Что такое существительное? 2-й класс (урок с применением технологии развития критического мышления)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

ТЕМА УРОКА: Что такое существительное?

ТИП УРОКА: Открытие нового знания.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.

Задачи:

  • Учить различать предмет и слово как часть речи;
  • Учить соотносить вопросы кто? и что?;
  • Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • Развивать речь учащихся.

I. СТАДИЯ ВЫЗОВА.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ-РАЗВЕДЧИКАМИ.
Кто сможет объяснить значение слова следопыт? (Словарь Ожегова)

  1. Охотник, выслеживающий зверя по следам. Зверолов-с.
  2. Человек (обычно член ученического коллектива), который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах. Юные следопыты отправились в поход по местам боевой славы отцов. 4 - Красные следопыты - следопыты (во 2 знач.).
  3. Тот, кто ищет,

А ещё нам нужно на уроке:
1. Иметь зоркий глаз;
2. Уметь слушать;
3. Быть внимательным.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

1. Чистописание

На доске

  • Большой - маленький
  • Война -…..
  • Глубокий -….
  • Старый -…
  • Твёрдый -….
  • Сухой -…

Для того, чтобы приступить к минутке чистописания нам нужно определить какую букву мы будем писать. Для этого вам нужно сформулировать и выполнить задание

(подобрать к словам антонимы. Они все начинаются с буквы М)

- Верно, сегодня будем писать строчную и заглавную и букву Мм .

2. Словарно-орфографическая работа

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

- Придумайте слова на букву М.

– Я тоже подобрала несколько слов, начинающихся на эту букву:

Москва, моряк, мир, мечтать, мама, Марина, мёд.

– Какое слово лишнее? Почему? (Мечтать, так как отвечает на вопрос Что делать?)

– Выписываем остальные слова, которые требуют проверки и объясняем орфограммы.

– А что объединяет слова, которые мы записали? Отвечают на вопросы кто, что.

Взаимопроверка выполнения задания.

3. Постановка учебной задачи.

Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения? (из слов)

Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.

Сегодня на уроке нам нужно найти потерявшуюся часть речи

На доске появляется запись:


– Что будем делать? (Искать.)

– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)

- Какие возникли вопросы у следопытов-разведчиков?

1. Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?

4. Открытие новых знаний

Стадия осмысления, прием «Мозговой штурм»

1. - Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)

- Рассмотрите иллюстрации художника о жизни первобытных людей. Предположите, какие слова они уже могли придумать?

Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие

- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его. (в парах)

Карточки

зверь

 одомашнивать

 грозил

 рыбачили

звериный

 дом

 грозовое

 рыба

озверел

 домашнее

 гроза

 рыбный

 

 

 

 

- А почему?

- Сначала человек придумал имя каждому предмету.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто ? Что?)

2. – Итак, пойдём по следам. Они ведут нас в долину «Окружающего мира».

– Замените одним словом и запишите:

– движение воздуха – ветер

– буря на море – шторм

– сильный ветер со снегом – метель

– ненастье с громом и молнией – гроза

– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?

Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.

- Следы привели нас в лес математики. Слушаем задачу:

Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м))

– Молодцы. Назовите героев этой задачи.

Попугай, Мартышка, Удав.

– Как одним словом назвать эти слова?

– Животные. Запишите названия животных.

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– КТО?

– А на вопрос КТО? Кроме слов, обозначающих животных, какие ещё слова отвечает? К каким ещё словам мы можем поставить вопрос кто?

– Люди.

3. – Следы привели нас к океану изобразительного искусства.

Вы видите репродукцию картины.

– Что вы чувствуете, глядя на неё? (Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.)

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– ЧТО?

– Что обозначают эти слова? (чувства, переживания)

4.– Следопыты, мы дошли до поляны технологии.

– Для изготовления аппликации какие инструменты нам пригодятся?

– Ножницы, кисточка.

– Какие ещё знаете инструменты?

– Грабли, пила, лопата, топор…

– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?

– Предметы.

- На какой вопрос они отвечают?

- Что?

5. - Итак, следопыты-разведчики, что же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?

- Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это можно считать вещами.

- Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?

- На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.

- Как вы думаете, почему такое название? (предметы, вещи существуют)

– Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.

6. Физкультминутка. Интерактив

 (Дети читают вслух стихотворение и маршируют)

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!

Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, играть, мама.

V. Развитие умений

– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?

– Может быть, можно обойтись без неё?

– Давайте проверим наше предположение.

– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.(карточки)

– Всё ли понятно?

– Исправим текст. Запишем исправленный текст.

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.

6. Самостоятельная работа

1. -Следопыты из вас хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.
С.111 Упр. 206.

- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.

– На протяжении всего урока вы были настоящими друзьями, помогая друг другу, вы отыскали потерявшуюся часть речи. А теперь помогите собрать рассыпавшиеся слова по классу в одно предложение.

СЛЕДОПЫТЫ ИДУТ НА ПОМОЩЬ.

- Давайте запишем это предложение.

- Какое задание можем предложить?

- Давайте буквой найдём существительные и обозначим их буквой с.

- Каким членом предложения выражено существительное?

7. Подведение итогов урока

– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? Какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

А) Выстраивание кластера.

Б) Синквейн

  1. Существительное.
  2. Собственное, нарицательное
  3. Называет, обозначает, употребляется.
  4. Речь невозможна без существительных.
  5. Предмет.

8. Рефлексия

Выразите ваше отношение к уроку одной из трех фигур: – урок был интересный, мне понравилось; было интересно, но сложновато для меня; было сложно, я мало что понял.

Посовещайтесь и выберите самых результативных участников группы.

9. Домашнее задание