Система работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста

Разделы: Работа с родителями


I. Актуальность проекта

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может, только овладев речевым общением.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или диски не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Прежде всего, это подтверждается практикой воспитания детей.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Особое место в этих исследованиях занимают работы М.И. Лисиной, где изучалась роль коммуникативного фактора в процессе развития детей раннего возраста, в котором был выделен ряд аспектов, влияющих на становление речи. В результате этих работ установлена связь развития речи с содержанием потребности в общении, а именно подчеркивается роль ситуативно-личностного общения и ситуативно-делового общения.

В психологии детского возраста существует немало работ, таких учёных, как Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Е.О. Смирнова, и др., подчеркивающих принципиальную важность связей и отношений между ребенком и взрослым и признающих, что именно взаимодействие между ребенком и взрослым является стержневым в психическом развитии ребенка.

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик.

Цель проекта состоит в том, чтобы исследовать развитие речи детей раннего возраста и определить, насколько важное значение имеет общение родителей с ребенком для ее формирования.

Задачи проекта:

  • Выявить особенности речевого развития детей раннего возраста.
  • Выявить влияние степени общения родителей с ребёнком на ход развития речи.
  • Разработать рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

I. Определение проекта:

Проект “Система работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста” является долгосрочным и рассчитан на 1 год (ранний возраст).

Предметом проекта является система работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Объектом проекта определены родители группы детей раннего возраста.

Условия достижения целей и задач проекта:

- заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в практическом решении поставленных целей и задач;

- уровень профессиональной подготовки воспитателей МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №23 “Одуванчик” п. Астапово, Луховицкого района, Московской области;

- чёткий механизм реализации проекта.

Контингент участников проекта:

- воспитатели МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №23 “Одуванчик”;

- дети раннего возраста;

- родители детей;

- администрация МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №23 “Одуванчик”;

- логопед.

Основные направления реализации проекта:

- просветительское,

- практическое.

II. Специфика работы с родителями в МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 23 “Одуванчик”

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: “Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято”.

С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в соответствии с законом “Об образовании в РФ” и определили систему взаимодействия МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 23 “Одуванчик” с семьёй воспитанников.

Основной целью взаимодействия с семьей является создание единого пространства развития ребенка в системе “семья - ДОУ”.

Возможности реализации данной цели отражены в годовом планировании работы ДОУ. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, неоправданно продолжает сохраняться тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей.

 Во взаимодействии с родителями ДОУ руководствуется следующими принципами:

  • Принцип сотрудничества между родителями, специалистами и ребенком.
  • Принцип учета интересов родителей.
  • Принцип информационного обеспечения.
  • Принцип комплексного подхода к сотрудничеству ДОУ и семьи

Сотрудничество родителей и педагогов детского учреждения реализуется в процессе:

  • Ежедневных непосредственных контактов воспитателей с родителями, когда родители приводят и забирают детей;
  • Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
  • Ознакомления родителей с диагностикой знаний, умений, навыков их детей при индивидуальных беседах с воспитателями, логопедом;
  • Родительских собраний;
  • Дня открытых дверей;
  • Трудовой деятельности (оформление группы, покраска построек на участке);
  • Подготовки, проведения праздников, развлечений ;
  • Конкурсов рисунков, поделок.
  • Выставок (поделки из овощей, природного материала);
  • Выставок рисунков;
  • Наглядной агитации (папки – передвижки, памятки, рекомендации, консультации, фотовыставки в уголке для родителей).

Во время сотрудничества семьи с  детским садом может возникать ряд проблем, причем как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Эти проблемы можно сформулировать, как  неумение педагогов доступно преподнести информацию родителям, недостаточный уровень родительской компетентности.

Для устранения выше обозначенных проблем и для достижения предполагаемого результата были подобраны формы и методы реализации, разработан перспективный план работы по 3 направлениям:

  • Работа с семьями воспитанников.
  • Работа с педагогами ДОУ.
  • Работа с воспитанниками детского сада.
  • Работа с учителем-логопедом.
  • Работа с медицинской сестрой.

При этом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы  организации общения педагогов с родителями, воспитателями и детьми. Так, например, среди нетрадиционных форм организации выступают: открытые занятия в форме викторин, спортивных праздников; фольклорное развлечение “Коляда”, “Широкая Масленица”; фотовыставки, стенгазеты. Среди традиционных форм организации общения педагогов с семьёй воспитанников это родительские собрания, консультации. Особое место в годовом планировании отведено работе логопункта. К сожалению, детей с дефектами речи с каждым годом становится все больше и больше. Активно прогрессируют следующие дефекты: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дислалия, функциональная дислалия. Работа логопеда с детьми начинается в возрасте 4 лет, после диагностики звукопроизносительной стороны речи. Обследование проводится учителем-логопедом, врачом-логопедом, неврологом, отоларингологом на базе МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 23 “Одуванчик”. После диагностики формируется список детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как только списки сформированы, ребёнок считается зачисленным в логопедический пункт, где с ним проводится работа по постановки необходимого звукового ряда.

В связи с тем, что динамика по развитию речи детей раннего возраста слабая, мы видим необходимость в разработке авторского проекта “Система просветительской и коррекционной работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста”.

III. Особенности организации исследования

Ведущая роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослого, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи малыша в усвоении родного языка. Поэтому цель работы состоит в том, чтобы исследовать развитие речи детей раннего возраста и определить, насколько важное значение имеет общение родителей с ребёнком для её формирования.

Задачи исследования:

  • проведение и анализ диагностики на изучение исследования развитие речи детей раннего возраста;
  • анкетирование родителей на выявление уровня сформированности компетенций в вопросах речевого развития ребёнка и последующий анализ;
  • разработка рекомендаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

В данной работе представлена “Диагностика развития речи детей раннего возраста”, которая составлена по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой . Данная диагностика была использована нами для того, чтобы проанализировать уровень речевого развития детей раннего возраста. Также проведено анкетирование родителей на выявление уровня сформированности компетенций в вопросах речевого развития ребёнка и на основании полученных результатов разработать систему просветительской и коррекционной работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Исследование проводилось на базе МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 23 “Одуванчик” п. Астапово, Луховицкого района Московской области.

IV. Авторская система просветительской и коррекционной работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста

Для достижения цели исследования в начале учебного года была проведена диагностика исследования речи детей раннего возраста, которая составлена по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Приложение 1).

Диагностика проводилась индивидуально в первой половине дня в среду, так как активность детей в первой половине дня выше и основная нагрузка в приобретении знаний и навыков приходится на середину недели. Она проводилась на основании наблюдений, занятий, игровой и самостоятельной деятельности детей. Диагностика носит прогностический характер, т.е. позволяет выявить перспективные линии развития ребёнка раннего возраста и заметить факторы риска в развитии речи. Полученные результаты помогают создать информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальный образовательных потребностей каждого воспитанника.

Согласно примерной общеобразовательной программе дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой целевые ориентиры речевого развития ребёнка раннего возраста предполагают формирование у детей умение говорить (внятно, невнятно); умение отвечать на вопросы; умение выполнять поручения, способствующие общаться со сверстниками и взрослыми; умение рассматривать картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом; умение понимать речь взрослого без наглядного сопровождения по словесному указанию взрослого; умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения; умение сопровождать речь игровыми действиями. Знания детей диагностировались следующим образом: высокий уровень знаний, средний уровень знаний, низкий уровень знаний.

Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики речи детей раннего возраста на контрольном этапе исследования

  Умение говорить Умение отвечать на вопросы Умение выполнять поручения Умение рассматривать картинки Умение понимать речь взрослого Умение слушать небольшие рассказы Умение сопровождать речь игровыми действиями
в 38,46% 23,08% 30,77% 30,77% 7,69% 23,08% 38,46%
с 38,46% 46,15% 53,85% 61,54% 84,62% 46,15% 38,46%
н 23,08% 30,77% 15,38% 7,69% 7,69% 30,77% 23,08%

Из Таблицы 1 мы видим, что преобладает средний уровень развития речи детей. Особенно в процессе приобретения умение понимать речь взрослого без наглядного сопровождения по словесному указанию (84,62%) и в процессе рассматривания картинок, книг, игрушек в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом (61,54%). Это связано с тем, что дети плохо говорили и ещё не владели способами общения друг с другом.

Более наглядно эти результаты представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты диагностики речи детей раннего возраста на контрольном этапе исследования

Из диаграммы видно, что красный преобладает, что соответствует среднему уровню развития речи детей и, как следствие, преобладание базовых образовательных потребностей. Зелёный цвет показывает какой процент образовательных потребностей воспитанников находится в зоне риска.

Очень важное значение имеет индивидуальное взаимодействие взрослого и ребёнка. Учитывая то, что семье сейчас принадлежит ведущая роль в развитии речи ребенка, мы провели анкетирование с родителями на тему: “Речевое развитие ребёнка” (Приложение 2), с тем, чтобы узнать, как остро стоит вопрос о развитии речи наших детей.

Таблица 2.

Результаты анкетирования с родителями на тему: “Речевое развитие ребёнка”

  Вопросы да нет не имею представления не всегда
1 Проводите ли работу по совершенствованию речи 69% 0% 31% 0%
2 Хотели бы освоить приёмы по развитию речи 100% 0% 0% 0%
3 Следите ли вы, как говорит ваш ребёнок 92% 0% 0% 8%
4 Исправляете ошибки в речи 92% 0% 0% 8%
5 Хотите научиться исправлять дефекты 85% 15% 0% 0%
6 Умеет ваш ребёнок слушать сказку 69% 8% 0% 23%
7 Рассказывает по картинке сказку 62% 38% 0% 0%
8 Передает ли словами, жестом содержание сказки 77% 23% 0% 0%
9 Высказывается о книге или событии 69% 31% 0% 0%
10 Проявляется склонность к рифмовке 23% 77% 0% 0%

Из Таблицы 2 мы видим, что развитие речи является актуальной темой для родителей. К сожалению, они не владеют приемами работы по развитию речи, но хотят их освоить.

Более наглядно результаты анкетирования с родителями представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Результаты анкетирования с родителями на тему: “Речевое развитие ребёнка”

Из диаграммы видно, что 85% родителей хотят научиться исправлять дефекты речи, однако, 92% родителей следят за тем, как говорит их ребенок, и исправляют ошибки, допущенные в речи.

Таблица 3.

Формы педагогической помощи

собрания открытые занятия наглядна агитация консультация индивидуальная беседа
15% 39% 8% 38% 31%

Из Таблицы 3 мы видим, что 39 % родителей считает, что основными формами педагогической помощи должны быть открытые занятия и консультации. К сожалению, наглядной агитации уделяют внимание лишь 8% родителей.

Более наглядно результаты представлены в диаграмме 3.

Диаграмма 3. Формы педагогической помощи

Таблица 4.

Взаимодействие с детьми по развитию речи

детский сад родители все сообща
0% 0% 100%

Из Таблицы 4 мы видим, что 100% родителей считают, что развитием речи ребёнка должны заниматься в тесном контакте детский сад и семья.

Более наглядно это представленно в диаграмме 4.

Диаграмма 4. Взаимодействие с детьми по развитию речи

Таблица 5.

Рекомендации и пожелания воспитателям

показать логопеду все устраивает
23% 77%

Из Таблицы 5 мы видим, родители какие-либо рекомендации воспитателю по развитию речи детей не дали, лишь 15% родителей просят показать детей специалисту (логопеду).

Более наглядно это представлено в диаграмме 5.

Диаграмма 5. Рекомендации и пожелания воспитателям

Полученные на этом этапе результаты явились основанием для создания и осуществления комплексных занятий по развитию речи. Необходимость использования естественных условий жизни и взаимоотношения с детьми во время режимных процессов, обогащение чувственного опыта детей доступными впечатлениями и правильной организацией их самостоятельной деятельности. Наблюдая совместно с детьми за какими-либо явлениями или действиями взрослых на прогулке, рассматривая картинки, показывая им что-то, разговаривая по поводу их игры, необходимо не только называть отдельные предметы и действия, но объяснять их, устанавливать связь между отдельными фактами, определять свойства и назначение предметов.

Для развития обобщенного значения слов, формирования на основе речи понятий необходимо, одни и те же слова употреблять в различных сочетаниях и ситуациях. Например, вместо шаблонного ежедневно повторяемого предложения “Сейчас будем заниматься” можно сказать: “Сегодня мы будем лепить” или “Несите стулья, надо заниматься”, “Сегодня будем рисовать”. Вместо “Ешьте аккуратно” можно сказать: “Надо аккуратно кушать, чтобы фартучек был чистым”. Необходимо говорить о том, что они могут чувственно воспринять, то есть что они видят, что можно показать в натуре, на картинке или на игрушках. В то же время можно и даже нужно говорить с детьми, рассказывать им о таких событиях, которые никогда ранее в таком сочетании не воспринимались, по отдельные элементы которых знакомы детям. Эффективность, использования упражнений пальчиковой гимнастики необходимо проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом в режиме дня ДОУ. Пальчиковая гимнастика, направленная на формирование тонкой моторики, максимально индивидуализирует процесс формирования речи.

Чтобы деятельность детского сада и семьи проходила слаженно и регулярно, мы разработали авторский проект “Система просветительской и коррекционной работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста”

Цель проекта такова: сформировать у родителей желание развивать речь своего ребенка, общаясь с ним; правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Чтобы достичь этого, нами разработан “План совместной работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста” (Приложение 3).

Также был разработан план мероприятий по работе с родителями. В него вошли:

  • Индивидуальные встречи с родителями. Их мы выстраиваем в процессе общения с каждой семьей в течение года, из чего узнаем об особенностях развития ребенка.
  • Участие родителей на собраниях и встречах за круглым столом по обмену опытом. Здесь родители имеют возможность познакомиться с пальчиковыми играми, с играми на развитие слухового внимания, речевого дыхания, в которые они могут поиграть с ребенком дома, а так же обменяться опытом с другими родителями.
  • Организовываем познавательную игротеку, где устраиваем выставки развивающих игр по речевому развитию, а так же предлагаем литературу по проблемам речевого развития.
  • Значительное внимание уделяется консультативно-просветительской работе с семьями, например: “Артикуляционная гимнастика”. “Сочиняем сказку”, “Для чего развиваем мелкую моторику” и т.д.
  • Для родителей мы разработали памятки “Поможем ребенку научиться говорить правильно”.
  • Родительское собрание на тему: “Развитие речи в раннем возрасте” (Приложение 4).

По итогам нашего исследования нами были разработаны рекомендации для родителей, направленные на формирование речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей.

  1. Обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно, добиваться от него внятного произношения.
  2. Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для ребёнка рассказом.
  3. Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки.
  4. Стимулировать стремление ребёнка заговорить, для чего давать поручения.
  5. Развивать мелкую моторику.

Для реализации этих рекомендаций родителям необходимо поощрять инициативные высказывания ребёнка (вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить, дать любую понравившуюся игрушку), внимательно его выслушать, отвечать, выполнять просьбу. В разговоре с ребенком родители должны точно и правильно называет предметы и игрушки, находящиеся в доме. Родители должны внимательно следить за речью и произношением звуков, исправлять ошибки. Очень важно поддерживать инициативное речевое обращение и по возможности превратить в разговор. Надо давать ребёнку постепенно усложняющиеся словесные поручения, например: “Попроси папу, чтобы он тебе помог достать книжку с полки, скажи: папа, достань, пожалуйста, книжку”.

Для развития мелкой моторики необходимо использовать пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры и упражнения, которые оказывают благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Например: фольклорные пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания.

Итоговая диагностика.

Разработанный нами проект “Система просветительской и коррекционной работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста”, является актуальным. В ходе работы наблюдается сдвиг в пользу увеличения уровня речевого развития детей и качество сформированности компетенций родителей в вопросах речевого развития детей раннего возраста. Об этом свидетельствуют и результаты повторной диагностики детей, направленной на развитие речи.

Таблица 6.

Результаты диагностики речи детей раннего возраста на итоговом этапе исследования

  Умение говорить Умение отвечать на вопросы Умение выполнять поручения умение рассматривать картинки Умение понимать речь взрослого Умение слушать небольшие рассказы Умение сопровождать речь игровыми действиями
в 38,46% 38,46% 38,46% 46,15% 30,77% 38,46% 53,85%
с 61,54% 53,85% 61,54% 53,85% 61,54% 30,77% 46,15%
н 0% 7,69% 0% 0% 7,69% 30,77% 0%

Диаграмма 6. Результаты диагностики речи детей раннего возраста на контрольном этапе исследования

Таким образом, результаты исследования позволили сделать вывод: развитие речи позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а, следовательно, развивается его активный словарный запас и, как следствие, развивается речь ребёнка. На этом работа с родителями и детьми по развитию речи не заканчивается, а продолжается и окончательные результаты можно будет подводить намного позже.

V. Итог проекта.

По итогам диагностического исследования и наблюдений, нами отмечено, что уровень развития речи детей раннего возраста в системе “родители – детский сад” является показательным. Мы можем говорить о том, что эффективное развитие речи детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно направленного общения со взрослым человеком. Результаты данного исследования оптимизирует процесс развития речи, так как будут учитываться индивидуальные, возрастные особенности детей, а также процесс формирования речи перейдет на новый качественный уровень в методическом, и образовательном планах. Следовательно, при проведении системной работы воспитателя с родителями развитие речи детей раннего возраста протекает более эффективно. Поэтому нами были разработаны рекомендации для родителей, направленные на формирование речи детей раннего возраста. Задача воспитателя заключается в оказании родителю необходимой психолого-педагогической помощи, состоящей в проведении соответствующей развивающей, коррекционной работы. Не может остаться в стороне от этой работы и сам родитель. Он должен занять по отношению к себе активную жизненную позицию и освоить приемы саморазвития, самокоррекции и самореализации.

Список используемой литературы.

  1. Выготский, Л.С. Детская речь. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
  2. Гвоздев, Н. А. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
  3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 112 с.
  4. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М.: Просвещение, 2004. – 98 с.
  5. Запорожец, А.В. Психология. - М.: Сфера, 2001. - 228 с.
  6. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 464 с.
  7. Леонтьев, А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
  8. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - СПб.: Питер, 2009, 320с.
  9. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М.: Просвещение, 2006. - 315 с.
  10. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студентов выс.пед.учебных заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 687 с.
  11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез. 2014. – 368 с.
  12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
  13. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 440 с.
  14. Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с.
  15. Чуковский, К.И. От двух до пяти/собрание сочинений в 15 т. - М., Терра - Книжный клуб, 2001
  16. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / Пед. соч. : в 6 т. – М., 1990. – Т.5.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
  18. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. – М.: Эксмо, 2013. – 144 с.