Современные требования к школе ориентировали меня на то, чтобы не только обучить детей научным фактам, но и сформировать у ребят критическое мышление, умение сопоставлять факты, анализировать их, уметь жить в мире информации, уметь учиться.
Успешным решением подобных задач для меня стало внедрение в работу новой модели обучения, основанной на современные педагогические технологии критического мышления.
Структура урока в новой модели обучения следующая:
1. Стадия вызова.
На первом этапе решается следующие познавательные задачи:
-- активизировать знания учащихся по теме;
-- вызвать интерес и определить цель рассмотрения предлагаемой темы, представить новые идеи, опираясь на предыдущие знания и представления по теме;
-- активизировать мыслительную деятельность учащихся с помощью устной и письменной речи;
-- научить учащихся демонстрировать свои знания партнерам по группе.
2. Стадия осмысления.
Это та часть урока, на которой учащиеся вступают в контакт с новой информацией (это может быть чтение текста, просмотр фильма, выполнение опыта, наблюдение…).
Задачи второй стадии:
- поддержать активность и интерес, созданные во время стадии вызова;
- поддержать усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (соотнесение новой информации со своими представлениями); увязывание нового с уже известным, чтобы создать новое понимание проблемы.
3. Стадия рефлексии.
На этой стадии учащиеся закрепляют материал и активно перестраивают свои представления, с тем чтобы включить в них новые знания.
На стадии рефлексии запланировано достижение нескольких задач:
- учащиеся должны выразить новые идеи и отобранную информацию своими словами;
- создать для учащихся своеобразное «поле», в рамках которого происходит живой обмен идеями между учащимися, что позволяет им расширить свой выразительный словарь;
- познакомить учащихся с различными видами представления материала.
В основе учебной деятельности каждого ученика лежит научный метод познания, который предполагает такую организацию учебного процесса, при которой ученик находится в позиции исследователя, открывающего с помощью учителя новые знания о мире. Особенностью же применения данного метода является его сочетание с использованием разнообразных приемов творческого обучения.
При разработке уроков используем различные методические приемы:
- На стадии вызова: «мозговой штурм», дискуссия, круглый стол, ассоциации, перепутанные логические цепи, проблемный вопрос, вопрос- загадка, ключи- помощники, тест, составление кластера…
- на стадии осмысления: чтение, чтение с пометками, индивидуальная таблица пометок, групповое исследование, двухчастный дневник, совместный поиск, самостоятельный поиск, дискуссия,думательные шляпы мышления…
- на стадии рефлексии: синквэйн, письмо к учителю, пятиминутное эссе, личная карточка, интервью, творческие работы, презентация…
Применение вышеназванных приемов на разных стадиях урока:
Урок окружающего мира
Тема урока: «Мировой океан»
Стадия вызова.
Составление кластера – это один из педагогических приемов, который помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу любой темы. Используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно. Это письменный род деятельности, который может служить мощным инструментом для обучения письменной речи. Кроме того, эта стратегия дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.
Составление кластера может осуществляться как индивидуально, так и в группе:
-- напишите ключевое слово в середине рабочего листа;
-- начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой;
-- запишите их и установите связи между ними.
Основные правила составления кластера: записывать все идеи, которые приходят на ум; не переставать писать, пока не иссякнут идеи; (учащиеся составляют кластер в группах 5-8мин. Далее группы обмениваются своими идеями друг с другом, проговаривая все связи полными предложениями.)
Дети устанавливают связи между словами и составляют предложения.
Вывод: можем больше узнать о Мировом океане.
Мотивация: Надо ли читать текст в учебнике?
Стадия рефлексии.
Пятиминутное эссе применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме. Учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
- написать, что нового узнали по этой теме;
- задать вопрос, на который они не получили ответа.
1. Тема урока: Мировой океан.
2. Узнали:
1.Мировой океан занимает большую часть поверхности Земли.
2. Океаны видны из космоса как гигантские чаши.
3. Для изучения океанов нужны: акваланги, батискафы, батисферы.
Урок окружающего мира
Тема урока: «Животные Краснодарского края».
Стадия осмысления.
Осуществляется учеником по мере того, как он ищет информацию, связанную с новыми идеями. Часто бывает полезно на этом этапе попросить каждого из участников сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную), с тем чтобы распределить полученную информацию по следующим категориям: V – знал; + -- узнал; ? – непонятно; ! – интересно.
V | + |
? |
! |
|
|
|
|
(Затем все учащиеся обсуждают статью, по мере необходимости возвращаясь к ее тексту. Учитель предлагает рассмотреть те вопросы, по которым имелось всеобщее согласие в рамках изучения данной темы. Потом обсуждаются вопросы и разногласия, учащиеся увидят, помогла ли их решить данная статья или же для их разрешения требуются другие источники.)
V | + |
? |
! |
|
1)Животные это едоки. |
В нашем крае водятся зайцы, лисы, ежи, суслики. |
Наблюдения (дома). |
|
Хомяки на зиму запасают пищу. |
Маркировочная таблица, заполненная учащимися.
Стадия рефлексии.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Классический синквэйн в переводе с французского – стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Синквэй является быстрым, но мощным инструментом для синтеза и обобщения понятий и информации. Правила написания синквэйна.
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка – Это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвертая строка – предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней (можно не использовать при работе с младшими школьниками).
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
(Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквэйн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.)
- Животные
- Домашние, дикие
- Линяют, размножаются, защищаются
- Едоки
- Звери
- Травоядные, всеядные, хищные
- Питаются, дышат, выращивают детенышей
- Млекопитающие
Урок литературного чтения
Тема урока: «Н.Носов «Фантазеры».
Стадия рефлексии.
«Письмо к учителю» -- размышление над рассказом.
Памятка написания письма.
- Я прочитал (а) рассказ…
- Больше всего запомнилось…
- Понравилось…
- Не понравилось…
- Мое эмоциональное состояние…
- Этот рссказ учит меня…
Письмо к учителю.
Я прочитал(а) рассказ: «Фантазеры».
Больше всего запомнилось.…Как мальчики встретили Иру и поделились мороженым.
Понравилось… Что Ира предложила разделить мороженое.
Не понравилось.… Как Игорь соврал, что Ира съела мороженое.
Моё эмоциональное состояние…Веселое, мальчики фантозировали.
Этот рассказ учит меня… Не обманывать никого.
Урок окружающего мира.
Тема урока: «Классы животных. Пресмыкающиеся».
Стадия осмысления.
Во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Существуют методы, которые всё время поддерживают высокий уровень активности учащихся. Это метод «думательных шляп» - 6 цветных шляп, каждая из которых несёт определённые психологические характеристики. Мысленно водружая на голову очередную шляпу, учащийся готовиться применить определённый мыслительный навык, что позволяет ему гибко и продуктивно мыслить, находить решение разных задач.
Белая шляпа.
Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Надевая белую шляпу, учащийся собирает факты, цифры, информацию.
Красная шляпа.
Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий. Мыслитель в красной шляпе опирается на чувства, ощущения, интуицию.
Желтая шляпа.
Жёлтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Человек, надевший жёлтую шляпу, спрашивает себя: с какой целью это делается? Каковы будут результаты? Кто от этого выиграет? В чём будет заключаться выгода?
Чёрная шляпа.
Чёрный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Мыслитель в чёрной шляпе всё взвешивает, проверяет и перепроверяет.
Зелёная шляпа.
Зелёный цвет - это обновление, рост. Это цвет исследований, новых идей: что можно предпринять в данном случае? Есть ли другиеварианты решения проблемы?
Синяя шляпа.
Синий цвет - цвет мудрости и знания. Синяя шляпа означает размышления, контроль над мыслительным процессом, подведение итогов.
Рабочий лист:
- Выбери одну из шляп мышления.
- Подбери необходимую информацию.
- Составь вопросник, исходя из своей шляпы мышления.
Жёлтая шляпа мышления
(После работы в группах учащиеся обмениваются своей информацией, задают вопросы друг другу по теме.)
Урок дискуссия по предмету«Окружающий мир»
Тема урока: «Пресмыкающиеся и земноводные».
Правила проведения дискуссии:
- Выдвигать идеи, слушать внимательно.
- Не повторятся.
- Каждое следующее высказывание:
а) либо продолжает предыдущее;
б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).
Стадия рефлексии.
Учащиеся сами оценивают своё участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю своё участие в дискуссии?» по 5- бальной системе.
Они отвечают на вопросы:
- Как я оцениваю своё участие в дискуссии? 1 2 3 4 5
- Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5
- Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5
Личная карточка ученика(цы)……
1. Как я оцениваю своё участие в дискуссии
1 2 3 4 5
2. Внимательно ли я слушал(а)
1 2 3 4 5
3.Выдавал(а) ли я интересные идеи
1 2 3 4 5
Применение вышеназванных приемов на разных стадиях урока помогает учителю вовлечь в работу всех учащихся, сделать урок более насыщенным, интересным, более продуктивным. Ученик на таком уроке находится в позиции исследователя, открывающего с помощью учителя и одноклассников новые знания о мире. Он не получает готовые знания от учителя, а учится их добывать сам. Воспитывает в детях организованность, умение слушать друг друга, толерантность, ответственность.