СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА
ТЕМА УРОКА: Что такое существительное?
ТИП УРОКА: Открытие нового знания.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.
Задачи:
- Учить различать предмет и слово как часть речи;
- Учить соотносить вопросы кто? и что?;
- Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- Развивать речь учащихся.
I. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ-РАЗВЕДЧИКАМИ.
Кто сможет объяснить значение слова следопыт? (Словарь Ожегова)
- Охотник, выслеживающий зверя по следам. Зверолов-с.
- Человек (обычно член ученического коллектива), который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах. Юные следопыты отправились в поход по местам боевой славы отцов. 4 - Красные следопыты - следопыты (во 2 знач.).
- Тот, кто ищет,
А ещё нам нужно на уроке:
1. Иметь зоркий глаз;
2. Уметь слушать;
3. Быть внимательным.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
1. Чистописание
На доске
- Большой - маленький
- Война -…..
- Глубокий -….
- Старый -…
- Твёрдый -….
- Сухой -…
Для того, чтобы приступить к минутке чистописания нам нужно определить какую букву мы будем писать. Для этого вам нужно сформулировать и выполнить задание
(подобрать к словам антонимы. Они все начинаются с буквы М)
- Верно, сегодня будем писать строчную и заглавную и букву Мм .
2. Словарно-орфографическая работа
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Придумайте слова на букву М.
– Я тоже подобрала несколько слов, начинающихся на эту букву:
Москва, моряк, мир, мечтать, мама, Марина, мёд.
– Какое слово лишнее? Почему? (Мечтать, так как отвечает на вопрос Что делать?)
– Выписываем остальные слова, которые требуют проверки и объясняем орфограммы.
– А что объединяет слова, которые мы записали? Отвечают на вопросы кто, что.
Взаимопроверка выполнения задания.
3. Постановка учебной задачи.
Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения? (из слов)
Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.
Сегодня на уроке нам нужно найти потерявшуюся часть речи
На доске появляется запись:
– Что будем делать? (Искать.)
– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)
- Какие возникли вопросы у следопытов-разведчиков?
1. Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
4. Открытие новых знаний
Стадия осмысления, прием «Мозговой штурм»
1. - Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)
- Рассмотрите иллюстрации художника о жизни первобытных людей. Предположите, какие слова они уже могли придумать?
Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие
- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его. (в парах)
Карточки
зверь |
одомашнивать |
грозил |
рыбачили |
звериный |
дом |
грозовое |
рыба |
озверел |
домашнее |
гроза |
рыбный |
|
|
|
|
- А почему?
- Сначала человек придумал имя каждому предмету.
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто ? Что?)
2. – Итак, пойдём по следам. Они ведут нас в долину «Окружающего мира».
– Замените одним словом и запишите:
– движение воздуха – ветер
– буря на море – шторм
– сильный ветер со снегом – метель
– ненастье с громом и молнией – гроза
– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?
Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.
- Следы привели нас в лес математики. Слушаем задачу:
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м))
– Молодцы. Назовите героев этой задачи.
Попугай, Мартышка, Удав.
– Как одним словом назвать эти слова?
– Животные. Запишите названия животных.
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– КТО?
– А на вопрос КТО? Кроме слов, обозначающих животных, какие ещё слова отвечает? К каким ещё словам мы можем поставить вопрос кто?
– Люди.
3. – Следы привели нас к океану изобразительного искусства.
Вы видите репродукцию картины.
– Что вы чувствуете, глядя на неё? (Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.)
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– ЧТО?
– Что обозначают эти слова? (чувства, переживания)
4.– Следопыты, мы дошли до поляны технологии.
– Для изготовления аппликации какие инструменты нам пригодятся?
– Ножницы, кисточка.
– Какие ещё знаете инструменты?
– Грабли, пила, лопата, топор…
– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?
– Предметы.
- На какой вопрос они отвечают?
- Что?
5. - Итак, следопыты-разведчики, что же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?
- Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это можно считать вещами.
- Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?
- На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.
- Как вы думаете, почему такое название? (предметы, вещи существуют)
– Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.
6. Физкультминутка. Интерактив
(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, играть, мама.
V. Развитие умений
– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?
– Может быть, можно обойтись без неё?
– Давайте проверим наше предположение.
– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.(карточки)
– Всё ли понятно?
– Исправим текст. Запишем исправленный текст.
Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.
6. Самостоятельная работа
1. -Следопыты из вас хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.
С.111 Упр. 206.
- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.
– На протяжении всего урока вы были настоящими друзьями, помогая друг другу, вы отыскали потерявшуюся часть речи. А теперь помогите собрать рассыпавшиеся слова по классу в одно предложение.
СЛЕДОПЫТЫ ИДУТ НА ПОМОЩЬ.
- Давайте запишем это предложение.
- Какое задание можем предложить?
- Давайте буквой найдём существительные и обозначим их буквой с.
- Каким членом предложения выражено существительное?
7. Подведение итогов урока
– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? Какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
– Достигли мы заданной цели?
– Какую часть речи мы изучали?
А) Выстраивание кластера.
Б) Синквейн
- Существительное.
- Собственное, нарицательное
- Называет, обозначает, употребляется.
- Речь невозможна без существительных.
- Предмет.
8. Рефлексия
Выразите ваше отношение к уроку одной из трех фигур: – урок был интересный, мне понравилось; было интересно, но сложновато для меня; было сложно, я мало что понял.
Посовещайтесь и выберите самых результативных участников группы.
9. Домашнее задание