Моё мероприятие "Математический квест"- это игра-путешествие по станциям, на которых команде предлагаются различные математические задания, которые носят практический, функциональный характер, показывают красоту, практичность и доступность математики, позволяют взглянуть на математику под другим – творческим - углом. Задания доступны ученикам с любым уровнем подготовки в возрастной категории 5-6 класса.
По итогам моей работы могу сказать, что данное мероприятие имеет успех в нашей школе, стало традиционным и количество участников увеличивается с каждым годом. я принципиально предлагаю план-разработку, так называемый каркас, в который каждый учитель может внести что-то свое, проявив фантазию, так - как ежегодность подразумевает внесение изменений в мероприятие, которые вы без труда сможете выполнять самостоятельно, взяв за идею мою работу.
Тип мероприятия: активная игра-путешествие по различным станциям, на которых необходимо выполнить определённое задание и получить баллы. Количество заданий зависит от фантазии и возможности организатора, но должно быть на 1-2 больше, чем заявленных команд, чтобы не создавались “пробки” во время прохождения игры. Маршрут участники выбирают произвольный.
Цели:
- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
План:
- Старт “Математического квеста”
- Путешествие по станциям.
- Итоги путешествия.
Ход игры
Вводное слово ведущего (о целях проведения мероприятия, о ходе квеста).
Представление команд (название, девиз, эмблема).
Капитаны получают маршрутные листы (Приложение) с персональным маршрутом движения и вместе с командой отправляются в путь.
На станциях, расположенных в разных кабинетах, команды ждут, помощники - ученики старших классов.
Станции:
- Ребусная
- Историческая
- Сообразительная
- Поговорочная
- Геометрическая
- Песенная
Станция “РЕБУСНАЯ”
За ограниченное количество времени ребятам предлагается расшифровать ребусы, в записи которых используются числа.
МЕС100 | 3 БУНА | 100 РОЖ |
И 100 РИЯ | О 3 ЦАНИЕ | А 3 БУТ |
ТРОС . | ПРО 100 Р | ЛИ 100 ПАД |
ЛАС . | РО 100 К | РАС 100 ЯНИЕ |
Домашним заданием для команд было – подготовить сообщение из истории математики (о появлении чисел, как люди научились считать, о различных системах счисления, о великих математиках)
На этой станции заслушивается это сообщение, и задаются вопросы по теме проекта.
Станция “СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ”
Командам предлагается ответить на занимательные вопросы:
1. Какой сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 утра)
2. Восстанови запись:
+ **
**
----
197+ 99
98
-----
197
3. В классе 35 учащихся. Мальчиков на 3 больше, чем девочек. Сколько в классе мальчиков и сколько девочек? (16 девочек, 19 мальчиков).
4. Назовите наибольшее трёхзначное число, в котором все цифры разные. (987).
5. Используя знаки действия, и при необходимости скобки, запишите число 0 четырьмя двойками.
- (2 - 2) * ( 2 + 2 )
- 2 – 2 + 2 – 2
6. Человеку 100 лет, но у него было всего 25 дней рождения. Почему? (Родился 29 февраля)
7. На доске написано несколько положительных чисел, сумма которых равна 100. Среднее арифметическое трех самых больших из них равно 20, а двух самых маленьких — 13. Сколько чисел написано?
(A) 5 (Б) 6 (В) 7 (Г) 8 (Д) 10
8. Расшифруй математические термины:
ТИР | (ТРИ) |
СЛЮП | (ПЛЮС) |
ГКУР | (КРУГ) |
СОЛЧИ | (ЧИСЛО) |
МУСАМ | (СУММА) |
9. Маша ежедневно записывает дату и
вычисляет сумму написанных цифр. Например, 2-го января она записала 02.01 и вычислила: 0+2+0+1=3. Какая самая большая сумма у нее может получиться? (A) 7 (Б) 13 (В) 14 (Г) 20 (Д) 21 |
10. Разность двух чисел на 17 меньше уменьшаемого и на 9 больше вычитаемого. Чему равна эта разность?
(A) 8 (Б) 9 (В) 13 (Г) 17 (Д) 26
Станция “ПОГОВОРОЧНАЯ”
Командам предлагается вспомнить как можно больше пословиц, поговорок, сказок, в которых используются числа.
(Один в поле не воин, Семеро одного не ждут, Два сапога – пара, и др.)
(Сказки: три медведя, семеро козлят, и др.)
Станция “ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ”
1. Прямоугольник ABCD составлен из четырех одинаковых прямоугольников. Во сколько раз AB больше BС?
(A) 1 (Б) 2 (В) 3 (Г) 4 (Д) ответ зависит от размеров прямоугольников.
2. Одно из этих слов обозначает инструмент для измерения углов. Какое?
(A) транспарант (Б) транспортёр (В) транспондер
(Г) транспортир (Д) градусник.
3. Необходимо исправить ошибки, в написании дать определение геометрическим понятиям.
АТРЕЗОК, ЛУЧЬ, ПРИМАЯ, КРУК, АКРУЖНАСТЬ, КВАДРАД, ПРИМАУГОЛЬНИК, ...
4. Командам предлагается из моделей объёмных геометрических фигур выбрать: куб, шар, конус, параллелепипед, цилиндр, пирамиду.
5. Художникам команды предлагается из плоскостных геометрических фигур составить рисунок.
Станция “ПЕСЕННАЯ”
На эту “конечную” станцию собираются одновременно все команды, и начинается песенный марафон. Ребята по очереди исполняют песни, частушки связанные с математикой (к этому конкурсу готовятся заранее).
Подведение итогов:
Капитаны сдают маршрутные листы, жюри подводит итоги, награждает команды победителей.
Литература:
1. Ответы и решения к заданиям “Кенгуру” 2015 года 5-6 класс, сайт “Кенгуру”
2. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин “За страницами учебника математики”, М “Прсвещение”. 1989г.