Проект «Создание учебной экологической тропы “В гармонии с природой”»

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Творческая группа

Обучающиеся 8-9 классов

Участники проекта

Педагоги, обучающиеся, родители

Идея проекта

Привлечение внимания детей к вопросам охраны окружающей среды, развитие чувства причастности к решению вопросов сохранения окружающей среды, приобщение к решению экологических проблем, воспитание бережного отношения к объектам живой природы, формирование активной позиции в области охраны окружающей среды, ознакомление с экологической информацией и способами ее подачи.

Гипотеза

Если создать экологическую тропу, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры обучающихся.

Актуальность проекта

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения экологической грамотности населения. Создание учебной экологической тропы важно и актуально. Экологическое образование сегодня – это часть общегосударственной экологической политики России, основной задачей которой является переход от пассивного, созерцательного экологического сознания к сознанию активному. Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.

Экологическая тропа – одна из самых современных, передовых, перспективных и творческих форм экологического просвещения и экологического образования обучающихся. Это своеобразный учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс.

Цель проекта

Создать учебную экологическую тропу в качестве образовательного, воспитательного, исследовательского, природоохранного, рекреационного и оздоровительного полигона силами педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров.

Задачи проекта

  • Изучить методические рекомендации по организации экологической тропы;
  • определить этапы разработки проекта экологической тропы.

Методы достижения цели

Метод исследований, сотрудничества.

Тип проекта

Краткосрочный.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительно-организационный (анализ проблемы по созданию экологической тропы, постановка общественно-значимой цели, определение задач и объема работ, порядка действий, создание бригад).
  • Проектировочный (изучение литературы по организации экологической тропы, составление общего плана работы по созданию тропы, поиск спонсоров).
  • Поисково-исследовательский (исследование местности, выбор маршрута тропы, выявление экскурсионных объектов и остановок, изучение видового состава растений и животных изучаемой территории).
  • Практический (прокладка маршрута, составление картосхемы, паспорта учебной экологической тропы, разработка программы мероприятий учебной экологической тропы, создание плана практического использования объектов, тематики и текстов экскурсий, правил поведения, подготовка экскурсоводов).
  • Оформление (подготовка лозунгов, создание информационных буклетов-путеводителей, изготовление и оформление информационных щитов, табличек, указателей).
  • Благоустройство экологической тропы (установление изготовленных информационных щитов, указателей, табличек).
  • Заключительный. Начало работы тропы (открытие экологической тропы, проведение экскурсии).
  • Перспективный (расширение тропы, создание новых объектов исследования).

Решаемая проблема

Потребительское отношение к природе.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

Экологические тропы занимают значительное место в учебно-воспитательном процессе. Воспитательное значение экологических троп важно в связи с мощными антропогенными нагрузками на природу и нарушением правовых норм природопользования. На экологической тропе создаются условия для разностороннего воспитания – эстетического, этического, научного, а это главное условие для формирования экологической культуры.

Что даст участие в проекте

Руководитель проекта усовершенствует умения дифференцированно подходить к обучению ребят, включится в исследовательскую деятельность, откроет для себя новое, как в содержании преподавания предмета, так и в методике его преподавания.
Обучающиеся приобретут уникальный опыт, невозможный при других формах обучения; у них сформируются информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладеют различными способами деятельности, приобретут активную жизненную позицию.

Взаимодействие с социальными партнерами

Администрация сельского поселения, волонтеры.

Требуемые ресурсы

Информационные, финансовые.

Ожидаемые результаты проекта

  • Создана учебная экологическая тропа.
  • Составлен паспорт на учебную экологическую тропу.
  • Оформлены и установлены на экологической тропе информационные стенды.
  • Составлен детальный маршрут прохождения тропы.
  • Разработана программа мероприятий учебной экологической тропы.
  • Создан план практического использования объектов маршрута.
  • Разработана методика и программа тематических занятий и экскурсий для посетителей учебной экологической тропы.
  • Разработана программа природоохранных мероприятий, проводимых на экологической тропе.
  • Обобщен и распространен опыт по созданию и оборудованию учебной экологической тропы на региональном и областном уровне (семинары, мастер-класс, методические рекомендации).

Критерии оценки результативности проекта (продукт)

Качественные: создана учебная экологическая тропа, оформлен маршрут, создан паспорт учебной экологической тропы.
Количественные: привлечение социальных партнеров, привлечение финансовых средств, разработка программы мероприятий учебной экологической тропы.


II. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Пояснительная записка

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения. Учебная экологическая тропа позволяет развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию, требующую больших затрат времени, а иногда и денег. Школьные тропы безопасны, поскольку находятся рядом. Чтобы выйти на подобную тропу, не нужно, например, переходить автодороги. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов.

Цель учебной экологической тропы: создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать исследовательские навыки, творческие способности, формировать экологическую культуру личности, экологическое сознание через практический опыт природопользования.

Задачи учебной экологической тропы:

  • Обучающие: закрепление, углубление и расширение знаний по экологии и смежным дисциплинам (биологии, географии, химии); освоение обучающимися приемов и методов полевых и лабораторных исследований.
  • Воспитывающие: эстетическое воспитание, воспитание осознанной экологически правильной мотивации в поведении и деятельности.
  • Развивающие: освоение школьниками основ научного творчества (статистическая и математическая обработка данных, их анализ, интерпретация, собственное научное исследование, написание докладов и статей, работа с документами, с литературой, создание проектов, выступление на различных детских научных конференциях, слетах и т.д.).

Местонахождение: Смоленская область, Рославльский район, с. Екимовичи.

Землепользователь: СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; администрация Екимовичского сельского поселения.

Протяжённость: 1 км.

Назначение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание экологической культуры.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – крыльцо школы-интерната, затем движение по территории школы-интерната – лиственница, клумба, школьный парк, яблоневый сад, выход за территорию школы-интерната по улице Школьной в сельский парк, затем по улице Кооперативной к реке Болдачевка, далее – вдоль реки по улице Набережной выход на улицу Октябрьская к оврагу и возвращение на территорию школы-интерната. Завершает маршрут остановки «Сирень», «Липовая».

Количество экскурсионных объектов на маршруте: 13.

Направление маршрута:территория школы-интерната – территория села – территория школы-интерната.

Тип учебной тропы: кольцевой.

Экскурсионные объекты: лиственница, клумба, школьный парк, яблоневый сад, сельский парк, муравейник, пойма, речка, овраг, несанкционированная свалка, сирень, липа.

Основные объекты на тропе:

  • остановка №1 – «Начало тропы»;
  • остановка №2 – «Лиственница»;
  • остановка №3 – «Цветочно-декоративная»;
  • остановка №4 – «Школьный парк»;
  • остановка №5 – «Школьный яблоневый сад»;
  • остановка №6 – «Сельский парк»;
  • остановка №7 – «Муравейник»;
  • остановка №8 – «Пойменная»;
  • остановка №9 – «Речная»;
  • остановка №10 – «Овраг»;
  • остановка №11 – «Несанкционированная свалка»;
  • остановка №12 – «Сирень»;
  • остановка №13 – «Липовая».

Состояние учебной экологической тропы: в стадии разработки.

Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, практическая деятельность, внеклассные мероприятия, отдых, свободное посещение
а) виды и характер пользования: для проведения занятий с обучающимися разных возрастных групп: 1-4 классы – для уроков окружающего мира (первичное ознакомление с природой родного края).

  • 5-9 классы – для закрепления знаний школьной программы по биологии, географии; практические и лабораторные работы; для внеклассных мероприятий; внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла.
  • 10-11 классы – для уроков общей биологии, географии, индивидуальной исследовательской деятельности, научно-практической деятельности, разработки проектов по географии и биологии.

Учебная экологическая тропа может использоваться воспитателями и школьными учителями для проведения экскурсий. Экскурсии также рассчитаны на разные возрастные категории обучающихся. В зависимости от времени года состояние живой природы меняется, поэтому разработанная экологическая тропа учитывает фенологические изменения в природе

б) запрещается: загрязнение, заезд автомашин, выпас скота, распашка, сенокошение, уничтожение природных объектов.

Необходимые мероприятия: благоустройство территории, установка щитов и знаков.

Маршрут разработан (кем и когда) – Е.А. Волковой – учителем географии, творческой группой обучающихся 8-9 классов в 2016-2017 учебном году.

Экскурсоводы: педагоги школы-интерната, обучающиеся 9 класса.

Маршрут тропы утвержден: директором школы-интерната.

Режим использования: весна, лето, осень.

Руководитель экологической тропы: Е.А. Волкова.

Дата открытия тропы: май 2017 г.

Ответственный за охрану тропы: воспитанники, руководитель проекта.

Приложения:
а) карта-схема маршрута;
б) описание экскурсионных объектов;
в) правила поведения на экологической тропе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. – М., «МДС», 1996.
  2. Высоцкая М.В. Биология и экология 10-11 классы. – Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2008.
  3. Колбовский Е.Ю. Учебная экологическая тропа. – Минск, 1984.
  4. Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 1995.
  5. Тропа в гармонии с природой: сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – Москва: Р. Валент, 2007
  6. Об экологическом состоянии природной среды. – Ярославль, 1993.
  7. Журнал «Биология в школе» №4 (2005 г.), №7 2009 г.
  8. Сайт издательского дома «1 сентября» (http://1sept.ru)
  9. Сайт учебно-методического центра «Экосистема» (http://www.ecosystema.ru).
  10. Сайт эколого-просветительского центра «Заповедники» (http://www.wildnet.ru),
  11. Сайт кафедры ботаники Московского Государственного Университета (http://herba.msu.ru/shipunov/school/).