классы. – Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2008.
- Колбовский Е.Ю. Учебная экологическая тропа. – Минск, 1984.
- Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 1995.
- Тропа в гармонии с природой: сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – Москва: Р. Валент, 2007
- Об экологическом состоянии природной среды. – Ярославль, 1993.
- Журнал «Биология в школе» №4 (2005 г.), №7 2009 г.
- Сайт издательского дома «1 сентября» (http://1sept.ru)
- Сайт учебно-методического центра «Экосистема» (http://www.ecosystema.ru).
- Сайт эколого-просветительского центра «Заповедники» (http://www.wildnet.ru),
- Сайт кафедры ботаники Московского Государственного Университета (http://herba.msu.ru/shipunov/school/).