Цель: продолжить формирование представления школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
- повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;
- выяснить, какие опасности могут подстерегать учеников на улицах города; как их избежать;
- развивать у учащихся умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы;
- воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения;
Демонстративный материал: собственный мультимедийный продукт (презентация).
Раздаточный материал: карта микрорайона.
Ход занятия
Мотивационный этап.
Дорогие ребята! Мы с вами сегодня поговорим о вашей безопасности, о безопасном пути в школу, составим схему наиболее оптимального маршрута от дома до школы. [Приложение, слайд 1]
Зачем мы говорим о правилах дорожного движения? Статистика дорожно-транспортной аварийности в российской федерации за I полугодие 2016 года показывает: [приложение, слайд 2]
- всего на улицах и дорогах страны произошло 72886 (-9,2%) ДТП, в которых погибло 8149 (-17,1%) и ранен 92321 (-8,7%) человек;
- в I полугодии 2016 г. шесть из семи ДТП (86,5%) произошли из-за нарушения Правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств;
- за 6 месяцев 2016 года снизились основные показатели дорожно-транспортной аварийности с участием пешеходов. Количество таких ДТП сократилось на 7,9% (22629 ДТП);
- почти половина (41,9%) всех наездов на пешеходов произошла из-за нарушения ПДД пешеходами (9237 ДТП, -10,7%);
- в первом полугодии 2016 года показатели детского дорожно-транспортного травматизма снизились, но наряду с общим снижением основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма, произошел незначительный рост количества ДТП с пострадавшими детьми- велосипедистами;
- доля ДТП с пострадавшими детьми-велосипедистами от общего количества ДТП с пострадавшими детьми составила 9,0%.
Этап 1: Оценка знаний учащихся по обсуждаемой теме.
Давайте представим свой путь от дома до школы. Какие опасности могут подстерегать на улице детей вашего возраста по дороге в школу, в чем именно состоит опасность? Обсудите в парах, составьте список опасностей. [Приложение, слайд 3]
Этап 2: общение и дополнение ответов учащихся по данному вопросу. [Приложение, слайд 4]Давайте посмотрим, какие опасности вас подстерегают по дороге в школу. Проверяем свои списки и делаем пометки.
Вот закрывается дверь квартиры – начало вашего пути. Почти все пользуются лифтом. После автоматического открывания дверей убедитесь, что кабина находится перед Вами: в лифт первым входит взрослый, потом ребенок; при выходе из лифта первыми выходят дети. При остановке кабины между этажами не пытайтесь самостоятельно выйти из неё - это опасно! Нажмите кнопку «ВЫЗОВ», сообщите о случившемся диспетчеру и выполняйте его указания. Не пытайтесь успеть войти в лифт, если двери лифта закрываются.
- Движущийся транспорт представляет немалую опасность. Поэтому все участники движения должны соблюдать правила дорожного движения. Только соблюдение правил, и взаимное уважение может предотвратить беду на дороге. [Приложение, слайд 5,6]
- Стоящие на обочине дороги автомобили (закрывают обзор дороги). Край тротуара (слишком близко от движущихся автомобилей). Припаркованные во дворах автомобили (могут неожиданно поехать). Деревья и кусты вдоль дороги (закрывают обзор дороги). [Приложение, слайд 7]
- Нетрезвые граждане, незнакомцы, которые вдруг проявляют к вам интерес, заговаривают с вами без видимой причины и уличные грабители. Если Вы носите сумку через плечо, помещайте ее не сзади, а сбоку или даже спереди. Перебрасывайте лямку через голову. [Приложение, слайд 8]
- Люки канализации (могут быть отрыты или плохо закрыты). Не наступайте на люки: они могут перевеpнуться под Вами.
Открытый люк - это абсолютная угроза, которая даже не нуждается в особом объяснении. Это возможность оказаться под землёй невнимательным людям днём и даже очень внимательным в вечернее и ночное время. Но более опасны не полностью закрытые люки. Наступив на край отодвинутой крышки люка, человек переворачивает её, и, теряя опору, падает вниз. При этом он получает травмы от самого падения, а также от защемления или удара тяжёлой чугунной крышкой люка. Наибольшую опасность представляют собой полузакрытые люки для детей. [Приложение, слайд 9]
- Животные (могут быть агрессивны или являться переносчиками опасных заболеваний, особенно птицы). [Приложение, слайд 10]
На улице Вас ожидают многие неприятности: ограбление, кража, наезд транспоpтного средства, падение тяжелых предметов на голову и т.д.
Чтобы с готовностью встретить уличные опасности, не ходите по улице с наушниками, то есть не слушайте попутно магнитофон или радио: можно не услышать приближающийся автомобиль, подкрадывающегося сзади негодяя или чье-то последнее предупреждение. [Приложение, слайд 11]
Этап-3: Составление собственного маршрута от дома до школы.
Составляя свой собственный маршрут до школы, вспомните, какие знаки встречаются вам на пути. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете?
Вопрос 1. Могут ли в зоне этого знака двигаться автомобили? Знак «Пешеходная дорожка». [Приложение, слайд 12]
Ответ: нет. «Пешеходная дорожка». Данный знак формирует собой участок дороги, предназначенный для движения исключительно пешеходов. Иными словами, транспортные средства не могут воспользоваться данным участком для движения, остановки и стоянки.
Вопрос 2. Может ли пешеход в зоне действия этого знака перейти улицу? [приложение, слайд 13]
Ответ: нет. Знак предупреждает о находящемся поблизости ремонтируемом участке дороги. На этом участке можно встретить специализированную технику, рабочих, ограждения.
Вопрос 3. Могут ли в зоне этого знака двигаться велосипедисты? [приложение, слайд 14]
Ответ: нет. Знак «движение запрещено» запрещает движение транспортных средств в обоих направлениях, не распространяется на маршрутные-транспортные средства, а также на транспортные средства управляемые инвалидами 1 и 2 группы или перевозящие таких инвалидов.
Вопрос 4. Имеют ли право дети переходить дорогу в зоне этого знака? [приложение, слайд 15]
Ответ: нет. Этот знак предупреждает водителя о возможном появлении детей на дороге. Устанавливается он вблизи детского учреждения, например, школы, оздоровительного лагеря, игровой площадки. Но родители должны предупредить ребенка, что этот знак не означает место для перехода дороги детьми! Поэтому ребенок-пешеход должен переходить улицу в том месте, где пешеходный переход разрешен и есть соответствующий знак.
Вопрос 5. Могут ли автомобили передвигаться в зоне действия этого знака? [приложение, слайд 16]
Ответ: да. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками 5.21 Жилая зона и 5.22 Конец жилой зоны, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
Теперь, когда мы повторили основные правила поведения на дороге, мы можем составить свой маршрут от дома да школы. Расскажите, что вы учитывали, прокладывая маршрут? Ответы детей [приложение, слайд 17]
Подведение итогов. Мы сегодня хорошо поработали. До новых встреч! [приложение, слайд 18]
Список использованных источников.
- ttps://нцбдд.мвд.рф/
- http://365cars.ru/obzor/znak-dorozhnye-raboty.html
- http://pddmaster.ru/pdd/zapreschayuschie-znaki-dorozhnogo-dvizheniya-dvizhenie-zaprescheno-vezd-zapreschen.html
- http://infostatus.ru/lobby/av/pdd/855/377/
- http://autoass.ru/dorozhnye-znaki/4-5-peshexodnaya-dorozhka.html
- http://www.sovets.ru/safe/survive/2241.htm
- http://www.survive.ru/article/121.htm