Представленный материал является частью проектной деятельности по формированию читательской активности дошкольников. Актуальность этой работы заключается в необходимости прививать детям интерес к чтению, развивать чувство языка, формировать речевые и познавательные умения, навык связных высказываний, воспитывать нравственные качества личности. Деятельность представляет собой поиск и использование форм взаимодействия всех участников, способствующих приобщению детей к художественной литературе.
Мероприятие по развитию речи “Сказка – в жизни подсказка” не только является увлекательным путешествием в волшебный мир, но и позволяет в доступной форме донести до сознания детей глубокие моральные идеи. Сказки воспитывают эмоциональные отношения к людям, предметам, явлениям. Образные, яркие выражения, сравнения способствуют развитию воображения и выразительности речи. Дети сильнее взрослых чувствуют притягательную силу сказок, однако познать всю мудрость, заключенную в них, самостоятельно им удается не всегда. Взрослый может и должен помочь маленькому человеку, вглядываясь в героев сказок, постигать духовно-нравственные ценности, заложенные в нем самом.
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей в процессе совместной деятельности с педагогом посредством игровых речевых упражнений на фоне эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, себе, окружающим, произведениям детской литературы.
Задачи:
- Образовательные: обучение анализу произведения, различение и выделение положительных и отрицательных качеств героев, оценка их поступков; нахождение в сказках жизненного правила; подбор синонимов и антонимов к словам; составление четких, полных, развернутых ответов на поставленные вопросы.
- Развивающие: развитие целенаправленного внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, воображения, умственных и речевых способностей, словесного творчества, дикции, общей моторики.
- Воспитательные: нравственное становление, воспитание любви к устному народному творчеству, авторским сказкам, умения выделять основную мысль произведения, слушать других и говорить самому.
Интеграция образовательных областей: “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация “Сказка – в жизни подсказка”, стенд с выставленными сказками.
Ход организованной образовательной деятельности
Педагог встречает детей, обращает внимание на выставку героев книг, просит назвать их.
Дети называют персонажей.
Педагог: Как вы думаете, из каких книг пришли эти герои?
Дети догадываются: Эти герои пришли из сказок.
Педагог: Правильно. Сказки - это такие литературные произведения, в которых присутствует вымысел. Как правило, они со счастливым концом, в котором добро побеждает зло. Каждый из вас любит слушать, а может быть, и рассказывать сказки о прекрасных принцессах, смелых юношах, злых чудовищах...Оказывается, несмотря на то, что сказки вымышленные и даже часто волшебные, они помогают нам в обычной жизни, подсказывают нам что-то важное. Давайте сегодня попробуем в этом разобраться. Итак, сказка – в жизни подсказка.
Педагог рассаживает детей, предлагает рассмотреть кроссворд, в котором по горизонтали написано слово “подсказка”, и нужно дополнить девять слов по вертикали, отвечая на задания (слайд 3).
Педагог: Мы с вами будем выполнять задания и записывать слова-отгадки в кроссворд. А слова эти как раз и будут те подсказки, которым учат сказки.
1 задание.
Педагог: Сейчас мы поиграем в игру, которая называется “Кто рядом?”. Вам нужно сказать, кого можно увидеть рядом с героями сказок, представленных на слайде (слайд 4).
Дети составляют предложения:
Рядом с крокодилом Геной бывает Чебурашка.
Рядом с Винни-Пухом – Пятачок. ...
Педагог: Почему же эти герои рядом? Чему учат сказки с этими героями?
Дети: Эти сказки учат дружить.
Педагог хвалит детей. В кроссворде появляется слово “дружба” (слайд 5).
2 задание.
Педагог: А сейчас вас ждет игра “Кто лишний?” (слайд 6)
Дети догадываются, кто лишний герой (Снежная королева) и объясняют свой выбор (Все остальные герои добрые).
Педагог: Правильно! В кроссворде появляется слово “доброта” (слайд 7).
3 задание.
Педагог: Ребята, как вы думаете, каким должен быть герой-мужчина, чтобы победить зло? (слайд 8)
Дети предлагают варианты ответов на вопрос (Герой должен быть смелым, сильным, выносливым).
Педагог читает представленные на слайде качества ипредлагает выбрать среди них то, которое подходит по буквам для нашего кроссворда.
Дети выбирают слово “ловкость”, оно появляется в кроссворде (слайд 9). Педагог хвалит детей.
4 задание.
Педагог: Герои сказок (и, кстати, не только мужчины) для достижения своей цели преодолевают всякие трудности. Вот, например, Герда из сказки “Снежная королева”. А я прошу вас вспомнить сказку “Петушок и бобовое зернышко” и рассказать по картинкам, как курочка спасала петушка (слайд 10).
Дети составляют краткий рассказ по серии картинок.
Педагог хвалит детей, говорит, что такое качество называется упорство, настойчивость, твердость, терпение, неотступность.
В кроссворде появляется слово “упорство” (слайд 11).
Педагог: Молодцы! А теперь представьте себе, что мы с вами попали в сказку. Нам надо спасти принцессу, которую заколдовал злой волшебник. Для этого нужно добыть яблоко из волшебного сада. Но есть одно важное условие: все действия выполнять без рук, ни при каких обстоятельствах ни двигать руками! Проверим, какие вы упорные и неотступные!
Физ. минутка “Спасем принцессу” (слайд 12)
Дети выходят на свободное место, выполняют движения, стараясь не шевелить руками.
Педагог: Мы поворачиваемся вокруг себя и оказываемся на дороге к волшебному фруктовому саду. Идем по этой дороге. Перед нами заросли колючего кустарника, но мы пробираемся сквозь него. Теперь перед нами пещера. Нужно наклониться или даже присесть, чтобы ее преодолеть. А теперь перед нами река. Надо как-то проплыть, но не забывайте главное условие! А вот и волшебный фруктовый сад! Вот оно яблоко! Как высоко висит на ветке! А ну-ка, упорные ребята, сорвите волшебное яблоко, и принцесса освободится от злых чар!
Педагог хвалит детей, предлагает себе похлопать (слайд 13), затем отдохнуть от трудного путешествия и сесть на стулья.
5 задание.
Педагог: Ребята, как вы думаете, главный герой справляется со злом один или емукто-нибудь помогает? Вспомните, какие животные в сказке “Царевна-лягушка” помогли Ивану добыть смерть Кощея (слайд 14).
Дети перечисляют животных (медведь, заяц, утка, щука)
Педагог предлагает детям послушать небольшой отрывок из сказки “Царевна-лягушка”. После прослушивания аудиозаписи педагог говорит о том, что очень многие сказки учат нас взаимопомощи, взаимовыручке.
В кроссворде появляется слово “взаимопомощь” (слайд 15).
6 задание – пальчиковая гимнастика “Петушок”.
Педагог: Вот и в сказке “Кот, петух и лиса” кот несколько раз выручал своего друга. А кто может сказать, как рыжая плутовка обманула петушка? (слайд 16)
Дети рассказывают о том, как лиса хитростью выманила петуха из дома.
Педагог предлагает произнести песенку-закличку лисы и изобразить петушка, соединив “в клюв” “большой и указательный пальцы, а остальные пальцы, распрямив, как гребешок.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Педагог: А как вы думаете, что неправильно делал петушок?
Дети отвечают на вопрос (Петушок не слушался кота). Педагог подводит детей к мысли, что надо слушаться старших.
В кроссворде появляется слово “послушание” (слайд 17).
7 задание.
Педагог: Чтобы вписать в кроссворд следующее слово, нужно отгадать загадку (слайд 18):
Без сапог он просто зверь,
в сапогах – герой, поверь.
Шпага, шляпа, сапоги...
Разбежались все враги!
Дети отгадывают (Кот в сапогах).
Педагог предлагает догадаться, какие качества кота, помогают устроить жизнь его хозяину.
Дети подбирают варианты ответов (Сообразительность, догадливость, смышленость, смекалка). При затруднении слова произносит педагог.
Педагог хвалит детей. В кроссворде появляется слово “смекалка” (слайд 19).
8 задание.
Педагог: Вы такие сообразительные, догадливые! А ну-ка, послушайте-ка отрывок из книги и узнайтерусскую народную сказку! (слайд 20)
“...Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдавать ей за курочку гусочку. Взяла лисичка гусочку, идет да поет:
Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку,
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла гусочку!
Дети догадываются: Сказка называется “Лисичка со скалочкой”.
Педагог просит ответить на вопрос “За что в конце сказки была наказана лиса?”
Дети отвечают на вопрос. (Лису покусала собака, потому что она всех обманывала.)
Педагог хвалит детей, просит сказать слово-“неприятель” к слову “ложь” (“обман”) – Игра “ Скажи наоборот”. Дети подбирают слова. (Правда, честность)
В кроссворде появляется слово “честность” (слайд 21).
9 задание.
Педагог: Нам осталось вписать в кроссворд последнее слово. А задание будет такое: догадайтесь, какого слова не хватает в пословицах и поговорках (слайд 22).
Педагог читает пословицы, пропуская в тексте слово “труд”:
- Без ... не вытянешь и рыбку из пруда.
- Терпенье и ... все перетрут.
- Землю красит солнце, а человека ....
- ... кормит, а лень портит.
Дети произносят недостающее слово, повторяют за педагогом пословицы.
Педагог предлагает рассмотреть картинки из сказок, вспомнить их названия (слайд 23).
Педагог: Каким качеством обладают герои этих сказок?
Дети догадываются: Все герои – трудолюбивые.
В кроссворде появляется слово “трудолюбие” (слайд 24).
Педагог хвалит детей, еще раз читает все положительные качества, которым учат нас сказки, затем открывает слайд со словами А.С. Пушкина “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок” (слайд 25).
Педагог заканчивает занятие, включает музыку о сказках.
Список литературы.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов.- М.: Просвещение, 1990.
- Формирование познавательных действий у детей 6-7 лет: программа, непосредственно образовательная деятельность, проекты / авт.-сост. А.А. Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2016.
- 500 загадок для детей. / Сост. И.А. Мазин.- М.:ТЦ Сфера, 2006.
Интернет-ресурсы.
- http://www.happy-giraffe.ru
- http://www.rastut-goda.ru
- http://mir-skazok.net