“Игра представляет собой особую деятельность, которая
расцветает в детские годы и сопровождает человека
на протяжении всей его жизни....
Игра - есть дитя труда, которое
необходимо предшествует ей во времени...”.
Плеханов Г.В.
Активная профориентационная работа, как правило, проводится в старших классах общеобразовательной школы. В начальном и среднем звене данное направление осуществляется опосредованно. Но не следует забывать и о первой ступени обучения, о дошкольном образовании. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент интеллектуального и личностного развития человека, в том числе и профессиональное самоопределение. Конечно, в детском саду и в школе, ребенок много раз может изменить свои приоритеты в выборе будущей профессии, но впервые малыш задумывается, кем он станет, когда вырастет, именно в дошкольном возрасте. Не маловажную роль в этом играют педагоги детского сада, которые знакомят дошколят с названиями основных профессий, расширяют осведомленность об их содержании, что необходимо уметь человеку в той или иной профессии. Дают знания о том, что каждый труд в почете, а не почетно безделье и лень.
С этой целью в детском саду используются непосредственная образовательная деятельность, беседы в утренние и вечерние часы, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание картин, иллюстраций с изображением профессий. Игра является эффективным методом профориентационной работы, направленной на активизацию дошкольников в предварительном выборе профессии. Воспитатели просто играют с детьми, предлагая дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры. Эти игры направлены на усвоения ими общественного опыта, формируют первые представления о профессиях. Игры с профориентационным содержанием повышают уровень осведомленности малышей. Например, в играх “Назови профессию”, “Кто работает в селе?”, “Кто где работает?”, дети запоминают названия распространенных профессий. В играх “Кому что нужно для работы?”, “Кто на чем играет?” узнают новое об инструментах, которые используют люди разных профессий. Игры малой подвижности “Садовник”, “Что мы видели не скажем, а что делали - покажем” непроизвольно и увлекательно способствуют расширению и углублению знаний о разных профессиях.
Особый интерес у детей вызывают сюжетно-ролевые игры. Например, организовывая игру “Книжкина больница”, воспитатель не только учит детей беречь книги, а одновременно закрепляются знания о профессии библиотекаря. В строительных играх дети знакомятся со строительными профессиями, учатся распределять роли, проигрывая их в соответствии с выбранной ролью, играть дружно, быть главным и подчиненным, находить выход из проблемной или конфликтной ситуации.. А после того, как постройка завершена, например, построен театр, дети ставят спектакль для младших воспитанников, любуются не только своим творением, но мастерством актеров. Знакомятся и проигрывают профессии актера, портного, гримера. Если построили гараж, то мальчики и девочки могут проиграть роли водителей, кондуктора, слесаря и другие смежные профессии.
Совместные сюжетно-ролевые игры дают отличный результат благодаря присутствию моментов дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Они анализируют собственную деятельность и ее организацию. То, насколько профессионально будет организованна эта сторона игрового процесса, определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к своей будущей профессиональной деятельности.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники направляют свою активность на организацию и анализ коллективной деятельности в конкретных игровых ситуациях, учатся переносить внимание с продуктов и результатов мыслительных действий на процессы, способы и логику игры. Проигрывают выбранную профессию, пробуя свои силы и способности, “примеривают” на себя определенную роль. Например, в сюжетно-ролевой игре “Семья” дети пытаются жить взрослой жизнью: ходить на работу, ухаживать за малышом - куклой, готовить кушать. Подражают взрослым, прежде всего своим родителям, осмысливают их поведение. Аналогичным образом проигрываются другие сюжетно-ролевые игры, такие как: “Больница”, “Магазин”, “Школа”, “Спасатели”, “Летчики”, “Спецназ”.
Таким образом, в дошкольном возрасте игровая деятельность формирует у дошкольников исследовательское и творческое отношение к действительности и создает предпосылки к дальнейшему профессиональному самоопределению.