Цель:
- Познакомить детей с местными национальностями, населяющими Приамурье, их культурой, обычаями, традициями.
- Разучить национальные игры, закрепить правила.
Развивающие задачи:
- Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, волевые качества.
Воспитательные задачи:
- Прививать любовь к родному краю, народному творчеству.
Оборудование: презентация “Народы Приамурья”, спортивное оборудование.
Ход занятия
Под музыкальное сопровождение дети входят в зал. Останавливаются.
1 ребенок:
Привет, дружище Приамурье!
Мой край красивый и родной!
2 ребенок:
Здесь я расту твоей былинкой,
Любуюсь небом и тайгой!
3 ребенок:
Грибами пахнет и брусникой,
Снуют трудяги муравьи!
4 ребенок:
Бегут ручьи, кристально чистые
В могучую реку Амур
5 ребенок:
Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать его.
6 ребенок:
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!..
Воспитатель:
Приамурье – это за Амуром,
Это там где сопки и тайга,
Это там где снег по перевалам,
Где зимой беснуется пурга...
Придет весна и все проснется
Настанет праздник для души
И все живое встрепенется
И зазвенит в лесной глуши
И вот в этом дивном краю , на высоком берегу могучей реки живописно раскинулось древнее нанайское село с красивым названием – Сикачи - Алян. В переводе с нанайского “сакачи”– поселение между двух утесов, “алян”– залив. И сегодня мы отправимся в путешествие в этот поселок. Мы пойдем пешком. Приготовитесь.
Упражнения в ходьбе и беге:
“По полю, по дорожке”. Ходьба гимнастическим шагом.
“Через болото, по кочкам”. Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе.
- “По мостику, через ручеек”. Ходьба на носках, руки в сторону.
“Поднимаемся на сопку” Ходьба с опорой на ступни и ладони.
“Спускаемся с сопки”. Ходьба с полувыпадами, руки на поясе, с поворотом туловища на каждый шаг вправо, влево.
“По полю по дорожке” Ходьба гимнастическим шагом.
“Через овраги”. Бег широким шагом.
“По проселочной дороге” Бег мелким шагом.
Ходьба с выполнением дыхательных упражнений
(Слайд №1)
Воспитатель: Вот мы и добрались с вами. Встречают нас жители этого села- нанайцы и говоря нам – “Бачигоапу!”, что по-нанайски означает “Здравствуйте!”
Нанайцы - хорошие охотники и рыбаки. Это очень дружный, выносливый и веселый народ. На большие праздники они собираются все вместе – поют, танцуют национальные танцы и играют в разные игры. А вы хотите поиграть?
(Слайд №2)
Но сначала сделаем разминку:
Комплекс ОРУ
Фонетическая гимнастика “Веселые ребята”
Мы ловкие, смелые, быстрые, умелые.
Любим спортом заниматься и конечно же, смеяться.
Как мы смеёмся? “Ха-ха-ха!”
(слова “Ха-ха-ха!” дети произносят на длительном выдохе)
Упражнение повторяется 2 раза.
“Растягивание резины”.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки перед грудью сжаты в кулаки.
1,2 – развести руки в стороны, вдох.
3,4 – вернуться в И.п., выдох. Упражнение повторить 5-6 раз
“Наклоны в стороны”.
И.п. – стоя на коленях, руки на поясе.
1,2 – наклониться вправо.
3,4 – и.п.
То же влево. Упражнение повторить 3-4 раза
“Хлопок под коленом”. И.п. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 - поднять левую согнутую ногу и хлопнуть под коленом, сказать: “Хлоп!”
2 - вернуться в И.п.
3,4 – тоже правой ногой.
Упражнение повторить 3-4 раза
Присядь – наклонись”.
И.п. – основная стойка, руки полочкой за спиной.
1- присесть на носки с прямой спиной, разводя колени, руки вперед.
2- выпрямить ноги, наклоняясь вперед, отводя руки назад, голова – прямо.
3- присесть, руки вперед.
4- И.п.
Упражнение повторить 6-8 раз
“Сесть–лечь”
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
1,2 – сесть, руки вытянуты вперед, сказать: “Сели!”
3,4 – И.п.
Упражнение повторить 5-6 раз
“Попрыгай - повернись”.
И.п. – ноги вместе, руки на поясе.
1-3 – прыжки на двух ногах.
4- прыжком повернуться на 90 градусов вправо.
После поворота на 360 градусов, то же выполнить влево.
Упражнение повторить 2 раза.
Ходьба на месте с выполнением дыхательных упражнений.
Воспитатель: Мышцы разогрели и готовы играть.
Основными занятиями мужчин в этом селении были охота и рыбная ловля.
(Слайд №3)
Одной из любимых промысловых охотничьих игр была игра “Охота на уток” – Гаса ваайцаори. Я предлагаю вам в нею поиграть.
Правила игры: на полу чертится круги круг, обозначавший озеро. Неподалеку, в лесу, в кустарнике, прячутся охотники. Дети, изображавшие “уток”, сидят на корточках и громко крякают, искусно подражая настоящим уткам. По условному сигналу “утки” поднимаются и “летят” к озеру. Скрывающийся “охотники” бросают в бегущих мячи, “осаливая уток”.
Охотников выберем при помощи считалки:
Шла машина из Тунгира,
Потеряла 2 корзины,
Кто найдет – тот вон пойдет!
(Слайд №4)
Воспитатель: Рыба для нанайцев, что для русских хлеб. Нет рыбы , нет жизни.
Следующая игра “Рыбаки и рыбки”
Правила игры: на полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
А сейчас игра-поединок “Перетягивание каната”.
Ни один национальный праздник не обходился без этого увлекательного и сегодня поединка. По своему содержанию “Перетягивание каната” представляет собой имитацию вытаскивания невода с рыбой. У нанайцев невод тянули двумя способами: веревками через плечо и веревками впереди себя. Так же перетягивают и канат.
Нам необходимо поделиться на две команды. (Дети строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый, второй)
(Слайд №5)
Воспитатель: Нанайцы верили в разных богов, в разных духов. А , чтобы отогнать злых и умаслить добрых духов, а также в случае болезни за помощью всегда обращались к шаману, который надевал специальный пояс весом до 12 кг, брал в руки бубен и начинал действовать.
Следующая игра “Белый шаман”.
Правила игры: играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится - на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
(Слайд №6)
Воспитатель: все это уже в прошлом. И как весточка из прошлого в этом поселке археологами были обнаружены наскальные рисунки – петроглифы.
В древней нанайской легенде говорится, что давным- давно на Земле было не одно, а три солнца. Было так жарко, что вода в Амуре кипела, камни же были мягкими, как воск. Трудно тогда жилось людям: зверя осталось совсем мало, а рыба умирала от жары.
И сказал тогда охотник по имени Кадо: “Есть три солнца на небе. Жить слишком горячо. Я хочу застрелить два солнца”.
Взяв лук со стрелами , он пошел к восходу солнца. Там вырыл яму и, спрятавшись в ней , затаился. Когда взошло первое солнце, Кадо меткой стрелой сбил его. Во второе солнце он не попал, но зато третье последовало за первым. Осталось на небе только одно среднее солнце. И пока камни еще не остыли, люди в память о победе Кадо нарисовали на них изображения разных зверей и птиц. Потом камни стали твердыми.
Так легенда объясняет происхождение наскальных рисунков у села Сикачи-Алян. Умелыми сильными руками древних талантливых художников выбиты изображения птиц, зверей , рыб, людей на сикачи-алянских базальтах, образовавшихся некогда в результате извержения вулкана. Когда-то давно нанайцы приходили к камням, чтобы задобрить духов или просить о помощи. А сейчас приезжают люди из разных уголков света, чтобы ими полюбоваться.
(Слайды №6, № 7)
Воспитатель: поиграем в еще одну игру, называются она “Солнце”.
Правила игры: играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож).
Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.
Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие.
Ребята, вам понравилось? Где мы побывали? А в какие игры поиграли? И в память о нашем путешествии я вам дарю открытки и изображением петроглифов.