Разработка внеурочного мероприятия по математике для учащихся 10-11 классов.
Цель: активизировать и разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время; показать связь математики с окружающим миром, познакомить с использованием кредита под определенный процент.
Ход игры
Перед началом игры составляются две команды обучающихся.
Вступление.
Вы – финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают “капитал”.
Вы – банки. (Дадим им названия.) Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже могут приносить вам прибыль.
Правила игры.
- Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.
- Стартовый капитал каждого банка – 1000 р.
- Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 50 р. до 200 р.
- Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
- Если ответ неправильный, то капитал уменьшается
на:
а) 50% стоимости задания, если другой банк так же не сможет ответить верно;
б) на 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания. - Команда может продать свое задание банку по взаимному согласию, при решении задания ее капитал увеличивается на стоимость задания.
- Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.
Стоимость Задания, р. |
50 | 100 | 150 | 200 |
Время | 30 с | 1 мин | 1 мин 30 с | 2 мин |
8. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 р.
9. Победителем считается тот банк, у которого больше “денег”.
Вопросы стоимостью 50 р.
- Мастерица связала свитер и продала его за 100р. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 р. за моток, а на украшения свитера понадобился бисер стоимостью 10 р. Ответ: 30р.
- Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 р., а его расходы составили 3000 р. Другой наторговал на 1000р. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 р. Кто выиграл спор? Ответ: никто.
- Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т.е. 1 доллар=5,5 франков. Ответ: 605 франков.
- Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 р. за газету и стали продавать их по 5 р. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты? Ответ: 200р.
- Один отец дал своему сыну 150 р., а другой своему – 100р. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 150 р. Чем это объяснить? Ответ: Всего их было трое: дед, сын, внук. Дед дал сыну 150 р., сын дал своему сыну (внуку) 100р., у сына 50р., а вместе 150р.
- Лиса купила у пчел 100 кг меда за 1000р., а на рынке стала продавать его по 12 р. за кг. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед? Ответ: 200р.
Вопросы стоимостью 100р.
- Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1 р. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег? Ответ: в первый день.
- Бизнесмен положил в банк 100000 р. Через год он забрал из банка 150000р. Сколько % составила прибыль? Ответ: 50%.
- Допустим, что выручка от продажи продукции,
выпускаемой неким предприятием, составила 50000р.
При этом было израсходовано:
На сырье - 20 тыс.р.;
На топливо - 1,5 тыс.р.
Зарплата - 14,5 тыс.р.
Кредиты, налоги - 4,5 тыс.р.
Итого: 40,5 тыс.р.
- Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 р. и купили его за 300р. Пари ушли, а бабуля подумала, что продала щенка очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 р. Мальчик подумал: “А как же парни разделят между собой эти деньги? Отдам я им 30 р., а себе возьму 20 р.” Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 р., т.е. вместе они отдали 270 р., 20р. осталось у мальчика, т.е. всего 290 р. Куда делись 10 р.? Ответ: складывать доходы и расходы нельзя. Доходы равны расходам.
- Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5р., а второму – 1 р. Они сложили деньги, но их все равно не хватало. Сколько стоит книга? Ответ: 5р.
Какова прибыль предприятия и его рентабельность?
Вопросы стоимостью 200р.
- У вашего банка есть несколько вариантов
использования денег:
а) вложить 80 р. и получить 100р.
б) вложить 20 р. и получить 30 р.
в) вложить 100 р. и получить 140 р.
Какой вариант вы выберете?
Ответ: второй. - В ваш банк положили 500000 р. под 10% годовых. Какую сумму денег вы сможете отдать обратно через полгода? Ответ: 525 тыс. р.
- Какую сумму денег вы сможете отдать через 5 лет (данные взять из условия предыдущей задачи)? Ответ: около 805 тыс. р.
- Фермер продает лошадь по числу подкованных гвоздей, которых у нее 16. За первый гвоздь он просит 10 р., за второй – 20 р., за третий 40 р. и т.д., т.е. за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Спрашивается, во сколько фермер оценивает лошадь? Ответ: 655 350 р.
Вопросы стоимостью 150 р.
- Отец обещал сыну за каждую правильно решенную задачу бросать в копилку по 12 р. , а за каждую неправильно решенную задачу сын должен возвращать отцу по 10 р. После того как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 86 р. Сколько задач сын решил правильно, а сколько неправильно? Ответ: 13 задач правильно, 7 – неправильно. 12х – 10(20 – х) = 86
- Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана составляют 30 к. По цене 60 к. можно реализовать 130 стаканов в день, а по цене 50 к. – 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли? Ответ: 50 к. за стакан.
- Девочка решила помочь маме, приготовив ужин:
сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До
прихода мамы оставался 1 час. Девочка знала, что
приготовление блюд отнимает разно время.
10 мин – мытье овощей;
10 мин – их резка;
10 мин – очистка картофеля;
30 мин – его варка;
10 мин – приготовление пюре;
10 мин – приготовление котлет из фарша;
30 мин – жарение котлет;
10 мин – накрывание на стол.
Итого: 2 часа.
Но у девочки был всего 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы? Ответ: 1) чистка картофеля; 2)варка картофеля, в это же время: а) приготовление котлет, б) жарка котлет, в) мытье овощей и резка; 3) приготовление пюре. За оставшиеся 10 мин накрыть на стол. - У четырех братьев 45 р. Если деньги первого увеличить на 2 р., а деньги второго уменьшить на 2 р., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну. Сколько денег у каждого? Ответ: у 1-го – 8 р., у 2-го – 12 р., у 3-го – 5 р., у 4-го 20 р.
Вопросы акционерам.
1. Продолжи пары слов:
- Дорого – дешево
- Оптом – в розницу
- Доход – расход
- Прибыль – убыток
- Поставщик – реализатор
- Продавец – покупатель
- Потребление – производство
2. Судно по озеру плывет и тяжелый груз везет,
Но стоит букву заменить, так можешь акции купить. (баржа – биржа)
3. Угадай, кто как зовется, что за деньги продается
Это не чудесный дар, а просто-напросто... (товар)
4. Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово ход.
Получишь то, о чем мечтает любой, кто бизнес начинает. (доход)
5. Тимофей носки связал и на рынке их продал.
Дешевле, чем стоили нитки. Получил одни ... (убытки)
6. Чтоб продукты потреблять, в платьях ярких щеголять,
Чтоб вкусно есть и пить, надо все это ... (купить)
7. Как вы помните, Карабас-Барабас был хозяином театра. Как на языке экономики можно назвать театр? Найдите ответ в строке, вычеркнув буквы А, Г, Д.
ДСАОГБДСДТГВАЕАННАГОДГСГТЬ